|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
01.06.2010 Ищем Морозовых. Не Павликов Когда у нас появится привычка к благотворительности и социальной ответственности? Мы законодательно не готовы стимулировать благотворительность. Но есть вероятность, что нам навяжут стандарты, по которым бизнес будет обязан делиться с тем, кто нуждается. Или с теми, кто к ним примазался. На прошлой неделе в клубе Института политических решений прошло заседание, посвященное поиску механизмов реализации корпоративной социальной ответственности (КСО). Выяснилось, что к этому формату взаимодействия бизнеса и общества не готов никто. Однако есть важная проблема. С 15 по 21 мая 2010 года состоялось восьмое пленарное заседание ISO 26000, которое проходило в Копенгагене (Дания). В этой встрече участвовали 477 экспертов из 99 стран мира. Председатель Лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко сообщила, что с этой стороны нам может угрожать изоляция похуже, чем жесткие правила Всемирной торговой организации: «Австралия планирует прекратить торговлю после 2012 года с теми компаниями, которые не получат к тому времени сертификацию по стандарту ISO 26000. Всемирное ISO состоит из 160 стран, из них 90 - арабские страны. И все арабские страны, Китай и Индия начали говорить о том, сколько Европа, США, Канада вредили экологии, как использовали детский труд. А теперь хотят в одночасье, чтобы те рынки, которые только начинают развиваться, стали идеальными. В свою очередь Европа говорит: вы торгуйте своими товарами на внутренних рынках, а к нам не лезьте. Это происходит потому, что у них есть понимание, что такое социальная ответственность, и в законодательстве прописаны разные нормы прозрачности деятельности компании с точки зрения финансов, инвестиций и так далее. Они просто это законодательство соберут, и у них уже будут социальные компании охвачены. С другой стороны, развитые страны таким образом защищают свой рынок, потому что у них нет конкурентоспособных товаропроизводителей, налоги платить некому. И правда, в Дании налоги составляют до 50 процентов доходов, в Канаде и США - 50 процентов. Тот текст по ISO, который направили в Таможенный союз, Беларусь подписала, Россия воздержалась, Казахстан не подписал. На конференции в Дании я была единственным представителем стран СНГ. То есть наши интересы в ISO 26000 лоббировать некому. Самое главное - когда мы не приняли этот стандарт, ничего внятного комитет по техническому регулированию не написал. То есть, с одной стороны, из-за ухудшающихся экологических условий у нас не осталось ни одного здорового подростка, с другой - то, что у нас мало таких конкурентоспособных предприятий, которые могли бы принять этот стандарт и конкурировать…» Ведущий специалист по проектам фонда «Евразия Центральной Азии» Айгуль Тагатова рассказала, с какими проблемами столкнулся фонд, исследуя состояние КСО в республике: «Несмотря на то что у нас есть ряд документов по КСО, государство не воспринимает ее для своих структур, также не воспринимает как комплексное явление, затрагивающее все части общества. А ведь это та организация, которая должна исповедовать корпоративные принципы. Компоненты корпоративной социальной ответственности подходят и для государственных структур. Но об этом у нас никогда не говорится. Единственное, борьба с коррупцией - кажется, воплощение лишь одного из компонентов. Далее, считается, что КСО - это обязанность бизнеса перед обществом. При этом государство хочет, чтобы бизнес осуществлял свои социальные проекты через акиматы. В октябре 2008 года UNDP проведен социологический опрос «Текущее состояние и перспективы развития корпоративной социальной ответственности в Казахстане», в ходе которого был сделан вывод, что бизнес готов участвовать в социальных проектах, но не всегда хочет это делать через акиматы: это непрозрачно, нет возможности выбрать тему, которая интересует, не могут задать какие-то стандарты для инвестиционных программ. О восприятии населением этого вопроса говорить не приходится. Население воспринимает КСО как благотворительность, не понимает выгод от КСО для общества и, соответственно, для людей, не понимает компонентов КСО и назначения КСО, не видит отчетность и прозрачность государства и бизнеса перед гражданами как неотъемлемые компоненты КСО. Поэтому нужна огромная республиканская кампания, чтобы был какой-то эф-фект. Свою «лепту» вносит и казахская пресса, которая очень мало пишет об этом. Для меня было «сюрпризом», что деловых СМИ на казахском языке нет вообще. Когда мы готовили тренинг для журналистов, выяснилось, что нет ни одного тренера, способного работать с казахскоязычной аудиторией. Более того, только у 56,5 процента предприятий КСО ассоциируется с благотворительностью и у 68,2 процента предприятий - с внедрением социальных программ. Тем не менее во всем мире бизнес работает через некоммерческие организации, различные фонды, которые прозрачны и подотчетны. Нигде в мире компании не работают через муниципальные органы. Может быть, это связано с тем, что у нас мало таких фондов». Как говорит Айгуль, одним из действенных стимулов для развития корпоративной благотворительности, который не работает в Казахстане, является механизм отнесения всех затрат на благотворительность на вычет при расчете налогов. Сейчас в Казахстане это 3 процента от прибыли. Проще говоря, существует возможность расходовать на благотворительность в пределах 3 процентов. (В мировой практике «льготный» процент варьируется в пределах 4-40. Например, в Литве 40 процентов. Есть страны, где за то, что ты в течение года оказал какую-то благотворительную помощь, с уже исчисленного налога какая-то сумма не выплачивается, то есть уменьшается сам налог.) И если малый и средний бизнес старается, чтобы было как можно меньше налогооблагаемого дохода, у крупного бизнеса с этим попроще, поэтому упомянутым регламентом Налогового кодекса пользуются только его представители. И если первая проблема, препятствующая благотворительности, - это Налоговый кодекс, то вторая заключается в том, что государство наказывает благотворителя, который оказывает помощь основными средствами, произведенной продукцией или услугами, двойным НДС. В других странах эту проблему решили по-своему. Поскольку НДС - налог, который кто-то должен заплатить, его начисляют на конечную организацию, и он выплачивается единожды. А у нас - дважды. На самом деле производителю выгоднее продать, чем отдать бесплатно, поскольку тогда у него НДС будет нулевым. Если у нас все останется по-прежнему, никто легально не будет оказывать помощь. Если только по глупости, как в свое время попал на двойной НДС Казкоммерцбанк, подарив медицинское оборудование. Помимо этого есть прецеденты функционирования компаний-недропользователей в рамках КСО. Если просмотреть контракты нефтяных компаний, там есть соглашения о разделе продукции, где прописано, что недропользователь обязан делать социальные выплаты в конкретных суммах. И компании выполняют эти обязательства. И если с законодательными ограничениями все понятно, то вопрос того, кто будет контролировать компании, которые, конечно же, будут использовать благотворительность и жесты в рамках КСО как средство увода денег от налогов. По мнению эксперта фонда «Евразия», это должно лечь на плечи гражданского сектора, о котором в последние годы почти забыли: «Во всем мире между бизнесом и государством стоит сильный некоммерческий сектор, делающий невозможным осуществление этих схем. Они дорожат своей репутацией. Только сейчас государство пришло к выводу, что у нас нет институционального развития гражданского сектора. Если будет сильный гражданский сектор, вероятность таких схем снижается». В целом же, как говорит Светлана Савченко, надо начинать с личности, с ее социальной ответственности. До тех пор, пока человек не поймет, насколько сложно отвечать за свой собственный мир, он не поймет, насколько та компания, которая объявила себя социально ответственной, действительно придерживается этих стандартов, насколько ей можно доверять. Сейчас люди не готовы к восприятию таких понятий. От того, что компания говорит, что она социально ответственна, человеку лучше не становится. Здесь нужен ликбез, нужно понимание того, что социально ответственная личность и социально ответственная компания вместе составят социально ответственную страну.
Арсен САИДОВ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |