|
|
|
Источник: Газеты «Экспресс К» (www.express-k.kz)
28.05.2010 Крути педали
Как уверяет популярный телепроект "Наша KZаша", в 2438 году в Алматы родится человек, который сможет предсказать, когда в южной столице достроят метро. Ну а пока найдено дешевое и сердитое решение транспортных проблем города - велосипедные дорожки. "Ударим велопробегом по бездорожью и разгильдяйству!" - решили в мэрии южной столицы, и в Алматы было начато строительство первой велосипедной дорожки. Как сообщил "ЭК" начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимир Меренков, велодорожка пройдет по северной стороне проспекта Абая - от проспекта Достык до улицы Жандосова. Кроме того, Меренков добавил: "Все новые проекты строительства новых дорог, особенно в новом Алатауском районе, мы проектируем с обязательным условием обустройства велосипедных дорожек".Бурные, продолжительные аплодисменты. Экологические НПО в восторге. Чиновники природоохранных ведомств ставят в своих отчетах очередные галочки. Но давайте отставим в сторону бокал с сакральным ступором и отхлебнем немного отрезвляющего рассола рассуждения. Если не рассматривать эту затею как чистый PR-проект, то что от нее вообще останется?
НУ И КУДА?
Для тех, кто не является коренным алматинцем, поясню, что велодорожка пройдет вдоль Головного арыка - так в незапамятные времена назывался проспект Абая. Арык сохранился и по сей день, как и полоска земли рядом с ним. Сейчас на ней - газон и деревья. Так вот, вместо них, по планам алматинского акимата, там скоро будет полоса асфальта шириной 3,5-4 метра, "что соответствует казахстанским СНиПам". Дистанция вдоль Головного арыка составляет ровно три километра. Поскольку будущие велодорожки позиционируются не как спортивный или рекреационный объект, а как экологическая альтернатива автотранспорту, то давайте прикинем: какова целевая аудитория этого проекта? Кто и куда будет ездить по велодорожке? Во-первых, от Дворца бракосочетания - к психиатрической больнице (логичный в общем-то маршрут. - Прим. автора). Во-вторых, студенты КИМЭПа - на занятия. Ну не смешите мои тапочки, там не тот контингент! Вокруг КИМЭПа такие тачки припаркованы, что внутри этих лимузинов можно на велосипеде ездить! Дальше - больше: из юридической консультации в стоматологический кабинет, из Госархива в бассейн, из Академии спорта и туризма в ближайший кабак.В общем, получается, что первая в Алматы велодорожка так и останется изолированным отрезком. С чем ее можно будет соединить? В центре Алматы свободного пространства категорически нет, а плотность застройки в ближайшие лет пятьдесят будет не меньшей. Допускаю, что кое-где можно с кровью отвоевать под велодорожку 200-300 погонных метров, но это только если пожертвовать зелеными насаждениями, тротуаром и проезжей частью дороги. Стоит ли овчинка выделки? Кому нужна никуда не ведущая велодорожка? Ведь для того, чтобы на велосипеде можно было реально ездить по городу, нужна многокилометровая, нигде не прерывающаяся паутина дорожек!
НУ И КAK?
А как же заграничный опыт? Как решают эту проблему в мире? Как-то довелось мне побывать в Пекине. Среднестатистическая улица в китайской столице имеет шесть-восемь полос движения в одну сторону. А велодорожка - это просто крайняя правая полоса дороги, отделенная от проезжей части легкими ограждениями. Машины на нее никогда не заезжают. Кстати, чтобы сделать остановку, пекинские водители съезжают с основной трассы на параллельную дополнительную дорогу, отделенную лесополосой шириной метров 10-15. Потом следует еще одна полоса декоративных кустарников и 20-метровый тротуар для пешеходов. В итоге получается, что ширина пекинского проспекта равна ширине алматинского квартала. Поэтому никаких проблем с размещением велосипедных дорожек у тамошних властей, понятно, нет. Но для этого им пришлось в свое время железной рукой снести все клоповники-хутуны и радикально перепланировать весь город на имперский лад.
НУ И ЗАЧЕМ?
В принципе я не против велосипедной дорожки, которое может стать популярным тусовочным местом, где стрит-байкеры будут выеживаются перед экстрим-джамперами. Но, скажите, какое отношение это баловство имеет к проблеме разрешения острых транспортных и экологических проблем Алматы? Передовой иностранный опыт - дело хорошее. Будем все ездить на велосипедах, как в Голландии, по монорельсовым путям, как в Сингапуре, и на лыжах, как в Финляндии. Но, может быть, традиционные способы организации дорожного движения себя еще не исчерпали? Например, поставить на "диких" перекрестках светофоры? Дорожные развязки строить? И заасфальтировать, наконец, "танковые тропы"! Александр КАМИНСКИЙ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |