|
|
|
11.06.2010 Как ни крути, но плюсов меньше минусов
Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
Более 300 разрешений из 1015 ныне действующих для казахстанского бизнеса будут упразднены, заявили на этой неделе представители Министерства экономического развития и торговли на «круглом столе» в Южной столице. По словам чиновников, это будет означать ликвидацию порядка 800 тысяч разрешительных документов в год. Однако главные трудности, считают представители отечественного бизнеса, еще впереди.
Мероприятие было призвано проинформировать казахстанское бизнес-сообщество о результатах первого этапа формирования Таможенного союза, который, напомним, начал действовать с 1 января 2010 года. Но дискуссия вышла далеко за рамки обозначенной темы. Чиновники пытались оправдать создание ТС стремлением развивать обрабатывающие производства, тогда как представители бизнеса говорили о своих насущных проблемах.
Почему создали ТС Открывая мероприятие, министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова назвала несколько факторов, учитывая которые, приняли решение о создании единого таможенного альянса между Казахстаном, Россией и Беларусью. - Во-первых, если смотреть на экономические факторы, то в 2009 году в структуре ВВП республики около 43,8% приходилось на производство товаров, где доля продукции обрабатывающей промышленности составляла около 11%. Оставшаяся часть относилась к продукции горнодобывающей промышленности, — отметила министр. Вторым фактором г-жа Айтжанова назвала то, что с 1993 года по 31 декабря 2009 года в экономику страны были привлечены 108 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Но 70% из них пошли в добывающий сектор экономики. - В-третьих, — продолжила она, — доля несырьевого экспорта Казахстана в 2009 году составила порядка 11,2 млрд долларов, или 26% от общего экспорта страны. Остальные 74% — это нефть и минеральное сырье. Таким образом, отметила г-жа Айтжанова, экономический рост в Казахстане зависит от добычи и экспорта сырья. Но именно формирование единого таможенного пространства с Россией, по ее мнению, позволит «улучшить инвестиционную привлекательность нашей экономики» и, в первую очередь, обрабатывающего сектора. Далее министр подчеркнула, что «одним из чувствительных вопросов» в ходе переговоров являлись пошлины на легковые автомобили. По ее словам, была достигнута договоренность о том, что с 1 июля 2010 года на автомобили, пользующиеся наибольшим спросом — со сроком выпуска от 3 до 10 лет — таможенные пошлины будут уменьшены в 5—6 раз по сравнению с теми пошлинами, которые существуют в рамках единого таможенного тарифа. Кроме того, с гордостью отметила она, Казахстану удалось достичь прогресса в вопросе о введении переходного периода по пошлинам на самолеты. В частности, будет предоставлено полное освобождение для ввоза на территорию Казахстана запасных частей на воздушные суда. - Что касается самолетов, на сегодняшний день достигнута договоренность о трехлетнем переходном периоде, но переговоры не завершены, Казахстан настаивает на более длительном переходном периоде, — пояснила г-жа Айтжанова. Также важным результатом переговоров, по ее словам, стала договоренность об установлении переходного периода по льготам на изъятие импортных таможенных пошлин для свободных экономических зон и свободных складов. Одни барьеры Казахстаном, по словам министра, установлено поэтапное присоединение к уровню единого таможенного тарифа по 409 позициям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, это касается лекарственных средств: в отношении этой группы товаров будет предоставлен 5-летний период освобождения от импортных таможенных пошлин, которые на сегодняшний день варьируются от 10 до 15% в рамках единого таможенного тарифа. На медицинское оборудование, сообщила она, будет предоставлена 4-летняя отсрочка, на железнодорожные вагоны — 3 года, на сырье для химической промышленности — 4 года, на целлюлозу — 4 года и по 3 года — на пневматические инструменты, теплицы и электромагниты. Что касается продовольственных товаров, то, как отметила министр, существовавшие пошлины на импорт в размере 10 и 15% сохранились. При этом в связи с введением единого таможенного тарифа введен механизм тарифных квот, который до этого не применялся в Казахстане: - В отношении импорта мяса на сегодняшний день мы определяем определенное количество мяса птицы и остальных видов мяса, которые могут завозиться на территорию Казахстана по тем пошлинам, которые установлены в размере от 15 до 25% внутри тарифных квот. Данная мера, прежде всего, конечно, направлена на поддержку отечественных животноводов. В свою очередь вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев напомнил, что в бытность СССР производство всех видов мяса в Казахстане в 1990 году составляло более 1,5 млн тонн, в том числе на экспорт шло 347 тысяч тонн. В то же время, отметил он, Казахстан при Советском Союзе производил около 4,5 млн тонн «сильной и твердой пшеницы». По его словам, это 80% производства всего Советского Союза. В этом вице-министр видит «уникальную возможность зайти на рынок производства макаронных изделий». Более того, подчеркнул он, Казахстан испытывает большие проблемы с реализацией грубой и полугрубой шерсти. Что мешает нашим аграриям и фермерам реализовывать свою продукцию? — задался вопросом г-н Евниев и тут же всю вину переложил на «барьеры, которые ставят российские партнеры по единому таможенному пространству». - Сегодня бизнесу нужно преодолеть массу препятствий, — негодовал вице-министр. — Первое — область, из которой поставляется мясо или живой скот, должна иметь разрешение от Россельхознадзора. Эта процедура занимает несколько лет. За два года мы смогли открыть четыре области: Акмолинскую, Костанайскую, Северо-Казахстанскую и Мангистаускую. - При всех возможностях, при всех дипломатических ресурсах за два года удалось аттестовать шесть предприятий, — продолжал жаловаться представитель Минсельхоза. — Мало этого, российский партнер, покупатель вашей продукции должен войти в специальный реестр Россельхознадзора, Роспотребнадзора, что практически сделать невозможно. За все эти годы лишь одно предприятие смогло найти такого партнера, который вошел в этот реестр. Это связано не только с официальными, но и неофициальными барьерами.
Куда смотрит кабмин? Менее сдержанной и более критичной оказалась речь председателя правления Ассоциации предприятий легкой промышленности (АПЛП) Любови Худовой. Но и она уверена, что в Казахстане созданы неравные экономические условия для развития легкой промышленности на внутреннем рынке. - В таких условиях, в которых находится легкая индустрия, развиваться просто невозможно, — посетовала она. — Об этом свидетельствуют статистические данные, которые показывают, что на протяжении ряда лет, начиная с 2000 года и включая 2009 год, объемы производства легкой промышленности падают: удельный вес в общем объеме промышленного производства сократился с 2,3 до 0,4%. И это сопряжено с сокращением численности работающих. И если даже в 2000 году численность составляла 23 тысячи человек, то на конец 2009 года — только 13 тысяч человек. Такое положение вещей, по ее мнению, ведет к социальной напряженности, которая не снимается «никакими полумерами, предлагаемыми правительством». Но самым важным дестабилизирующим фактором, считает г-жа Худова, является «высокая доля теневой экономики, которая поразила само же наше правительство» — а как иначе объяснить, что кабмин издает постановления, как 217-е от 9 апреля 2005 года, разрешающие физическим лицам допуск товаров в упрощенном порядке без их декларирования. - За 2009 год мы провели анализ рынка, и объем теневой экономики, по скромным подсчетам, минимально показывает $2 млрд в год, — привела конкретные цифры глава АПЛП. — Это теневой оборот по товарам легкой промышленности. Эта продукция, которая заходит недекларированная, это несертифицированная, подпольная, контрафактная, контрабандная продукция. В настоящее время, по мнению Любови Худовой, сложилась парадоксальная ситуация, когда Казахстан, имя огромные сырьевые ресурсы, полностью импортозависим по всем показателям товаров легкой промышленности: - Все импортируется! Объемы производства обеспечивают потребности внутреннего рынка только на 8%, представьте, остальное все импорт. Мы считаем, что в рамках ТС надо отменять такую ситуацию. - Мы говорим, что эта деятельность фактически размывает легальную деятельность предприятий,— поддержал ее в своем выступлении президент Ассоциации производителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Михаил Глухов. — Поэтому мы поддержим, чтобы этот режим был исключен с 1 июля по деятельности физических лиц. Я уверен, что данная мера будет способствовать еще большему развитию отечественных производителей, легального бизнеса, снижению коррупции во всех органах. Для того чтобы отечественный бизнес «не умер полностью», а развивался, необходима «правильная внутренняя политика по другим направлениям, важным для бизнеса», заявил в свою очередь директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов. - Не улучшая те аспекты внутренней экономической политики, которые в силах решить правительство в диалоге с бизнес-сообществом, наши плюсы будут меньше, чем наши минусы, — уверен экономист. — Если же удастся это сделать, мы на самом деле сможем создать — что мы старались делать в 90-е годы — более благоприятный инвестиционный климат, меньшую коррупцию, эффективную судебную систему, мудрое правительство, которое не приказывает, а в диалоге с бизнесом обсуждает эти вещи, то тогда плюсов от ТС будет больше.
Молчание — знак согласия Жанар Айтжанова с пониманием отнеслась к предложению представителей обрабатывающего сектора об отмене упрощенного порядка ввоза товаров. Напомним, что этот совокупный таможенный платеж включает не только импортную таможенную пошлину, но также и НДС на импорт — 0,6 евро за килограмм, а общеустановленный вес для провоза одним человеком составляет 2 тысячи килограммов при общей стоимости не более 10 тысяч долларов. - О чем сегодня говорит таможенная статистика? 0,3% всего импорта на территорию Казахстана завозятся в этом режиме, — отметила она. — Если взять объем товаров, которые завозятся физическими лицами на территорию Казахстана, то получается не больше 3%. Поэтому этот вопрос будет вынесен на заседании правительства, и при положительном рассмотрении данного вопроса мы, наверно, будем согласны с нашими партнерами по Таможенному союзу. Что касается упрощения ведения бизнеса и разрешительных документов, то Министерством экономического развития и торговли, сообщила г-жа Айтжанова, подготовлены и внесены в Мажилис два законопроекта: - Один из них направлен на то, что с 1 января 2010 года министерства, государственные органы приказами первых руководителей не будут иметь легитимного права устанавливать требования к проверкам бизнес-предприятий. Все это будет делаться на уровне постановления правительства или же закона РК. То есть мы отнимаем это право у государственных органов. И второе, — продолжила министр, — более 300 разрешений из 1015 будут упразднены. Вот эти 30% будут означать, что где-то 800 тысяч разрешительных документов будут упразднены в год. И это только первый этап работы. Что касается лицензий, «то те виды услуг и подвиды услуг, которые подлежат лицензированию в Казахстане, также будут сокращены порядком на 20%». При этом Жанар Айтжанова утверждает, что отныне при подаче документа «государственные органы будут обязаны дать ответ в течение двух дней», тогда как раньше это делалось в течение месяца. - Если нет в течение двух дней ответа, будет работать принцип: молчание — знак согласия. То есть большая нагрузка будет на государственные органы, которые будут выдавать разрешения и лицензии, — пояснила она. Данные законопроекты, по словам министра, «отработаны» и в понедельник будут презентованы на заседании правительства, а затем внесены в парламент. - Мы думаем, что мы до летних каникул парламента обеспечим принятие этих законопроектов, и мы надеемся, что это будет в поддержку именно нашего отечественного бизнеса и для поддержки конкурентоспособности нашего бизнеса при единой таможенной территории и при увеличении конкуренции со стороны наших партнеров, — пообещала она. ...Говоря о следующем этапе экономической интеграции — создании Единого экономического пространства, г-жа Айтжанова отметила, что в настоящее время разрабатываются 20 соглашений, которые будут служить основой правовой базы для формирования ЕЭП. Первый пакет соглашений из 14 договоров будет подписан и ратифицирован до 1 июля 2011 года. И второй пакет — так называемые инфраструктурные соглашения — будут подписаны и ратифицированы до 1 января 2012 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |