|
|
|
04.06.2010 Своя игра
Канат Берентаев: Иностранным инвесторам невыгодно разворачивать в Казахстане производство готовой продукции. В Алматы прошел четвертый казахстанский инвестиционный саммит, участники которого - иностранные компании, работающие в нашей стране. Представитель Центра анализа общественных проблем кандидат экономических наук Канат Берентаев поделился своими соображениями о работе Совета иностранных инвесторов (СИИ). - Канат Базарбаевич, какие можно отметить плюсы и минусы функционирования этой структуры? - Совет иностранных инвесторов, несмотря на свой статус консультативно-совещательного органа при президенте Республики Казахстан, является, с моей точки зрения, одним из наиболее влиятельных институтов, определяющих основные направления социально-экономической политики в нашей стране. Можно отметить, что рекомендации и предложения СИИ по ключевым вопросам социально-экономического развития страны не только принимаются во внимание правительством, но и безусловно исполняются. При необходимости даже вносятся существенные коррективы в уже принятые решения, если они затрагивают иностранных инвесторов. За примерами ходить далеко не надо. Несколько лет назад было принято решение повысить тарифы на перевозку сыпучих грузов, чтобы обеспечить рентабельность грузоперевозок. Тогда правительство еще не додумалось до такого термина, как «инвестиционная составляющая» тарифов, который сейчас вошел в моду для оправдания роста цен и тарифов на стратегические товары и услуги. Члены СИИ - руководители добывающих компаний подняли этот вопрос на очередном заседании совета, и правительство получило прямое распоряжение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева вернуться к прежним тарифам. Вместе с тем СИИ трудно идет навстречу пожеланиям правительства. Только при прямом обращении главы государства иностранные инвесторы принимают рекомендации по отдельным жизненно важным проблемам социально-экономического развития страны, но их участие оказывается формальным, дальше слов дело не идет. Достаточно вспомнить их обязательства по диверсификации казахстанской экономики, реализации программы импортозамещения, «прорывных» проектов. Также довольно прохладно иностранные инвесторы встретили и решение правительства о повышении доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг. Если на самом заседании эта мера была внешне воспринята благожелательно, то на практике были предприняты шаги по дезавуированию этого намерения. Так, с моей точки зрения, вполне обоснованно иностранные инвесторы считают, что Казахстан не сможет обеспечить их потребности в товарах и услугах в нужном ассортименте и нужного качества. Это достаточно весомый аргумент, который нужно принимать во внимание. Это, вероятно, связано с системной ошибкой правительства, которое решило проблему повышения доли казахстанского содержания волюнтаристским путем, посчитав, что достаточно законодательно установить норму казахстанского содержания вместо создания условий для развития предложения отечественных товаров и услуг. А по сути речь идет о принятии новой программы импортозамещения, ориентации субъектов МСБ на производство нужных товаров и услуг. В этом отношении, я считаю, СИИ успешно продвигает те решения, которые им выгодны и нужны. Это и неудивительно, так как их цель - максимизация своей прибыли, быстрая окупаемость своих инвестиций. В этом правительство нашей страны оказывает им содействие. - Известно, что наиболее влиятельные и активные представители этого института - недропользователи. Есть ли надежда на то, что в ближайшем будущем будет увеличиваться число производственников? - В программе форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) прямо признается, что все предыдущие программы по модернизации казахстанской экономики были сорваны. Диверсификация экономики не состоялась, так как иностранные инвесторы не идут в перерабатывающие отрасли промышленности. Те проекты, которые были реализованы, трудно отнести к производствам с высокой добавленной стоимостью, скорее они относятся к сборочному производству из комплектующих изделий и полуфабрикатов, которые завозятся в страну. На предыдущем пленарном заседании СИИ были рассмотрены вопросы участия иностранных инвесторов в реализации программы ФИИР. Но с моей точки зрения, участие иностранных инвесторов в реализации программных мероприятий по диверсификации экономики, приданию ей нового качества развития будет ограниченным, хотя все члены СИИ хорошо отозвались о самой программе. Основанием для этого является то, что большинство инвестиционных проектов относятся к инфраструктурным объектам или завершению уже начатых проектов. Многие жизненно важные для Казахстана проекты переходят из одной программы в другую, но никак не могут быть реализованы. Например, коренная реконструкция и расширение мощности действующих нефтеперерабатывающих заводов. За то время, пока в Казахстане ведутся переговоры о реконструкции НПЗ, в Китае было построено более десятка новых заводов мощностью 10 млн т нефти. Просто, с моей точки зрения, такие производства неинтересны иностранным инвесторам, так как ослабляют зависимость Казахстана от импорта готовой продукции и снижают объем экспорта сырья. - И это на фоне того, что государство активно поддерживало крупные компании в период снижения цен на сырье… - В условиях кризисной ситуации, как известно, для поддержки добывающих компаний были снижены ставки налога на добычу полезных ископаемых и отменены экспортные пошлины на нефть. Эта мера обеспечила прямую поддержку добывающих компаний на сумму до 2 млрд долларов за счет снижения бюджетных доходов. Более того, несмотря на высокую рентабельность добывающего сектора, компаниям возвращают НДС. Для повышения инвестиционной привлекательности Казахстана по рекомендации СИИ были снижены и ставки корпоративного подоходного налога. Эта мера очень важна, но, с моей точки зрения, в ней больше нуждаются субъекты малого и среднего предпринимательства, сельское хозяйство, предприятия перерабатывающей промышленности, которые постоянно находятся под угрозой банкротства, но не крупные компании минерально-сырьевого и нефтегазового комплекса. - То есть можно сделать вывод, что СИИ - больше лоббистский орган, проводник между главой государства и иностранными компаниями… - Действительно, это влиятельный институт, который лоббирует интересы иностранных инвесторов, защищает их и непосредственно влияет на процесс принятия нужных решений. Рекомендации СИИ оказывают решающее воздействие на проводимую в нашей стране социально-экономическую политику. Свою линию совет проводит как на общем заседании иностранных инвесторов, так и во время двусторонних переговоров отдельных иностранных инвесторов непосредственно с президентом и премьер-министром, другими членами СИИ от Казахстана, во время сессии. Но в этом СИИ трудно упрекнуть, так как его задача - создать и поддерживать максимально благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов. Другой вопрос, что правительство, не имея стратегических документов по развитию казахстанской экономики, не может выставить иностранным инвесторам конкретные условия, которые отражали бы национальные интересы и которые должны выполнить иностранные инвесторы. Но это уже наша беда.
Подготовил Арсен САИДОВ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |