| ||||||||||||||||||||
|
|
|
10.06.2010
Налоговые реформы, проводимые во Вьетнаме в период с 2001 по 2009 годы
Ж. Жанбулатова, главный эксперт УНП НК МФ РК
Для достижения определенных социально-экономических целей любое государство должно прибегнуть к использованию финансовых инструментов. Важная роль в достижении упомянутых целей принадлежит фискальной политике. Основными целями фискальной политики Вьетнама в период с 2001 по 2010 гг. являются: обеспечение достаточного государственного финансового потенциала, чтобы ускорить повышение темпов, эффективности и устойчивости экономического роста, контролировать инфляцию, обеспечить денежную стабилизацию, стабилизацию цен и рынка; создание здоровой, гласной, прозрачной, демократичной государственной финансовой среды, которая подвергается строгому контролю и аудиту, что превращает финансы в эффективный критерий для оценки всех видов экономической деятельности, в движущие силы для социально-экономического развития; повышение государственного управления в финансовой области путем усиления административных реформ, повышения квалификации кадров, работающих в сфере финансового управления; укрепление и повышение позиции финансовой системы Вьетнама в международных отношениях на основе обеспечения суверенитета, независимости и безопасности государственной финансовой системы. На протяжении 20 лет Вьетнам испытывал как экономический рост, так и спад. В 1989-1990 гг. средний рост ВВП составлял 4,9%. В 1990-1997 гг. экономика Вьетнама начала бурно развиваться, средний темп роста ВВП в 1991-1995 гг. составлял 8,2%, достигая пика 9,5% в 1994 г. Финансовый кризис Азии ввел экономику Вьетнама в период спада в 1998-1999 гг. Темп роста составлял лишь 5,8% в 1998 г., а в 1999 г. достиг низшей точки 4,8%. В 2000-2007 гг. экономика Вьетнама вновь вступила в период роста, ВВП непрерывно рос и достиг в 2007 г. 8,5%. Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., послужил сильным ударом извне и быстро ввел экономику Вьетнама в период спада. Темп роста ВВП уменьшился до 6,18% в 2008 г. и 5,52% в 2009 г. (меньше прогнозируемой цифры 6,5%). В 2010 г. поставлена цель по достижению роста ВВП в 6,5% - меньше цифры 7,5%, прогнозируемой на десятилетие - 2001-2010 гг.
Периоды экономического роста (1990-2010)
Реформы в налоговой политике, проводимые в период с 2001 по 2007 гг., внесли вклад в ускорение темпов экономического роста Вьетнама. Налоговая реформа во Вьетнаме проводилась в сторону построения единой справедливой налоговой политики, одинаково применяемой для всех экономических секторов, для всех налогоплательщиков, как для вьетнамских граждан, так и для иностранцев, тем самым создавая благоприятную и справедливую предпринимательскую среду на равных условиях, стимулируя здоровую конкуренцию и развитие всех экономических секторов. Во-первых, налоговые реформы во Вьетнаме были направлены в сторону единого применения для всех категорий налогоплательщиков. Так, НДС уже отражает экономическую нейтральность, ликвидирована дискриминация в налоговых ставках между товарами вьетнамского производства и импортными товарами. По налогу на прибыль организации - устранена дискриминация в налоговых ставках между экономическими секторами, отраслями и между вьетнамскими предприятиями и предприятиями с участием иностранного капиталовложения. Акциз применяется одинаково для всех видов товаров вьетнамского производства и импортных, как в налоговых ставках, так и в форме налогообложения. Во-вторых, налоговая политика совершенствовалась в сторону расширения категорий налогоплательщиков, сужения объектов налогообложения, уменьшения количества налоговых ставок, применения рациональных налоговых ставок, с одной стороны, обеспечивая доходы госбюджета, с другой стороны стимулируя развитие производства и бизнеса, предоставляя предпринимателям условия для обновления технологий, снижения себестоимости продуктов, повышения их качества и конкурентоспособности. Также был снижен налог на прибыль организаций с 32% до 28%, уменьшены налоги на экспорт-импорт для выполнения международных обязательств, повышен порог налогообложения доходов физических лиц, расширены расстояния между категориями налогообложения. Увеличены налоговые льготы в соответствии с Законом о стимулировании отечественных и иностранных инвестиций, реализовано возмещение налогов на инвестицию и экспорт. В-третьих, наблюдались изменения в сторону упрощения административных процедур, выраженных в постепенном переходе от режима установления налоговой службой суммы налогов к самостоятельному представлению налогоплательщиками декларации, что свидетельствует об усилении функции управления и контроля налоговой службы. Благодаря указанным налоговым реформам инвестиционная и предпринимательская среда стала более открытой, свободной и прозрачной, создавая благоприятные условия для привлечения потенциалов в целях социально-экономического развития, способствуя экономическому росту и росту производительности важных отраслей экономики, создавая устойчивые основания для увеличения доходов государственного бюджета. Фискальная политика, проводимая во Вьетнаме в 2008-2009 гг., была направлена на сдерживание инфляции и экономического спада. Основными направлениями налоговых реформ стали снижение налоговой нагрузки и продление срока уплаты налогов. Так, ставка налога на прибыль организаций с 1 января 2009 г. была снижена с 28% до 25%. В течение 2009 г. также были снижены ставки НДС на 50% для 19 групп товаров и услуг. Предусмотрен временный возврат 90% входящих НДС для товаров, экспортированных в действительности, в случае, если предприятие не получило документов об оплате через банки, и еще 10% при получении этих документов. Была произведена корректировка в сторону снижения налоговых ставок налогов на импорт в отношении некоторых видов сырья для производства, которые во Вьетнаме не производятся или производятся, но их количество не отвечает спросу, что позволяет создать для предприятий условия для уменьшения затрат, увеличения конкурентоспособности. Проведены реформы в оформлении документов на экспорт и импорт, упрощены процедуры по возмещению налогов. Следует отметить, что, как и другие развивающиеся страны, Вьетнам проводил льготную налоговую политику в отношении сектора с участием прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в целях привлечения потока инвестиций для социально-экономического развития страны. На данный момент сектор экономики с участием ПИИ занимает около 20% ВВП, в результате привлечения ПИИ создано 1,6 млн. рабочих мест. На первом этапе система налогов в отношении сектора с участием ПИИ была разработана так, чтобы у этого сектора были более высокие льготы по сравнению с сектором внутренней экономики, в особенности это касалось налога на прибыль организаций. После того как экономика перешла к более глубокой интеграции в региональную и мировую экономику, налоговая политика реформировалась так, чтобы создать механизм стимулирования справедливости и равной среды для сектора внутренней экономики и сектора с участием ПИИ. Таким образом, реформа налоговой политики в отношении сектора с участием ПИИ за прошедшее время была гибкой, соответствовала социально-экономическим условиям страны каждого этапа и внесла важный вклад в привлечение ПИИ. Однако остались еще некоторые недостатки, а именно: при разработке налоговой политики уделяется недостаточное внимание привлечению источников ПИИ высокого качества, которые могли бы оказать сильное влияние на изменение структуры экономики Вьетнама (особенно в ключевые отрасли экономики), а также при разработке налоговой политики не учитывается синхронизация с другими программами социально-экономического развития. На основе анализа, оценки состояния налоговой политики, международного опыта во Вьетнаме рассматривается вопрос о необходимости расширения налоговой базы, отмены льгот, уменьшения налоговых ставок, чтобы обеспечить справедливость, эффективность, простоту реализации политики. К задачам, которые также необходимо решить в ближайшее время, относятся такие, как совершенствование налогового администрирования, в том числе и в отношении сектора ПИИ, усиление международного сотрудничества, создание системы базы данных о налогоплательщиках и т.д.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |