|
|
|
Источник: Астаны (www.astanasot.kz)
06.07.2010 Некоторые вопросы, возникающие при назначении взыскания за
Изменениями, внесенными в главу 27 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, с 01.08.2008 года ужесточена административная ответственность за правонарушения, квалифицирующиеся по ст. 467 КоАП, взыскание в виде штрафа исключено. Санкция части первой данной статьи является безальтернативной, предусматривает лишение права управления транспортными средствами сроком на 2 года. За почти два прошедших года применения в судебной практике ст. 467 КоАП в новой редакции, в печати неоднократно поднимались вопросы, в которых ставились под сомнение справедливость и целесообразность наложения такого взыскания, без учета данных о личности субъекта, о конкретных обстоятельствах совершения правонарушения. Обмен мнениями с судьями административного суда, в том числе и из других регионов республики, показал, что судьи нередко испытывают психологический дискомфорт при назначении взыскания лицам, работающим водителями, имеющим в семье иждивенцев, при этом, многие оплачивают ипотеку, выплачивают всевозможные кредиты, и работа является для них единственным источником существования и содержания семьи. Тем более, учитывая кризис в экономике, повсеместное сокращение штатов, отсутствие постоянной работы, частный извоз нередко является единственным способом для водителей заработать средства на жизнь. Анализ рассмотренных мною дел данной категорий за 2008-2010 г.г. показал, что применение взыскания в виде лишения специального права не всегда достигает своей цели, т.к. имеет место повторное, а часто и неоднократное доставление одних и тех же водителей за управление транспортным средством в состоянии опьянения, за что они подвергаются административному аресту сначала на 10, а затем на 15 суток. При опросе таких лиц о причинах повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения, в ответ получаешь признания о том, что они уже не представляют себя без автомашины. Не проводя статистического исследования в этой части, вместе с тем, из своих собственных наблюдений могут уверенно сказать, что повторно попадается в основном молодежь, люди старшего поколения, видимо, делают соответствующие выводы и, либо не управляют автотранспортом, либо управляют в трезвом состоянии, за что ответственность предусмотрена только в виде штрафа, накладываемого инспектором дорожной полиции. Привлечение всех виновных лиц к одинаковой мере административной ответственности, под одну «гребенку», не создает положительного образа суда и судьи у населения, т.к. лица, лишенные права управления транспортными средствами, высказывают свое недовольство, говоря о проявленной в отношении них «несправедливости», подразумевая именно постановление судьи, а не сам закон. Данное обстоятельство подтверждается и многочисленными апелляционными жалобами на такие постановления. В связи с изложенным, хотела бы выразить свое видение данной ситуации. Лицу, пожелавшему управлять транспортными средствами, необходимо обучиться на специальных водительских курсах, обучение в которых длится до полугода, стоимость обучения варьируется в пределах ста тысяч тенге, затем курсанту надлежит сдать экзамен, причем, не всегда с первого захода. И после всего этого, получив водительское удостоверение, он его в одночасье лишается на два года. А мы все согласны с тем постулатом, что автомашина -это уже не роскошь, а средство передвижения. Вместе с тем, ни в коем случае не намерена умалить вину водителей, садящихся за руль в состоянии опьянения. Полагаю, что без алкоголя можно прекрасно обходиться. Вместе с тем, выясняя конкретные обстоятельства деяния, нередко приходишь к выводу, что имеет место стечение личных, семейных, производственных либо материальных ситуаций, которые тяжело переживаются виновным лицом. Часто задерживаются нетрезвые водители после праздников, которые стали сейчас многодневными и не все находят в себе силы сдерживаться от употребления хотя бы незначительного количества алкоголя, что усматривается из заключений наркологов. Часть перечисленных выше моментов требует психологического анализа, мне бы хотелось остановиться и на правовых аспектах. Полагаю, что взыскание в виде лишения специального права сроком на два года гораздо тяжелее воспринимается водителями, чем отбытие ими административного ареста сроком на 10 суток. Такие высказывания мне приходилось слышать от правонарушителей. В свете этого, возможно, после проведения соответствующих исследований, полагала бы в отношении лица, впервые совершившего такое деяние, ввести санкцию в виде ареста сроком от 3-5 до 10-15 суток, и, если соответствующие выводы не будут сделаны, только тогда ставить вопрос о лишении его водительских прав. Что касается лиц, которые подвергались различным взысканиям, в том числе и в виде ареста неоднократно, можно было бы ставить вопрос о конфискации у них транспортного средства, являющегося орудием правонарушения, в соответствии с положениями ст. 50 КоАП.
Саменбетова Сауле Естаевна Судья специализированного межрайонного административного суда г. Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |