|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
19.05.2010 В партии «Нур Отан» обсудили проект государственной программы развития образования в Казахстане на 2011-2020 годы
Стоит напомнить, что это не первое обсуждение законопроектов и госпрограмм, проводимое по инициативе партийцев. Аналогичную процедуру накануне прошли законопроект «О науке» и госпрограмма о развитии системы здравоохранения. На подобных диалоговых площадках формируется консолидированная позиция в обществе по ряду актуальных направлений политики государства. В этот раз к диалогу были приглашены депутаты парламента страны, представители Министерства образования и науки, НДП «Нур Отан» и других политических партий, неправительственных организаций, ректоры национальных вузов, ученые и эксперты. Им представилась прекрасная возможность выразить свою точку зрения по вопросам совершенствования системы управления и финансирования дошкольного воспитания и обучения, всех видов образования, а также перехода на 12-летнее образование и ряда иных важных вопросов данной сферы. Предваряя обсуждение, Нурлан Нигматулин акцентировал внимание участников встречи на том, что это «один из очень важных проектов», и при этом отметил, что «развитие системы образования находится в поле постоянного внимания главы государства, председателя нашей партии, поскольку без наличия развитой национальной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, без повышения качества человеческого капитала модернизированный рывок в экономике невозможен». В этой связи он особо подчеркнул, что «партия видит свою задачу в том, чтобы выстроить эффективный формат взаимодействия власти и общества, объединить усилия всего народа для создания в стране условий устойчивого роста человеческого капитала». Необходимо сказать, что актуальность данного проекта госпрограммы тесно переплетается с задачами, стоящими перед страной, а именно: претворением в реальность ключевых направлений Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года и Программы форсированного индустриально-инновационного развития страны. Представляя проект Госпрограммы развития образования РК на 2011-2020 годы, министр образования и науки Казахстана Жансеит Туймебаев обозначил восемь основных направлений этого документа. К примеру, что касается совершенствования форм финансирования, то в программе предусмотрено подушевое финансирование. В дошкольном образовании это новшество предполагается ввести уже в следующем году, в средней школе - в 2015 году, в старших классах - с 2013 года, в учреждениях технического и профессионального образования - в 2014 году. Кроме того, внедрить ваучерное финансирование повышения квалификации педагогов, а также накопительную систему государственно-частного кредитования обучения в вузе. По замыслу все это приведет к прозрачности и эффективности финансирования, формированию конкурентной среды в сфере образования и будет стимулировать развитие рынка частных услуг в этой сфере. Далее глава ведомства подробно остановился на всех направлениях проекта госпрограммы. Они касались и повышения престижа педагога, и увеличения размера доплат, которые будут зависеть от квалификации учителя, и внедрения в среднем, техническом, профессиональном и высшем образовании системы электронного обучения и других не менее важных аспектов совершенствования этой системы. После презентации у присутствующих на встрече возникло немало вопросов. В частности, они касались отсутствия в проекте госпрограммы реальных механизмов борьбы с коррупцией, низкого качества учебников и в этой связи слабого уровня образования, спада управленческой культуры. Наряду с этим депутат мажилиса Майра Айсина считает, что в проекте акцент сделан на международных критериях образования. Поэтому она считает, что не помешало бы адаптировать госпрограмму к отечественным реалиям. Между тем в процессе обсуждения этого документа серьезную обеспокоенность у Нурлана Нигматулина вызвал вопрос льготного кредитования студентов. По сути эта программа была «успешно провалена». Из выделенных на эти цели из госказны 15 миллиардов тенге профинансировано всего 0,53 процента от этой суммы - порядка 800 миллионов тенге. Почему это происходит? По словам первого заместителя председателя правящей партии, студенты обращаются по вопросу льготного кредитования в общественные приемные «Нур Отана». Он считает, что необходимо разобраться с этим вопросом и пересмотреть систему кредитования. «Условия кредитования, которые сегодня сформированы Министерством образования, просто не могут удовлетворять студентов», - отметил он. Поднимали депутаты и проблему дефицита кадров. Говорилось о том, что государство в надежде получить квалифицированные педагогические кадры постоянно увеличивает госзаказ на их подготовку, подкрепляя его финансово. Однако, проучившись в вузе, новоиспеченные педагоги преподавать в школе и других учреждениях образования вовсе не торопятся, отдавая предпочтение коммерческим структурам, где заработок на порядок выше. И их можно понять. Отвечая на этот вопрос, министр образования и науки заметил, что «бизнес тоже должен активно участвовать в подготовке кадров». Наряду с этим у народных избранников возникли опасения, что при такой ситуации в стране с грамотными специалистами, когда уровень подготовки «хромает», поднимать новую госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития попросту будет некому. Этот выпад Жансеит Туймебаев парировал мастерски. Дескать, на сей счет в министерстве имеется «пошаговый план действий». И тут же пояснил свою формулировку: в министерстве уже четко знают, сколько, как и каких специалистов необходимо готовить для данной программы. Все это наводит на мысль, что в системе отечественного образования по-прежнему немало «болевых точек». Очень важно, что сегодня на государственном уровне последовательно реализуются задачи по строительству и вводу новых детских садов, школ, профессиональных лицеев, колледжей и нового университета в Астане. Кроме того, одновременно решаются вопросы создания социальных условий работникам образования. С 1 апреля этого года заработная плата учителей и стипендия студентов в очередной раз повысились на 25 процентов. «Но в таких встречах будет мало смысла, если не говорить о проблемах образования, о вопросах, требующих безотлагательного и, самое главное, перспективного, с точки зрения будущих вызовов, решения», - отметил Нурлан Нигматулин. По-прежнему остро в стране ощущается нехватка детских садов. Мы это видим по обращениям граждан в общественные приемные партии. Если говорить об охвате дошкольным воспитанием и обучением, то по республике этот показатель составляет всего 39 процентов. Затягивание решения данной проблемы привело к образованию многолетних очередей. В результате дети получают места в садах к тому времени, когда им уже надо идти в школу. Изменение ситуации наметилось лишь после данного президентом страны поручения по разработке специальной программы «Балапан». Что касается среднего образования, то неоправданно затянулось начало перехода на 12-летнюю модель. Складывается впечатление, что в самом министерстве нет понимания того, как и в какой последовательности этот переход будет осуществляться. Сегодня родителям, которые отдают своих детей в первый класс, ни учителя школ, ни чиновники от образования не могут четко и ясно ответить, сколько лет фактически дети будут обучаться в школе. Это то же самое, что садиться в автобус, но не знать, на какой остановке выходить. Важным, если не ключевым, в системе образования является также техническое и профессиональное образование. Страна открыта для зарубежных инвестиций и передовых технологий, однако отечественная система технического и профессионального образования наглухо закрыта для инноваций. Это видно даже по тому, как управляются организации образования. Потенциальных работодателей недостаточно привлекают к учебному процессу. Формирование учебных планов и программ забюрократизировано до предела, и они просто оторваны от нужд реального производства. В результате зарубежные инвесторы вынуждены сами заниматься образовательным процессом непосредственно на производстве, создавая для этого свои учебные центры. Аналогичные проблемы существуют и в системе высшего образования. Согласно данным глобального рейтинга конкурентоспособности за 2009-2010 годы, в сфере образования Казахстан больше всего отстает по показателю качества управления на уровне вузов (97-е место из 133). Отсутствие реально действующих попечительских советов, слабое представительство работодателей в органах коллегиального управления вузами, формальная деятельность ученых советов ослабляют социальную базу учебных заведений, их управленческий потенциал. Поэтому министерству необходимо обратить внимание на эти острые вопросы и учесть их решение в проекте государственной программы, подвел черту оживленной дискуссии по важному вопросу Нурлан Нигматулин. Он отметил, что пока данный важный проект еще не принят, есть шанс его усовершенствовать. И все предложения по проекту будут подготовлены и переданы в главное образовательное ведомство страны. Прежде чем принять госпрограмму развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, действительно стоит все тщательно взвесить и обсудить. Слишком велика цена вопроса. Татьяна КАЗАНЦЕВА, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |