Психологическая диагностика копинг-поведения подростков в соотношении со стилем родительского воспитания (в аспекте психопрофилактики)
В.И.Михайлов, О.Ю.Щелкова
Подростковый возраст предъявляет повышенные требования к адаптивным возможностям психики. Именно в этот период формируются устойчивые способы защитно-совладающего поведения, а также личностные особенности, выступающие в качестве ресурсов психологического преодоления трудностей [1-3]. В формировании механизмов психической адаптации у подростков существенную роль играют стиль воспитания родителей и детско-родительские отношения [4]. Существует немало разносторонних и взаимодополняющих исследований влияния родителей на формирование личности ребенка и успешность его функционирования в социальной среде [5-7], остается не ясным вопрос, какие воспитательные подходы, поведенческие и личностные особенности родителей определяют формирование у подростков конструктивных и неконструктивных способов совладания с жизненными трудностями и кризисами развития. Изучение подобных вопросов имеет отчетливую психопрофилактическую значимость, поскольку направлено на выявление факторов, способствующих и препятствующих успешной психической адаптации подростков. Целью настоящего исследования явилось изучение системы копинг-механизмов (стратегий совладающего со стрессом поведения и личностных копинг-ресурсов) подростков в их взаимосвязи со стилями родительского воспитания. Конкретные задачи исследования включали: 1. Изучение базисных и ституационно-специфических копинг-стратегий подростков среднего и старшего подросткового возраста. 2. Изучение структурных особенностей личности, выступающих в качестве психологических ресурсов стресспреодолевающего поведения подростков разного пола и возраста. 3. Выявление преобладающих стилей воспитания родителей в изучаемых группах подростков. 4. Изучение взаимосвязи стилей воспитания родителей с особенностями совладающего поведения и личности подростков. Для реализации цели исследования был использован комплекс психодиагностических методов, относящихся к классу тест-опросников и психосемантических техник: опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса» [8, 9], опросник «Способы копинга» [10-11], опросник «Подростки о родителях» (ПОР) [4], а также построенная на одном из приемов психосемантики - субъективном шкалировании - методика «Личностный дифференциал» (ЛД) [12]. С помощью этих методов исследовано 96 подростков-старшеклассников (9-й и 11-й классы) одной из общеобразовательных средних школ Санкт-Петербурга. По половозрастному составу подростки распределились следующим образом: 14-15 лет (9-й класс) - 44 человека (16 юношей и 28 девушек), 16-17 лет (11-й класс) - 52 человека (23 юноши и 29 девушек). Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 800 тг
|