|
|
|
Некоторые вопросы налогового законодательства, касающиеся подтверждения постановки на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость
Налоговый кодекс от 10 декабря 2008 введен в действие с 1 января 2009 года, за исключением пункта 2 статьи 3, который введен в действие с 1 июля 2009 года. Данный Кодекс содержит новшества, одно из них весьма положительное в части возврата суммы государственной пошлины плательщику, в пользу которого состоялось решение суда о возмещении государственной пошлины с государственного учреждения. Так, в силу статьи 548 Кодекса возврат государственной пошлины производится органом налоговой службы по месту ее уплаты на основании заявления, с приложением платежного документа и решения суда. До введения данных новшеств, возврат государственной пошлины производился в принудительном порядке с ответчика по делу - государственного учреждения, путем выписки исполнительного листа, при этом исполнение длилось в течение года, а то и более. Оговаривая положительные стороны Налогового кодекса, стоит затронуть не совсем хорошую ситуацию созданную по поводу подтверждения постановки на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. В соответствии со ст. 44 Закона Республики Казахстан от 10.12.2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», устанавливается порядок подтверждения постановки на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей. 1. Лица, состоящие на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость по 30 июня 2009 года включительно, обязаны до 1 декабря 2009 года для подтверждения постановки на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость представить в налоговый орган по месту нахождения следующие документы: 1) налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость; 2) свидетельство о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость; 3) нотариально засвидетельствованную копию документа, подтверждающего место нахождения. В соответствии с данными нормами товарищества обратились в налоговые органы для подтверждения регистрации НДС с приложением всех необходимых документов. Налоговый комитет подтвердил постановку ТОО на регистрационном учете в качестве плательщика НДС, выдав свидетельство в 2009 году. В связи с чем, получив подтверждение постановки на регистрационный учет, ТОО продолжило свою деятельность как плательщик НДС, выставляя счет-фактуры контрагентам с учетом НДС. Впоследствии в 2010 году налоговый орган пришел к выводу о необоснованности подтверждения постановки на регистрационный учет и вынес решения об отказе в подтверждении постановки на регистрационный учет в качестве плательщика НДС и датировал их тем же числом, что и выданное свидетельство в 2009 году. Таких только по Алматинскому району г.Астаны 134 предприятия. Не согласившись с решением об отказе в постановке на регистрационный учет, товарищества оспорили действия налоговых органов в судебном порядке. И что выяснилось в суде. В решениях об отказе не указывается, кто именно является учредителем и (или) руководителем бездействующего лица. Только в ходе судебного процесса это выясняется со слов представителей налогового органа и то не всегда. О том, что ТОО исключили с учета оно узнает с Веб-сайта, при этом не возможно установить когда именно такая информация была там размещена и почему ТОО не вручили решение об отказе в постановке на учет при наличии свидетельства о подтверждении в постановке на учет в качестве плательщика по НДС. Так, одному товариществу отказали в постановке на учет ввиду того, что его руководитель является учредителем бездействующего лица, однако в ходе судебного процесса истец представил доказательства, в том числе приказ начальника управления юстиции г.Алматы от 24.12.1997 о ликвидации ТОО ввиду нерентабельности. При этом доводы представителя налогового комитета со ссылкой на информацию, содержащуюся на официальном Веб-сайте Налогового комитета Министерства финансов, не приняты судом во внимание, ввиду того, что информация, размещенная в Интернете, не является достоверной и подтвержденной. Другому ТОО, налоговый орган также выдал свидетельство в 2009 году о подтверждении постановки на учет в качестве плательщика НДС, а в апреле 2010 года ТОО из информации, размещенной на Интернет-сайте, узнало, что ему отказано в постановке на учет. В ходе судебного разбирательства налоговым комитетом не представлено доказательств в подтверждение обоснованности принятия такого решения при наличии свидетельства от той же даты. Как выяснилось, список товариществ, не подлежащих постановке на регистрационный учет, предоставлен вышестоящим органом и вся информация формируется на основании данных, размещенных на Интернет-Сайте Налогового комитета Министерства финансов. Однако такая информация также не является бесспорной и достаточной для отказа в постановке на учет. Более того, Налоговый комитет, рассмотрев заявление налогоплательщика, выдал ему свидетельство о подтверждении постановки на учет в 2009 году, поэтому в случае если им было обнаружено, что имелись основания для отказа, он мог устранить нарушения на момент обнаружения, но не задним числом, при этом, проверив наличие таких оснований на момент обнаружения, может они утратили свою актуальность. Согласно пункту 2 статьи 44 Закона от 10.12.2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» налоговый орган в течение одного месяца со дня обращения плательщика НДС принимает решение о подтверждении или отказе в подтверждении постановки на регистрационный учет по НДС. Из чего следует, что налоговый орган принимает одно из двух решений, либо подтверждение либо отказ, но не как не оба и одно задним числом. Также в пункте 4 этой же статьи указано, что лица, указанные в пункте 1, по которым налоговым органом принято решение об отказе в подтверждении постановки на регистрационный учет по НДС, перестают быть плательщиками НДС с даты принятия решения налоговым органом. Из чего следует, что снять с учета возможно в реальном времени на данный момент, а не задним числом. Налоговым кодексом предусмотрено, что корректировка сумм налога на добавленную стоимость производится в случае признания судом налогоплательщика лжепредприятием с момента начала преступной деятельности, установленной судом. И это единственный случай, предусмотренный законом, когда корректировка производится по прошедшему периоду. В данном случае необходимо учитывать широкий резонанс, что такими действиями налогового органа нарушаются права не только ТОО, которому отказано в постановке на учет задним число, но и его добросовестных контрагентов, которые произвели оплату с учетом НДС и соответственно поставили себе на зачет уплаченный НДС, а в случае аннулирования свидетельства задним числом все суммы должны быть откорректированы, исключены из зачета суммы НДС, соответственно увеличатся расходы и будут начислены налоги, пени и штраф. В силу статьи 4 Кодекса налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства. В данном случае принцип определенности и справедливости не сохраняется. Защита прав налогоплательщиков только в судебном порядке негативно отражается на имидже налоговых органов. Поэтому налоговому комитету при введении таких новшеств как подтверждение постановки на регистрационный учет необходимо было провести сверку с соответствующими органами и выдавать свидетельства о постановке на основании подтвержденных и проверенных данных, а не по истечению более полугода и более выносить решения об отказе задним числом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |