Клинико-семантическое исследование аутизма
Б.Е.Микиртумов, П.Ю.Завитаев
В современной литературе практически не встречаются специальные исследования проблемы аутизма и близких ему понятий - аутистического мышления и аутистической перестройки личности. Несмотря на известные описания иных свойств аутистической личности, изучение субъективных патогенетических механизмов образования аутистического «Я» не проводилось. Клинико-семантический подход является, по нашему мнению, перспективным методом, позволяющим совмещать несводимые друг к другу классы клинических и лингвистических понятий при изучении специфического характера речевой организации патологического опыта, выявить наиболее общие закономерности, регулирующие употребление слов субъектом патологии, и тем самым показать значение речевых структур как ведущих факторов патогенеза аутизма [1]. Целью исследования явилось изучение процессов семантогенеза - закономерностей формирования специфичной лексики при аутизме и субъективных механизмов формирования аутистического «Я». В исследовании участвовали 53 пациента с аутистическими синдромом при (в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10) параноидной (n=32), простой (n=7), гебефренической (n=1), сенестопатической (n=2) шизофрении, шизоаффективном расстройстве (n=2), шизотипическом расстройстве (n=9). Для исследования были отобраны 168 лексических конструкций, законченных в семантическом отношении. Клинико-психопатологический метод был дополнен клинико-семантическим исследованием. Для изучения смысловой стороны высказываний использовали методику компонентного анализа [1], на первом этапе которого выявляли значимые для анализа аутизма смысловые признаки каждой из исследуемых лексических единиц. На втором этапе на основании смысловых признаков сравнивали лексические единицы с выделением общих семантических признаков (ОСП), общих для подмножества высказываний компонентов смысла, объединяющих лексические единицы в лексико-семантические группы (ЛСГ). Все ОСП и ЛСГ получали наименование, наиболее полно отражавшее их смысловое содержание. В результате исследования было выделено 3 лексико-семантические группы, составляющие тематический ряд аутизма: 1. «Перерождение» - 37,5% лексических единиц, разбитых на 5 подгрупп, объединенных общим семантическим признаком «чудо» - «нежданное и противное предвидимой возможности» [2], «нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью» [3]. • «Ожидание» (22,2% от ЛСГ «перерождение»): «все должно измениться в лучшую сторону»; «верю, что все будет хорошо в ближайшее время». ОСП данной лексико-семантической подгруппы является понятие «надежда». По В.И.Далю [2], родственными слову надежда являются слова надеянье, надеянность, которые он определял как «ожидание с уверенностью», «призывание желаемого, лучшего», «уверенность, твердость в надеянии». Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 150 тг
|