|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
10.06.2010 Зачем аферисты блокируют банковские карточки казахстанцев?
Очередной тип мошенничества появился в стране. На сотовые телефоны наших сограждан приходят SMS-сообщения о блокировании банковской карточки. Ошарашенному абоненту советуют позвонить по определенному номеру телефона, чтобы выяснить причину. При этом звонок на удивление бесплатный. Вот тогда и начинается самое интересное. Проявлять бдительность и не клевать на наживку обманщиков казахстанцев стали призывать путем интернет-рассылок примерно месяц назад. В сообщениях доброжелателей дан полный расклад мошеннической схемы, который, в общем-то, довольно нехитрый. Просто объем рассылок по электронным адресам в большинстве случаев достаточно ограничен. Поэтому мы решили со своей стороны не только просветить наших читателей относительно данной истории, но и предупредить насчет других аналогичных действий со стороны излишне предприимчивых элементов с использованием банковских атрибутов. Итак, в нашем случае, как уже говорилось ранее, в SMS-сообщении указан номер телефона, где владельцу «заблокированной» карточки сообщают о сбое в работе банковского сервера. В связи с этим гражданина просят назвать не только номер платежной карточки, но и… PIN-код. Естественно, в очень скором времени все имеющиеся на карточке денежные средства испаряются в неизвестном направлении. Как удалось выяснить в трех крупнейших банках страны, никаких манипуляций с помощью SMS-сообщений в банках не предусмотрено. - Казкоммерцбанк никогда не извещал своих клиентов о блокировании их карт через SMS-сообщения, - официально сообщил «Литеру» начальник отдела PR-проектов департамента общественных связей АО «Казкоммерцбанк» Евгений Тен. - Важно отметить, что сотрудники банка никогда не просят сообщить им PIN-код карты клиента, так как в банке используются другие методы их идентификации. Для совершения покупки товаров или оплаты услуг в Интернете введения PIN-кода также не требуется. Следует отказаться от транзакции через POS-терминал, если для оплаты от вас требуют сообщить PIN-код вашей карты третьим лицам. Для защиты своих денег клиенты банка могут поменять код своей карты в любом банкомате Казкома. В Народном банке также сообщили, что клевать на такого рода SMS-сообщения нельзя. - Рассылка клиентам нашего банка сообщений о заблокированных картах не практикуется, - отметила и.о. начальника управления разрешения споров и предупреждения мошенничества Эльмира Сагадиева. - Нам неизвестны факты подобного вида мошенничества как по отношению к сотрудникам банка, так и по отношению к клиентам Народного банка в целом. Мы считаем необходимым предупредить об участившихся случаях получения мошеннических SMS-сообщений, о чем свидетельствуют публикации в средствах массовой информации, - о блокировке карты, окончании срока действия карты, изменении PIN-кода с просьбой перезвонить, как правило, на номер мобильного телефона, с которого было отправлено SMS-сообщение. В связи с этим банк рекомендует не перезванивать на мобильный номер. А также учесть тот факт, что банк никогда не запрашивает данные PIN-кода у своих клиентов. Он является секретной информацией, и его разглашение может привести к использованию карточки в мошеннических целях. Также просим учесть: в случае, если SMS-сообщение получено действительно от банка, в тексте указываются тип карты и последние 4 цифры номера карты, а в сообщениях мошенников последние цифры номера карты не указаны, так как они им неизвестны! Выполняя несложные рекомендации банка по пользованию банковской карточкой, вы сможете избежать возможных проблем. - Подобного рода сообщения банк не направляет клиентам, информация о PIN-коде абсолютно нигде и никем не должна запрашиваться, даже сотрудниками банка, - отметила в своем комментарии начальник отдела PR и рекламы банка ЦентрКредит Асель Дурбаева. - В случае необходимости идентификации клиента сотрудники банка могут запросить у клиента специальное кодовое слово. В целях безопасности PIN-код клиентов нигде не фиксируется и не сохраняется. Кстати, банковские служащие в курсе подобных махинаций. В ЦентрКредите заметили, что их клиенты о такого рода запросах от этого банка до сих пор не сообщали. Асель Дурбаева рекомендует игнорировать подобного рода сообщения, так как они распространяются в спамовом режиме и не имеют никакого отношения к банку. Для правоохранительных органов республики данная проблема оказалась вполне знакомой. - В настоящее время МВД ведет целенаправленную работу по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий, вырабатывая комплекс мер, направленных на повышение уровня защищенности личности, общества и государства от преступных посягательств в сфере информационных технологий, - сообщил «Литеру» заместитель председатель Комитета криминальной полиции МВД РК полковник Акан Кажкенов. - Такие вопросы мы постоянно держим под контролем. Например, в 2009 году удалось выявить 27 фактов мошенничества в банковской сфере. Из них в 24 случаях использовалась подделка документов при банковских операциях. Также нам удалось пресечь деятельность 2 крупных транснациональных групп, которые занимались хищением денежных средств с использованием поддельных банковских карточек иностранных банков, России и США. По словам полковника Кажкенова, к настоящему времени уже предпринят ряд мер для выявления лиц, которые занимаются мошенничеством в сфере оборота и незаконного использования банковских платежных карточек. - Проведен мониторинг сети Интернет на предмет выявления источников, предлагающих приобрести банковские платежные карточки через объявления, форумы и блоги, - отметил Акан Кажкенов. - Пока интернет-ресурсов, предлагающих приобрести банковские карточки Казахстана, не выявлено. Кроме того, в период с 1 по 4 марта текущего года в рамках проводимого оперативно-профилактического мероприятия «Контрафакт» проведено 132 мероприятия, направленных на выявление преступлений в банковской сфере. На сегодняшний день заявлений от граждан, пострадавших от вида преступления, указанного в вашем письме, в органы внутренних дел не поступало. Именно такую пассивность казахстанцев правоохранительные органы и считают одной из причин, по которой мошенников зачастую бывает сложно задержать. Поэтому со своей стороны мы также призываем всех граждан Казахстана проявлять бдительность при получении таких или аналогичных сообщений и ни в коем случае не идти на поводу у мошенников. Альбина АХМЕТОВА, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |