|
|
|
Разрешение на право. Нужно ли лицензировать деятельность юридической фирмы?
Алла Пустовит, заместитель генерального директора по связям с общественностью, старший партнер ЮК "Правовая гильдия "ВикториАл"
В мире давно ведутся дискуссии по вопросу лицензирования оказания юридической помощи либо самой деятельности юридических фирм. В своей юридической практике нашей компании все больше приходится сталкиваться с «потерпевшими» от различных «специалистов» в области юриспруденции. Бесспорно, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист - лицо, обладающее специальными познаниями и опытом деятельности в области права. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании, адвокатское свидетельство и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица положительного опыта работы по юридической специальности. К сожалению, опыт показывает, что наличие всевозможных документов подтверждающих наличие у лица необходимых познаний в области права не гарантирует оказания эти лицом квалифицированной юридической помощи. Существующее законодательство практически не ограничивает круг лиц имеющих право оказывать платную юридическую помощь и далеко не всегда эта помощь оказывается квалифицированой. А отсутствие четких критериев для оценки качества деятельности этих лиц, позволяет им в случае оказания не квалифицированной юридической помощи уходить от ответственности и продолжать свою недобросовестную деятельность. Гарантии права государством, есть обеспечение государством всеми законными способами пользование этим правом в полном объеме и его защиту. Декларирование гарантий права без механизма обеспечения гарантий, безусловно, наносит вред не только имиджу этого государства. В данном случае лицензирование может являться механизмом, обеспечивающим гарантии государства на получение клиентами квалифицированной юридической помощи. На сегодняшний день законодательно наиболее четко урегулирован вопрос оказания квалифицированной юридической помощи только адвокатами. Сегодня в Украине право практиковать как юрист имеет каждый выпускник юридического факультета высшего учебного заведения: такой диплом фактически является лицензией на практику. Если говорить о перспективе, то да, целесообразным и легитимным, выдается введение лицензирования юридической деятельности. Так, выпускник университета с дипломом юриста вначале становится кандидатом в юристы, которому еще предстоит сдать квалификационный экзамен, чтобы практиковать самому либо работать в юридической фирме. Таким образом, деятельность лиц и, в частности, юридических фирм претендующих на оказание платной квалифицированной юридической помощи должна регулироваться государством, например путем лицензирования. На мой взгляд, введение такого механизма госконтроля как лицензирование юридических фирм - единственный способ избежать прихода в дальнейшем на юридический рынок непрофессионалов, чья деятельность может иметь катастрофические последствия. Если государство не осуществляет надлежащим образом контрольных и надзорных функций в отношении деятельности организации/фирмы по оказанию юридических услуг, то это приводит, с одной стороны, к появлению ряда злоупотреблений и росту мошенничества в этой сфере, а с другой стороны, к невозможности нормальной работы для тех юридических фирм, которые имеют большой опыт и штат высококвалифицированных специалистов - юристов. В результате оказываются нарушенными права клиентов на получение качественной правовой помощи, страдают интересы юридических фирм, общества и государства в целом. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что законодательством большинства развитых стран мира предусмотрены специальные положения, регулирующие вопросы создания и деятельности юридических фирм.
Введение нового порядка регулирования юридической деятельности, прежде всего, спровоцирует уход с рынка небольших компаний, которые не смогут получить лицензию в связи с отсутствием штата профессиональных юристов. Изменится качественный состав участников рынка юридических услуг: произойдет укрупнение и концентрация компаний, появятся новые игроки рынка за счет распада одних и объединения других компаний. Отсутствие четкого регулирования в области оказания квалифицированной юридической помощи выгодно только недобросовестным юристам, лицам, не обладающим реальными познаниями в области юриспруденции. Лицам, которые фактически не могут оказать квалифицированную юридическую помощь. Добросовестные юристы, обладающие познаниями для оказания квалифицированной юридической помощи, думаю, отнесутся положительно к лицензированию данного вида деятельности. Лицензирование позволит вытеснить с рынка услуг по оказанию юридической деятельности достаточно большой слой людей называющих себя юристами, но реально не способных оказать квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе. Государство, наконец, сможет гарантировать получение платной квалифицированной помощи не только у адвокатов и нотариусов, что положительно может сказаться на стоимости получения квалифицированной юридической помощи для конечного потребителя. На мой взгляд, лицензия является минимальной гарантией профессионализма юриста, которому необходимо будет пройти аттестацию и получить соответствующее свидетельство и одновременно ответственности за его деятельность. Несомненно, каждому кто нуждается, в юридической помощи нужна именно квалифицированная юридическая помощь. К тому же, при условии введения обязательного лицензирования юрфирм в Министерстве юстиции, все юридические фирмы попадут в единый реестр Минюста Украины, следовательно, в его зону контроля. А это значит, что отнюдь не только саморегулируемые организации будут преимущественно определять дальнейшее развитие рынка юридических услуг. Для осуществления лицензирования деятельности по оказанию платной юридической помощи необходимо: · принятие Закона о внесение изменений в Закон Украины «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 01 июня 2000 г. № 1775-ІІІ, который бы отнес оказание платной юридической помощи к лицензируемым видам деятельности; · необходимо будет утвердить Положение о лицензировании деятельности по оказанию платной юридической помощи; В данном положении наделить, например, Министерство Юстиции Украины осуществлять следующие полномочия: · выдавать лицензии на вышеуказанный вид деятельности; · переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензии; · приостанавливать действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований; · прекращать действия лицензий; · вести реестр лицензий, предоставлять заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; · осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий; · обращаться в суд с заявлениями об аннулировании лицензий. При предоставлении лицензии не лишены смысла следующие требования: · Наличие высшего юридического образования полученного в соответствии с требованиями, установленными согласно украинского законодательства. · Наличие опыта - непрерывный стаж в течение трех лет практической юридической деятельности с положительными результатами этой деятельности закрепленной документально (например рекомендательные письма, положительные судебные решения, публикации в СМИ и т.д.). · Отсутствие любой непогашенной судимости или решения суда вступившего в силу, о привлечении к какой либо ответственности за оказание неквалифицированной юридической помощи. При осуществлении юридической деятельности по оказанию платной юридической помощи лицензиатами для дополнительного контроля не лишено смысла создание совета или квалификационной комиссии по разрешению конфликтных ситуаций, в которых стороной выступает лицензиат. Данный совет или комиссия должна состоять из лиц являющихся практикующими юристами, адвокатами, которые имеют безупречный десятилетний стаж деятельности по осуществлению платной юридической помощи. Аналог квалификационные коллегии судей, советы при адвокатских палатах. Гарантом возмещения имущественных убытков нанесенных лицензиатом, как обязательное условие необходимо ввести страхование имущественной ответственности лицензиата. Законодательно обязать лицензиата при заключении договора об оказании юридической помощи указывать размер страховой суммы с приложением страхового полиса. Таким образом, будет обеспечиваться своеобразный выбор между лицензиатами при прочих равных условиях, и стимулировать лицензиатов к страхованию своей ответственности Выдача же лицензий на осуществление платной юридической помощи юридическим лицам позволяет фактически нивелировать персональную ответственность, ведь работу по оказанию юридической помощи все равно будет вести конкретный человек. Каждый лицензиат должен понимать, что один случай оказания неквалифицированной юридической помощи фактически может лишить его дохода, права заниматься определенной деятельностью, определенного положения в обществе и.т.д. Относительно уже существующих юридических фирм, то возможна следующая процедура: всем юристам необходимо будет сдать экзамен и получить свидетельство об аттестации. Тогда, в составе юридической фирмы осуществлять юридическую деятельность по предоставлению юридических услуг имеют специалисты, имеющие соответствующие свидетельства, и руководитель фирмы должен обеспечивать оказание услуг именно этими специалистами, а остальные же сотрудники могут быть задействованы в качестве помощников. Что касается опыта зарубежных стран, в настоящее время Министерство юстиции Республики Беларусь, руководствуясь Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.03 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Совета Министров РБ от 20.10.03 г. № 1363 «О лицензировании видов деятельности, выдачу специальных разрешений (лицензий), которые осуществляет Министерство юстиции» выдает лицензии на следующие виды деятельности: адвокатскую, нотариальную деятельность, распространение правовой информации, оказание юридических услуг, в том числе ее составляющей - экспертной деятельности. Для каждого вида лицензирования предусмотрен свой пакет документов, представляемый соискателями лицензии. Вне зависимости от лицензируемого вида деятельности за выдачу лицензии предусмотрено взимание лицензионного сбора в сумме, эквивалентной 90 евро и 10 евро за рассмотрение заявления. Министерство юстиции выдает лицензии сроком на 5 лет. Данный срок может быть продлен по заявлению лицензиата на тот же срок. Вышеуказанным Декретом предусмотрено, что оказание юридических услуг состоит из двух составляющих: собственно юридических услуг и судебно-экспертной деятельности. Прежняя система получения лицензий на данный вид деятельности претерпела большие изменении. В целом процедура получения лицензии упрощена, но требования к претендентам стали более жесткими. Ранее юридическое лицо, представив пакет документов на получение лицензий, направляло своих штатных работников для прохождения собеседования в Минюст, при успешном прохождении собеседования - организации выдавалась лицензия. Затем эти юристы увольнялись и на их место могли приходить другие, уровень знаний которых был порой, мягко говоря, весьма сомнительным, а лицензия при этом у организации оставалась. В процессе оказания самих юридических услуг сейчас в Беларусии необходимо наличие свидетельства об аттестации юриста или свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта. Данное нововведение, на мой взгляд, позволит обеспечить более качественное оказание юридических услуг. Порядок выдачи свидетельства об аттестации юриста детально определен в соответствующей Инструкции. Теперь, имея высшее юридическое образование, трехлетний стаж работы, претендент подает заявление в Министерство юстиции, проходит сложный, предусматривающий более 300 вопросов, двухступенчатый письменный и устный экзамен на предмет глубокого владения разными институтами гражданского и хозяйственного права, а также отдельные вопросы уголовного и иного законодательства. Сдав экзамен, претендент получает свидетельство об аттестации. После этого он может зарегистрироваться, к примеру, как индивидуальный предприниматель, и подать документы для получения лицензии. Никаких экзаменов в дальнейшем ему сдавать не потребуется, а комиссия при вынесении решения о выдаче лицензии будет оценивать, соответствуют ли предоставленные документы требованиям, указанным в положении. Право на получение лицензии имеют только официально зарегистрированные коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. При подаче заявления юридические лица и индивидуальные предприниматели должны предоставлять копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика. Свидетельство об аттестации юриста выдается Минюстом РБ в установленном им порядке и подтверждает, что указанное в этом документе лицо обладает необходимыми знаниями и профессиональными навыками. Сами свидетельства об аттестации являются бланками строгой отчетности и имеют соответствующие системы защиты. Кроме того, нормативными актами предусмотрено, что в процессе оказания услуг (давать консультации, представлять интересы в хозяйственных судах) непосредственно участвовать могут только обладатели свидетельств. Например, в составе юридической фирмы осуществлять данную деятельность должны не менее двух специалистов, имеющих свидетельства, и руководитель фирмы должен обеспечивать оказание услуг именно этими специалистами, а остальные же сотрудники могут быть задействованы в качестве помощников. Таким образом должен гарантироваться качественный уровень оказания юридических услуг. Свидетельство, как мы уже говорили ранее, выдается сроком на 5 лет. Для продления его срока обладателю свидетельства сдавать экзамены не потребуется, при условии, что он будет работать не менее двух лет из пяти по специальности и повышать свою квалификацию. Ему только необходимо подать документы, подтверждающие стаж работы, и о повышении квалификации. На этих основаниях и будет продляться срок действия свидетельства. Заниматься оценкой юристов на предмет их квалификации будет комиссия Министерства юстиции, в состав которой входят высококвалифицированные сотрудники Министерства юстиции, судьи Высшего Хозяйственного Суда и ученые из БГУ. Подводя итог вышесказанному примеру практики Республики Беларусь, хочу отметить, что такой порядок получения лицензии на данный вид услуг позволяет наиболее полно оценить профессиональные качества претендентов, заставляет участников юридического рынка более ответственно подходить к оказанию юридических услуг. Отдельного и особого внимания заслуживает частная юридическая деятельность в США. Основными особенностями юридической деятельности в США являются: · оказание юридических услуг возможно только лицом, которое сдало индивидуальный экзамен в коллегии адвокатов, т.е. необходима индивидуальная лицензия на юридическую практику (при этом лицензия действует только в одном штате, и для практики в другом штате нужно сдавать новый экзамен); · в создании любой юридической фирмы могут участвовать только юристы (т.е. невозможно прямое привлечение стороннего инвестора), и это ограничивает варианты организации юридических фирм; · прекращение юридической практики юристом означает его выход из юридической фирмы и, как правило, прекращение получения доходов (зачастую, при выходе на пенсию даже партнеры-основатели не получают ничего). Юристами (lawyers) в США именуются граждане, получившие высшее юридическое образование, диплом юриста. Высшее юридическое образование можно получить после трехлетнего обучения в колледже гуманитарного профиля и трех лет обучения в высшем юридическом учебном заведении. После получения диплома о высшем юридическом образовании все юристы, желающие работать по профессии, должны пройти процедуру допуска к частной юридической практике. Допуск к частной юридической практике осуществляется специальной комиссией на основе экзамена. Эта комиссия состоит из практикующих юристов и назначается по особой процедуре руководством ассоциации юристов того или иного штата. Критерии и порядок отбора в данные комиссии различны в каждом штате. В основном учитывается опыт работы по юридической профессии. Экзамен представляет собой достаточно суровое испытание и состоит из устного собеседования и письменной работы. Письменное испытание занимает основную часть экзаменационного времени. Экзаменуемый должен ответить на 20-30 вопросов, касающихся знания, толкования и применения правовых норм штата. Кроме результатов экзамена при решении вопроса о выдаче лицензии изучается также характеристика личности (good moral character) соискателя лицензии. Данная характеристика складывается из рассказа испытуемого о самом себе, а также из информации о наличии или отсутствии судимостей, приводов в полицию, о том, страдает ли он наркоманией или алкоголизмом. Нередко о моральном облике соискателя лицензии справки наводятся и у его соседей по месту жительства. При наличии в биографии гражданина, желающего сдать экзамены для получения лицензии на частную юридическую деятельность, незначительных правонарушений (связанных, например, с дорожно-транспортным происшествием) экзамен может быть отложен на определенное время. Все эти вопросы относятся к компетенции экзаменационной комиссии, которая имеет достаточно широкие полномочия. По результатам экзамена выносится решение о выдаче лицензии на право осуществления частной юридической деятельности. Лицензия выдается без ограничения срока. Для ведения дел в федеральных судах необходимо разрешение, которое выдается автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в данном штате. Надо отметить, что решение экзаменационной комиссии может быть обжаловано в суд вплоть до Верховного суда штата. Юрист, имеющий соответствующую лицензию, имеет право вести частную юридическую практику в данном штате - самостоятельно или вступив в юридическую фирму; может поступить на службу в местную прокуратуру; может пойти работать референтом к федеральному судье; может устроиться на работу в коммерческую фирму юрисконсультом. Со временем юрист может попробовать стать судьей. Таким образом, для того, чтобы в США иметь возможность работать по юридической профессии необходимо также сдать экзамены и получить лицензию на право вести юридическую деятельность. При этом, все юристы, прошедшие процедуру допуска к юридической практике и имеющие соответствующую лицензию, имеют одинаковый статус, одинаковые права и обязанности, в частности, в судебном процессе. Способ ведения юридической практики зависит от самого юриста. Юристы, получившие лицензию на юридическую практику, могут вступить в Американскую юридическую ассоциацию данного штата (Bar Association). В некоторых штатах членство в данной Ассоциации является обязательным. Ассоциация юристов имеет двуединую задачу - способствовать развитию права и укреплению правосудия в целом, правовое воспитание граждан, а также оказание содействия своим членам, повышение профессионального уровня американских юристов, развитие юридической профессии как таковой. Ассоциации юристов являются чисто общественными организациями и не ведут никакой практической юридической деятельности, тем более оплачиваемой. Членские взносы в Ассоциации юристов никак не связаны ни с доходами юристов, ни с тем, в каком юридическом ведомстве или фирме они работают. Членами юридических ассоциаций являются практически все юристы штата: ведущие адвокатскую практику, работающие в прокурорском ведомстве, работающие юрисконсультами. Юрисконсульты, т.е. юристы, постоянно работающие в какой-либо корпорации или фирме и получающие твердую ежемесячную зарплату, составляют примерно 10 процентов от всех юристов, имеющих лицензию на частную юридическую практику, и именуются, как я уже говорил, "домашними адвокатами" компании (in-house counsel). Эти юристы имеют абсолютно те же права и обязанности, что и частнопрактикующие адвокаты. Быть членом профессиональной юридической ассоциации престижно и выгодно для самих юристов. Таков подход в ведущих странах мира. Он учитывает интерес государства в обеспечении предоставления потребителям правовых услуг компетентными юристами и при этом не исключает институтов самоорганизации юристов (адвокатура, судейство, прокуратура и т.д.). Кроме того, хочу предложить Вам также комментарий по вопросу допуску украинских юристов к юридической практике в США. Суд по своему усмотрению может без экзаменов дать лицензию на практику в качестве юридического консультанта в выданном штате нашему юристу из Украины, достигшему возраста старше 26 лет и соответствующему следующим требованиям: 1) Стаж Заявителя должен быть не менее пяти лет в качестве юриста в Украине 2) Владеет важными внутренними достоинствами и удовлетворяет притязаниям пригодности для членства в Ассоциации юристов выданного штата; 3) Намерен заниматься юридической деятельность в данном штате в качестве юридического консультанта, а также содержать для этой цели кабинет/офис в выданном штате. В доказательство отмеченных выше обстоятельств кандидату непременно необходимо предоставить секретарю суда подтверждающие документы: сертификат, выданный уполномоченной организацией либо государственным учреждением в зарубежном государстве, являющимся высшей инстанцией в вопросах выдачи сертификата, удостоверяющий, что заявитель уполномочен к практике с указанием даты допуска, а тоже удостоверяющий реальность его статуса Юриста; 4) Наличие рекомендательного письма от одного из членов исполнительного органа такой уполномоченной организации либо госучреждения либо от одного из судей суда высшей инстанции либо суда первой инстанции Украины; 5) Наличие соответствующего перевода этого сертификата и этого письма на британский язык; 6) Наличие свидетельства о рождении; 7) Прочие документы, подтверждающие профессиональную квалификацию заявителя, его внутренних достоинств и всеобщей пригодности. После получения лицензии на практику в качестве юридического консультанта, такой юрист состоит при Ассоциации юристов выданного штата, и имеет все вытекающие права и обязанности члена Ассоциации юристов выданного штата, которые регулируют взаимоотношения работы в юридической конторе с одним либо со всеми членами Ассоциации юристов выданного штата посредством партнерства, конфиденциальность отношений с заказчиком и соответствующей документации и соответствующих привилегий. Так, лицо, получившее лицензию на практику в качестве юридического консультанта согласно предписанным положениям Ассоциации, обязано подчиняться и следовать предписанным нормам в том размере, что и члены Ассоциации юристов выданного штата. Также предусмотрено обязательство предоставить в суд надлежащее доказательство наличия страховки ответственности на сумму, какую определяет суд. Заявитель, который имеет намерение получить лицензию на практику в качестве юридического консультанта, должен уплатить пошлину за выдачу лицензии. В случае, когда лицо, получившее лицензию на практику, в качестве юридического консультанта согласно предписанным положениям впоследствии будет признано членом Ассоциации юристов выданного штата, а лицензия юридического консультанта, данная этому лицу, будет считаться соответствующим патентом, данным этому лицу на право осуществлять юридическую практику в качестве члена Ассоциации юристов выданного штата.
Право на право. Лицензирование деятельности юридических фирмМнения экспертов
Ксения Забродская, редактор Pravotoday Многие юристы, работавшие или работающие в разнообразных отечественных юридических фирмах, утверждают, что работают или на «зарплату в конверте», или «без оформления». Таким образом, их работодатели страхуются от возможной ответственности за дачу неправильной консультации клиенту. Другой пример - более чем очевиден: юридических фирм сегодня в Украине больше, чем государственных органов, при этом виды и объёмы работ у них порою отличаются чрезвычайно сильно: от регистрации предприятий до сопровождения транснациональных сделок. Поэтому в юридическом сообществе возникает вопрос, нужно ли лицензировать деятельность юридических фирм, и как это реализовать? Немаловажен вопрос, требует ли лицензирования деятельность юридической фирмы. При этом нужно ли будет оформлять лицензии всем действующим юридическим фирмам, или будут учитываться факторы, откладывающие или отменяющие необходимость получения лицензии? Ответами на эти вопросы мы поинтересовались у наших экспертов.
Думаю, жоден з практикуючих юристів не буде заперечувати той факт, що юридичних фірм дуже багато і конкуренція в даній галузі неймовірна. Поряд з цим, напевно, жоден кваліфікований та практикуючий юрист не може поскаржитись на відсутність роботи. Так сталось, що юриспруденція вважається дуже престижною, тож досить часто дехто йде в юриспруденцію саме через цей фактор, а не через поклик серця. Така кількість юридичних фірм та фахівців в галузі права є своєрідним сигналом для керівників країни. На мою думку, таке явище говорить про те, що в Україні будується правова держава, люди бажають справедливості, цікавляться, вивчають на шукають шляхи захисту своїх прав. Вважаю, що через декілька років ситуація «стабілізується» і на ринку юридичних послуг залишаться лише ті фахівці, для яких захист прав інших - це спосіб життя, а не лише можливість заробити гроші. Що ж стосується питання ліцензування, то я не вважаю це питання недоцільним та неактуальним. По-перше, у нас існує інститут адвокатури, для того, щоб бути адвокатом необхідно отримати свідоцтво про право зайняття адвокатською діяльністю; по-друге, юриспруденцію можна вважати різновидом консультаційних послуг (лише в галузі права), зрозуміло, що їх, як правило, дають дипломовані фахівці; по - третє, далеко не всі фахівці працюють в юридичних фірмах, багато хто з юристів працює знаходячись в штаті підприємств, установ, організацій. Виходячи з такої логіки, то їх діяльність теж потрібно ліцензувати, от лише незрозуміло, хто має отримати таку ліцензію: особисто працівник чи підприємство? Якщо працівник, то яка різниця між ліцензією та адвокатським посвідченням? Якщо фірма (неюридична), то їй це невигідно оскільки вона не займається наданням юридичних послуг. На мою думку, ліцензування юридичних фірм лише поставить в невигідне становище саме юридичні фірми, адже адвокатам ліцензія виходить не потрібна (у них є свідоцтво), фахівці, які працюють в штаті підприємств, ліцензії не отримують (їм достатньо диплому), а юридичній фірмі, яка фактично є об’єднання юристів, необхідно отримати ліцензію.
Щорічно українські вузи штампують тисячі юридичних дипломів, хоча дійсних професіоналів у цій області - одиниці. У країні розпал судових процесів і публічних протистоянь, тобто саме що ні на є благодатний ґрунт для заробітку юриста. На жаль якість послуг багатьох юридичних фірм ще не дотягає до вимагаємих ними гонорарів. Нарікання клієнтів на якість юридичних послуг нерідко пояснюються їх завищеними вимогами до юристів. Такі завищені вимоги виникають через необізнаність споживачів із ринком юридичних послуг. Адже вивіска „Юридична консультація” ні про що не говорить. Під нею можуть ховатися не тільки місцева колегія адвокатів або приватний адвокат, але й просто СПД-фізособа. В останньої може навіть не бути юридичної освіти. Сьогодні в Україні лише діяльність адвокатів та нотаріусів регламентується. Юристи-підприємці абсолютно вільні від усіляких вимог і обмежень. Більш того, у законодавстві України визначення терміна «юридична фірма» відсутнє. Слова «юридична фірма» є лише частиною найменування юридичних осіб. Незважаючи на те, що ЦК України вимагає, щоб у найменуваннях юросіб крім назви містилася і інформація про організаційно-правову форму, у рекламі багатьох компаній, що пропонують юридичні послуги, абревіатури ТОВ, ЗАТ і їм подібні нерідко опускаються. Юридична практика не ліцензується в Україні з 2000 року. Отже, юридичною фірмою можна назвати практично що завгодно. Ліцензування дозволить витіснити прошарок людей, які називають себе юристами, але реально не здатні надати кваліфіковану юридичну допомогу на професійній основі.
Вопрос о лицензировании юридических компаний вообще и юристов в частности постоянно поднимается на волну обсуждений. Лично я придерживаюсь мнения, что институт лицензирования безусловно нужен. Это будет служить неким фильтром для отсеивания горе-юристов, которые берутся решать различные вопросы, не имея достаточных знаний или опыта, что приводит не столько к помощи, сколько к еще большим проблемам, решать которые приходится уже другим, если повезет, квалифицированным юристам. Но, как известно, исправлять чьи-то ошибки выходит дороже, чем если сразу все делать правильно. Однако не всякий потенциальный клиент сможет отличить профессионального юриста от того, кто лишь об этом говорит. Мне кажется, что в случае внесения соответствующих изменений в законодательство, такое правило должно распространяться и на все действующие компании. Это позволит сразу очистить рынок от огромного количества фирм предоставляющих некачественные юридические услуги. Также имеет смысл выдавать различные виды лицензий в зависимости от характера юридической деятельности (например предоставление правовых услуг юридическим лицам и отдельно в отношении граждан). Насколько мне известно, лицензирование, в той или иной форме, присутствуют в большинстве ведущих стран мира. До 1996 года Российская Федерация также имела институт лицензирования юридической деятельности, а в Белоруссии оно функционирует до сих пор. В некоторых странах процедура получения разрешения на осуществления юридической деятельности является довольно сложной. Так, во Франции кандидат сначала сдает вступительные экзамены в специализированный центр профессиональной подготовки, пройти обучение теоретического курса и практическую стажировку, после чего сдать выпускные экзамены. Дополнительная подготовка и сдача экзаменов предусмотрена законодательством Германии, Китая, Норвегии, США, Финляндии и ряда других государств. Проблем при переходе к лицензированию и контролю над соответствием деятельности выданной лицензии на сегодняшний день существует достаточно много. Потому сразу брать на вооружение схемы других стран, где функции контроля над деятельностью юристов осуществляют профессиональные организации, мы не можем в виду отсутствия достаточно авторитетной и независимой организации, которая могла бы выполнять эту роль. Поэтому если и вводить сегодня институт лицензирования юруслуг, то представляется очевидным, что выдачу лицензий и контроль над их соблюдением будет осуществлять министерство юстиции, что не является не самым лучшим вариантом, но единственно возможным сейчас.
Количество фирм, предоставляющих юридические услуги, начало существенно расти после 2000 года, когда была отменена Инструкция о порядке выдачи, переоформления, прекращения действия и аннулирования лицензии на осуществление юридической практики от 23 октября 1998 года. Наряду с указанным нормативно-правовым актом ранее также действовала Инструкция об условиях и правилах осуществления предпринимательской деятельности (лицензионные условия) в сфере юридической практики и контроле за их исполнением от 7 мая 1999 года. На основании этих документов действовал механизм государственного контроля над субъектами предпринимательской деятельности, занимающихся юридической практикой. К юристам, желающим предоставлять свои профессиональные услуги, выдвигались определенные квалификационные требования. Лица, соответствующие таким требованиям, получали лицензию, которая давала им право заниматься юридической практикой. Сегодня же, как известно, предоставление услуг в сфере юриспруденции не требует получения лицензии. Иными словами, чтобы основать юридическую фирму достаточно зарегистрировать, к примеру, общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в размере одной минимальной заработной платы, а среди видов деятельности указать юридический консалтинг. В такой «конторе» юристом себя может называть человек, даже не имеющий должного образования. В последнее время подобных юридических компаний на рынке - все больше и больше, а качество предоставляемых услуг не редко оставляет желать лучшего. По-другому дело обстоит с юристами-адвокатами и адвокатскими объединениями. Получение свидетельства о праве занятия адвокатской деятельностью является своего рода лицензированием. Согласно статье 2 Закона Украины «Об адвокатуре» к кандидату в адвокаты выдвигаются следующие требования: наличие высшего юридического образования, опыт работы в сфере права не менее двух лет, успешное прохождение квалификационных экзаменов и прочие. Кроме того, квалификационно-дисциплинарные комиссии и Высшая квалификационная комиссия адвокатуры осуществляют контроль над деятельностью адвокатов. Например, согласно статье 18-1 Положения о квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры комиссия ежегодно запрашивает у адвокатских объединений отчеты о качестве предоставления правовой помощи, проводит проверки. На основании таких материалов на адвоката может быть возложена дисциплинарная ответственность или же обязательство повысить свою квалификацию. Таким образом, параллельно существуют две категории юристов: так называемые юристы-предприниматели и адвокаты. Вопрос лицензирования возникает, прежде всего, в связи с деятельностью юристов-предпринимателей, которые законодательно не ограничены никакими квалификационными требованиями. Чтобы проанализировать роль лицензирования юридической деятельности, обратимся к зарубежному опыту. К примеру, в Республике Белоруссия лицензию может получить как физическое, так и юридическое лицо. Последним нововведением в данной сфере было внедрение процедуры аттестации юриста и получение впоследствии свидетельства о прохождении такой аттестации. Теперь к основному пакету документов юридические лица прилагают копии дипломов о юридическом образовании штатных работников, не имеющих свидетельства, и выписки из трудовых книжек работников, имеющих такие свидетельства. В штате юридической фирмы должно быть не менее двух юристов, которые работают на полную ставку и имеют свидетельство. Физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности подает, помимо основных документов, свидетельство об аттестации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |