|
|
|
Источник: Делового еженедельника «КУРСИВъ» (www.kursiv.kz)
15.07.2010 IT-рынок Казахстана. Часть 1: hardware, IT-услуги и телекоммуникации
Все течет, все меняется. Каждая отрасль экономики государства эволюционирует, привнося все новые изменения в свою структуру. Рынок IT не исключение. Ни для кого не секрет, что за последние годы казахстанская IT - отрасль активно развивается, появляются частные IT-компании, которые вносят свою посильную лепту в развитие данного сектора. Стоит отметить, что и интерес государства к развитию информационных технологий за последнее время значительно возрос. Появилось множество государственных структур, призванных активно развивать данный сектор. Разрабатываются долгосрочные стратегии, подписываются договора о сотрудничестве, создаются ассоциации. В общем, картина развития IT -индустрии в нашей стране вырисовывается достаточно светлая, однако при всей этой заманчивой перспективе, является ли Казахстан полноценным участником мировой софтверной индустрии или наша страна всего лишь потребитель технологических достижений других стран? Как обстоят дела с развитием данной отрасли в нашей стране? Как известно, весь рынок IT делится на несколько сегментов: hardware, software, IT-услуги и телекоммуникации. По данным IDC, рынок «хард» в Казахстане занимает лидирующие позиции и составляет 79% всей IT-отрасли. Это и неудивительно. Уровень жизни в нашей стране значительно вырос за последние годы. Если пару лет назад так называемые «подпольные сборщики» пользовались успехом у наших соотечественников, то сейчас они не представляют особой опасности. Спрос смещается в более дорогие сегменты. Люди стремятся к качественной продукции. Казахстанцев перестало устраивать «железо» сомнительного происхождения и они предпочитают тратить деньги на продукцию, которая будет удовлетворять все их запросы. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается порядка 30 компаний, специализирующихся на продаже «железа». Однако, основной рынок поделен между несколькими крупными поставщиками «hardware», таких как «Логиком», «Белый ветер», «Alser» и др. Доля одного «Белого Ветра» от общего объема продаж в республике составляет 25-30% (http://www.liveinternet.ru/users/927012/post93901484). Еще один динамично развивающийся сегмент IT-рынка — телекоммуникации. По данным агентства по статистике РК, в 2009 году совокупный объем продаж на телекоммуникационном рынке в Казахстане вырос до 441,3 млрд. тенге, что на 8,3% выше уровня 2008 года (http://www.iksmedia.ru/news/3184476.html). По данным ведомства, в прошлом году число компаний, использующих Интернет составило 44046. Стоит отметить, что в 2005 году этот показатель был на порядок ниже. Телекоммуникации, пожалуй, самый зависимый из всех сегментов отечественной IT-отрасли. Доля государственного влияния на эту часть отрасли достаточно велика, чтобы она развивалась по всем законам рынка. Главный и, по сути, единственный игрок на этом поприще — АО «Казахтелеком». С целью развития конкуренции, в 2004 году с госхолдинга пытались снять право на междугороднюю и международную связь. Однако процесс демонополизации оказался вопросом не одного дня и запустить на рынок компании, способные составить должную конкуренцию этому нац.оператору пока не представляется возможным. Отсутствие конкуренции в этом сегменте сказывается на высокой цене услуг интернета и прочих видов коммуникаций. Если в Казахстане услуги безлимитного интернета составляют порядка 4 тыс.тенге в месяц, то в соседнем Кыргызстане эта сумма в 2 раза меньше. Это касается и остальных видов связи, таких как мобильная связь, междугородняя и международная телефония. На рынке мобильной связи присутствует несколько операторов, которые в той или иной степени составляют конкуренцию друг-другу. Однако, несмотря на стремительно растущее количество абонентов сотовой связи (в 2009 году на 1000 человек населения приходилось 1060 абонентов связи) (http://www.stat.kz/digital/svyaz/Pages/default.aspx), тарифы этих операторов несравнимы с тарифами, которые предлагают своим пользователям мобильные операторы России. Надо признать, что снижение цен посредством многочисленных акций и скидок местные операторы все же производят, но процесс этот носит скорее символический характер и не предусматривает значительной экономии бюджета абонентов. Что касается IT-услуг, то этот сегмент рынка расположился на втором месте после «hardware». По данным все того же IDC, этот сегмент занимает 14 % отечественного IT-рынка. По данным Агентства по статистике РК, среди всех видов услуг среди казахстанских пользователей особым спросом пользуются консультативные услуги по разработке ПО, а также по техническому обслуживанию. Далее следуют услуги, связанные с ремонтом, поставкой компьютерной техники и разработка интернет-сайтов (http://www.stat.kz/digital/inf_obshestvo/Pages/default.aspx). Стоит отметить, что большая часть казахстанских IT-компаний специализируется именно на услугах, прибыль от них составляет 43.8% от всего уровня доходов на IT-рынке. Если пару лет назад в плане автоматизации предприятий отечественные компании отставали от западных, то на сегодняшний момент все больше казахстанских частных, да и государственных структур прибегают к помощи IT-специалистов дабы оптимизировать свою деятельность. Компании не скупятся на дорогие системы контроля и ERP — системы, выбирая качественное техническое обслуживание и все его составляющие. Развивая тему наиболее важных сегментов IT-сектора Казахстана, просто невозможно не отметить сегмент разработки отечественного ПО, или как сейчас модно называть «софтверную» составляющую казахстанского рынка IT. На какой же стадии развития находится сейчас индустрия программного обеспечения Казахстана? Об этом в нашем следующем материале.
Айнур МУХАНБЕТЖАНОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |