|
|
|
14.06.2010 Алматы вносит достойный вклад в программу «Интеллектуальная нация-2020» - начальник городского управления образования
- Успехи школьников Алматы на международных олимпиадах и конкурсах научных проектов в различных странах мира впечатляют. Если в прошлом году победителей таких интеллектуальных соревнований было 22, то в этом - уже 41. Среди них - призеры VI Международной Жаутыковской олимпиады по математике, физике, информатике, Международной научной конференции по физике и астрономии «Открываем мир науки», математической конференции «Euromath-2010» (Австрия), XXII дистанционной Азиатско-Тихоокеанской математической олимпиады и других. Среди призеров большую часть составляют победители по математике, физике и информатике. Такие результаты становятся возможными благодаря планомерной и неустанной работе по выявлению и развитию одаренных детей. Этот процесс начинается с младших классов - с внутришкольных, городских, республиканских и международных олимпиад. Как известно, в основе государственной программы «Интеллектуальная нация-2020» лежат три аспекта: прорыв в развитии системы образования Казахстана, повышение научного потенциала страны, развитие системы инноваций. Главная цель проекта - воспитание граждан новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом. И наши педагоги успешно работают в этом направлении. Алматы вносит достойный вклад в реализацию программы «Интеллектуальная нация-2020. За последние годы в городе открыто десять школ нового типа, где усилено физико-математическое и естественно-научное содержание образования. В 2009 году были открыты еще два физико-математических лицея с казахским языком обучения. Основной акцент в этих школах делается на развитие критического и креативного мышления. Сегодня роль учителя меняется. Наибольшую ценность представляет учитель-наставник, способный выявить одаренного школьника, заинтересовать и увлечь его предметом. И здесь уместно напомнить слова Президента страны о том, что Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нации. «Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне. Поэтому первостепенная задача современной системы образования - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках. Среднее образование отвечает за воспитание активной, образованной и нацеленной на успех личности. Школьники должны усвоить истину - «никогда не переставай начинать, никогда не начинай переставать» - эти слова Главы государства являются для нас ориентиром. Процесс образования и воспитания одаренных учащихся невозможен без обеспечения школ современным оборудованием. Городские власти прилагают все усилия, чтобы все школы были оснащены интерактивными досками, в них имеются мультимедийные, лингафонные кабинеты, компьютерные классы, новые кабинеты физики, химии, биологии, в библиотеках созданы информационно-коммуникационные центры. Все эти условия помогают учителям плодотворно работать. - Как Вы считаете, какие традиции надо сохранить и какие инновационные методы в школе сегодня необходимо внедрять? - Формирование интеллектуальной личности возможно в условиях современной школы нового типа. В городе функционирует 181 школа, из них 71 - нового типа, в том числе 26 гимназий, 33 школ-гимназий, семь лицеев, пять школ-лицеев. Неизменными остаются традиции высокого кадрового потенциала, достижений качественных результатов обучения и воспитания, предоставления всех условий для творческой самореализации учащихся. Это - приобщение к разработке научных проектов, к участию в научных обществах, развитие школ Олимпийского резерва. У нас появилась очень хорошая традиция - торжественное награждение победителей интеллектуальных соревнований золотым нагрудным знаком «Уркер - гордость Алматы», учрежденным акимом города Ахметжаном Есимовым в 2009 году. Нагрудный знак представляет собой символ Алматы - яблоко, из которого зарождается древо плодородия, один из символов матери-Земли. Он выполнен из полудрагоценных сплавов с позолотой и инкрустирован кристаллами Сваровски. Также был учрежден символ «Уркер - гордость Алматы», который ежегодно переходит к лучшей организации образования. Второй год его принимает физико-математическая гимназия № 173, которая подготовила наибольшее количество победителей интеллектуальных соревнований. Учреждение этих наград нашло позитивный отклик и у учащихся, их родителей, педагогов, и у всей общественности. Поддержка талантливых и целеустремленных детей полностью отвечает приоритетам, которые определены в обществе. Действительно, нам необходимо изменить отношение казахстанцев, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллектуальности. Подвижки уже есть. Так, если в прошлом году золотым знаком «Уркер» были награждены 78 школьников, то в этом - 99. В школах нового типа проводятся психологические анкетирования и тестирования, позволяющие определить творческую направленность детей. Раннее выявление способностей учащихся помогает правильно сориентировать их на достижение высоких результатов.Так, ученица 4-го класса казахской физико-математической гимназии № 173 Жансая Абдумалик - неоднократная чемпионка мира по шахматам среди девочек, а ученик 3-го класса школы №132 Даир Алаев стал победителем городских научных соревнований по экономике. - Успехи одаренных детей в немалой степени зависят от труда талантливых педагогов... - В самом деле, успех ученика в первую очередь зависит от таланта, высокой квалификации его учителя. У нас немало педагогов, чьи ученики неоднократно становились призерами различных олимпиад и научных соревнований. Они - учителя высшей квалификации, отличники образования РК, обладатели почетных грамот МОН РК. Это - учитель физики ФМГ №173 Балгым Нурбекова, математик Олег Пак, учитель химии Ирина Нестеренко из гимназии № 134 и другие. Так, ученики Б.Нурбековой Самат Купаров и Жайсан Байпакбаев - победители V и VI международных Жаутыковских олимпиад по математике, физике, информатике. Ученик О.Пака Денис Овчинников - неоднократный призер международных математических олимпиад, в том числе обладатель золотой медали VI Жаутыковской олимпиады, член олимпийской сборной Казахстана, он будет защищать честь Казахстана на 51-й Международной математической олимпиаде-2010 в Астане. Ученики И.Нестеренко Фурхат Мухтаров и Владислав Камысбаев - победители Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады в г. Кембридж, Великобритания. Опыт таких учителей показывает, что приобщение учеников к науке происходит в процессе системной научно-познавательной работы, сотрудничестве с кафедрами вузов, привлечении юных талантов в школьные научные общества, разработке научных проектов и докладов, выполнении актуальных технико-экономических исследований, участии в научных соревнованиях. Отрадно, что качество подготовки учащихся к таким соревнованиям постоянно повышается. Так, команда Алматы седьмой год подряд занимает первое место на республиканских научных соревнованиях школьников и пятый год - на республиканских олимпиадах по общеобразовательным предметам. Одно из последних достижений наших одаренных детей - это блестящие результаты учащихся гимназии № 134 на международной олимпиаде в г.Сан-Хосе, США, на Всемирном смотре научных достижений школьников Intel ISEF. Воспитанники О.Пака - Асель Алиева и Абылай Куанышев заняли четвертое место среди 1200 команд из 50 стран. Это крупнейший в мире научный конкурс и единственное международное мероприятие для подростков 13-18 лет. Более 20 победителей Intel ISEF стали нобелевскими лауреатами, трое - лауреатами премии Филдса - высшей награды в области математики. Главная цель Intel ISEF - всесторонняя поддержка талантливой молодежи, содействие научно-исследовательской и практической деятельности молодых новаторов и внедрение инновационных методов и технологий во всемирное образование. Достижение учеников О.В.Пака - значительный успех и итог его многолетней неустанной работы с одаренными детьми. Педагог руководит научными кружками «Олимпийский резерв» и «Математическая академия». Его члены были победителями районных, городских и международных олимпиад. Среди них А.Алиева и А.Куанышев, которые в процессе подготовки к олимпиадам наткнулись на математическую проблему. Ребята провели настоящую научно-исследовательскую работу. Им удалось решить проблему из области математического неравенства, и ее решение связано с применением в прикладной науке. Именно благодаря тому, что педагог смог увлечь школьников, заинтересовать их исследовательской работой, они смогли достичь столь впечатляющих успехов. Этот результат является еще одним достойным вкладом алматинских учителей и школьников в реализацию проекта «Интеллектуальная нация-2020».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |