24.05.2010
Интернет-законодательство в России пишут силовики
24.05.10, Пн, 19:00, Мск, Текст: Денис Легезо
В изменении законодательства, регулирующего деятельность в интернете, есть интерес у ФСБ, ФСО и Минюста - они дали свои предложения межведомственной рабочей группе, собравшейся сегодня в Минкомсвязи. Коммерческие компании не торопятся присылать свое видение таких изменений.
На сегодняшнем заседании межведомственной рабочей группы по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования отношений при использовании информационно-телекоммуникационной сети интернет» желающих высказаться оказалось немного. Сначала директор департамента научно-технического и стратегического развития отрасли Минкомсвязи Олег Чутов рассказал, что до 11 мая касающиеся законодательных нововведений предложения прислали только Федеральные службы безопасности и охраны (ФСБ и ФСО), а также Министерство юстиции. «Только что пришло предложение от Ozon.ru», - добавил он.
Идеи остаются анонимными, кто из ведомств выступил их автором - не называется. Все предложения силовиков рабочая группа свела в пять пунктов, полностью их можно прочесть здесь. Предлагается изменить две статьи федерального закона «О связи» (126-ФЗ). Во 2 статью добавить определения интернета, системы доменных имен и т.д., а в 19 статью - обязанность операторов связи обеспечить для своих коллег, трафик которых не выходит из рунета, бесплатную передачу таких данных.
Что касается редактирования 2 статьи, об авторстве этого предложения можно судить по выступлению Михаила Якушева, председателя совета Координационного центра национального домена сети интернет. По его словам, предлагаемую терминологию Минюст продвигает уже давно, однако, использовать ее не стоит, т.к. она является ненаучной. Максим Бобин, вице-президент по правовым вопросам и связям с госорганами Mail.ru, также входящий в совет координационного центра, заявил, что терминологическая база уже разрабатывалась по поручению Минкомсвязи и нет необходимости делать это заново. Вопросы у Михаила Якушева вызвали и предлагаемые изменения в 19 статью. Он выразил сомнения в том, что технически возможно будет контролировать, какой трафик должен быть бесплатным.
Оставшиеся три пункта списка связаны с оперативно-розыскной деятельностью. В федеральном законодательстве (где именно - оставляется на усмотрение Минкомсвязи) предлагается прописать правила регистрации доменных имен в национальных доменах РФ, включив туда, во-первых, порядок подтверждения данных о хозяевах доменов и приостановления делегирования по запросу. Авторство следующего пункта, как рассказал представитель ФСБ, присутствовавший на заседании, принадлежит этому ведомству. В нем предлагается закрепить законодательно, что размещенная в интернете информация носит публичный характер.
В формулировке есть слова о «массовой информации», что также смутило Михаила Якушева. По его словам, такая формулировка некорректна и может стать мостом к тому, что по статусу сайты приравняют к СМИ, а это противоречило бы решению Верховного суда. «Информация в интернете открыта, это стоит зафиксировать, но без использования термина «массовая»», - говорит Якушев. Спора не получилось, представитель ФСБ согласился с таким предложением. В последнем пункте предлагается ввести термин «оператор услуг сети интернет» и обязать такие организации сохранять информацию об оказанных услуг в течение полугода. Как заявил CNews Якушев, это является нормальной мировой практикой.
На заседании были заявлены представители Ozon.ru, Yandex.ru, Mail.ru, «Комстар-ОТС», МТС, «Связьинвест», «Ростелеком», ТТК и ряда ведомств. Из-за пассивности участников встречи замминистра связи Алексею Солдатову пришлось напомнить собравшимся, что предложений пришло мало, и такими темпами до октября 2010 г., как того требует поручение правительства, работа над законопроектом закончена не будет. «При таком количестве предложений нет смысла собираться через две недели, - сказал замминистра. - Присылайте любые свои мысли, мы не публикуем их авторство».
Обобщенные предложения
по внесению изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования отношений при использовании информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
№ п\п | Суть предложений | Точная формулировка | № статьи ФЗ, которая требует уточнений \изменений | Примечание |
1 | Предусмотреть включение в федеральное законодательство норм, закрепляющих некоторые ключевые моменты с точки зрения безопасности из сложившейся практики регулирования регистрации доменных имен в национальных доменах Российской Федерации. | Регулирование регистрации и использования доменных имен в национальных доменах Российской Федерации осуществляется с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Правила регистрации доменных имен в национальных доменах Российской Федерации включают порядок подтверждения данных о лицах, на которых регистрируются доменные имена (администраторы доменных имен) для обеспечения возможности идентификации указанных лиц, а также порядок приостановления делегирования доменного имени на основании мотивированного решения (запроса) руководителя (заместителя руководителя либо должностного лица, приравненного к нему) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. | Целесообразно определить представителям Минкомсвязи России | Формулировка может быть уточнена на очередном заседании РГ |
2 | Закрепить в законодательстве признание того, что размещенная в сети Интернет информация носит публичный характер | Информация, доступ к которой не ограничен федеральными законами, размещенная на сайте в сети «Интернет» при отсутствии ограничения доступа к ней, установленного владельцем сайта либо иным лицом в порядке, определенном владельцем сайта, признается информацией, предназначенной для неограниченного круга лиц (массовой информацией). | Целесообразно определить представителям Минкомсвязи России | Цель - совершенствование правоприменительной практики по расследованию преступлений, предусмотренных статьями 205.2, 280 и 282 УК России. Формулировка может быть уточнена на очередном заседании РГ |
3 | Ввести в законодательство термин «Оператор услуг сети Интернет» для обозначения лиц, предоставляющих такие услуги, но не являющихся операторами связи. Определить требования по сохранению такими операторами информации об оказанных услугах и по их взаимодействию с правоохранительными органами. С учетом того, что в законе невозможно детально прописать порядок взаимодействия операторов услуг сети Интернет с правоохранительными органами, представляется целесообразным сформулировать отсылочную норму (по аналогии с ч. 4 ст. 64 закона «О связи») | Оператор услуг сети Интернет - лицо, оказывающее услуги доступа к сети Интернет, коммуникационные услуги в сети Интернет, услуги по техническому обеспечению функционирования сайта в сети Интернет (услуги «хостинга») или услуги регистрации доменных имен в сети Интернет, если это лицо не является оператором связи. Операторы услуг сети Интернет, предоставляющие услуги пользователям сети Интернет на территории Российской Федерации (либо - в российском сегменте сети Интернет - если он будет определен) сохраняют информацию о пользователях услуг, об оказываемых им с использованием сети Интернет услугах в течение 6 месяцев с момента окончания оказания услуги или в течение более длительного периода, если это установлено иными нормативными документами. Операторы услуг сети Интернет обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услуг и об оказанных им услугах, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. Порядок взаимодействия операторов услуг сети Интернет с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. | Целесообразно определить представителям Минкомсвязи России | Некоторая аналогия с положениями ст. 64 закона «О связи» Формулировка может быть уточнена на очередном заседании РГ Возможно, регистраторов целесообразно выделить в отдельную категорию, сформулировать отдельную норму |
4. | Введение новых понятий | сеть «Интернет» - информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети различных государств посредством сетевых адресов сети «Интернет» и предоставляющая возможность реализации различных форм коммуникаций, в том числе размещения общедоступной информации; система доменных имен - распределенная иерархическая база данных, индексируемая по именам узлов и содержащая информацию об узлах сети «Интернет»; доменное имя - символьное обозначение, используемое для адресации узлов сети «Интернет» и однозначно определяющая путь к узлу сети «Интернет» в системе доменных имен; домен - область (ветвь) пространства доменных имен; российский сегмент сети «Интернет» - сегмент информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связывающий размещенные на территории Российской Федерации информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и средства вычислительной техники посредством национальных доменов Российской Федерации; оператор информационно-телекоммуникационной сети - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающий передачу информации по линиям связи, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; оператор услуг сети «Интернет» - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги доступа к сети «Интернет»; угрозы информационной безопасности - действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению, невозможности своевременного использования информации, а также несанкционированному использованию ресурсов информационно-телекоммуникационной сети; сетевой адрес сети «Интернет» - уникальный идентификатор устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; узел сети «Интернет» - устройство, подключенное к информационно-телекоммуникационной сети и имеющее сетевой адрес сети «Интернет». | Статья 2, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» | |
5. | Упорядочивание обмена трафика в российском сегменте сети «Интернет» | Операторы связи обеспечивают пропуск трафика внутри российского сегмента сети «Интернет» на безвозмездной основе для операторов связи, трафик которых не выходит из российского сегмента сети «Интернет». | Статья 19, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» | |