|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
22.07.2010 Почему о ветеранах Казахского цирка забыли накануне его 40-летия?
Для цирковых мир смыкается на круге арены. Здесь рукоплещут при успехе, отсюда уносят при не-удаче. Ведь в цирке не бывает легких номеров: каждый выверен и доведен до автоматизма, полит потом, иногда - кровью. «В цирке работают фанатики и дураки», - сказал однажды известный советский клоун Геннадий Ротман. И правда, работа не для всякого - фальшь и халтура закроют арену навсегда. Но бывает, из цирка уходят и очень талантливые люди. Так случилось и у нас. Девяностые годы стали для Казахского цирка серьезным испытанием. Цирк не уехал - люди разбежались. По сути, из сорока исторических лет этот храм искусства работал в полную силу лишь двадцать. О блистательном прошлом и туманном будущем нашего алматинского цирка корреспонденту «ЛИТЕР-Недели» рассказал один из тех, кто участвовал в его создании - акробат и клоун Кудайберген Касымжанов. К.К.: Под купол этого храма искусств меня привел случай. В 1967 году я увидел объявление о наборе в студию эстрадно-циркового искусства. Как можно пройти мимо такого шанса? Я поступил довольно легко - помогло мое атлетическое телосложение. Директором студии тогда была Гульжихан Галиева. Забегая вперед, можно сказать, что с ее легкой руки и появился в Казахстане цирк. Ведь это она отправила ребят набираться опыта и мастерства в Саратов и Москву. Тренировочный манеж у нас тогда был в Парке культуры и отдыха имени Горького. И в этом же 67-м году судьба опять мне улыбнулась: из Москвы сообщили, что для Казахстана выделено три места в столичном училище, которое готовило профессиональных артистов цирка. По своему масштабу и содержанию оно было единственным в мире. Это училище и по сей день работает в Москве. И оно необходимо. Ведь дети, выросшие «в опилках», едва ли не с рождения ходят на руках, жонглируют и прочее. Но отточить мастерство, сделать из цирковой малышни профессиональных артистов, достойных представлять искусство советского цирка (который гремел за рубежом!), могли только там, в училище. Моими товарищами по счастью учиться в Москве были Гульшара Ескенова и Серик Абишев. Мы вместе получали цирковые навыки и оттачивали мастерство. Ведь на нас возлагали большие надежды. А в это время основная труппа будущего Казахского цирка стажировалась в Саратове, в старейшем русском цирке имени братьев Никитиных. Выходит, и первая премьера нашего цирка прошла в этом городе. В Алма-Ате же наш коллектив выступал во Дворце спорта - ведь здание цирка тогда еще не было построено. Это был триумф! Люди просто ломились на представление. Билетов не хватало на всех желающих посмотреть на артистов первого казахского цирка. ЛИТЕР-Неделя: Вот и интернет-поисковики убеждают, что вы - актер. За вами - главная роль в фильме «Самые красивые корабли»… К.К.: Да, действительно, в год выпуска, в 1972-м, меня пригласили сниматься в кино на главную роль. Фильм «Самые красивые корабли» режиссера Анатолия Ниточкина снимался по сценарию известного чукотского писателя Юрия Рытхэу и был приурочен к 50-летию образования СССР. Однако «заказная» картина получилась очень душевной и даже философской. Интересными были съемки на Беринговом проливе. Вообразите, вдалеке виднеется Аляска. Мне было двадцать два года, и я решил, что не прощу себе, если не искупаюсь в проливе. А как раз прошла шуга, лед шел кусками. Но я все-таки нырнул. И, что удивительно, даже насморка не заработал. Но, к сожалению, моих восторгов не разделяли в цирковом училище. Вместо аплодисментов меня оттуда просто исключили. Велели определяться: сниматься в кино (а ведь главная роль в фильме довольно хороший трамплин для актерского старта) или идти в Казахский цирк, для которого меня и готовили. К тому времени фильм получил Гран-при на Каннском фестивале, и хотя мне уже предложили сниматься на киностудии «Киргизфильм», я выбрал цирк. ЛИТЕР-Неделя: Однако и тут вас одолевали искания - из акробата переквалифицировались в клоуны. К.К.: Да, самый «главный» в цирке - клоун. От него в большей мере зависит успех всей программы. Но если верить диплому, я - профессиональный акробат. Придя в Казахский цирк, я с легкостью влился в номер «Байконур» - акробатика с подкидными досками. И трюки я делал для моего роста (1 м 82 см) уникальные - «отбитый» от доски, я делал два «бланжа». Но во время репетиций новой программы «Земля чудес» судьба столкнула меня с известным советским клоуном Валерием Мусиным. Оставшись по случаю без партнера, он выбрал меня. Я стал ассистентом союзной звезды, белым клоуном. Это был бесценный опыт. Потом, когда создавалась программа «Земля чудес», Виль Головко, решив создать клоунское трио в составе Владимира Карпа и Мурата Джумагалиева, обратил внимание именно на меня. Я стал третьим и выступал также в образе «белого клоуна». Так появилось новое клоунское трио Казахского цирка под руководством Владимира Карпа. Для нас специально пригласили профессиональных сценаристов и композиторов, которые и написали нам тексты и музыку для наших реприз. Постановку реприз осуществил московский режиссер Юрий Белов. Кроме того, в программе «Земля чудес» был создан собственный вокально-инструментальный ансамбль. Такого не было ни в одной программе Союза! С нами вместе зажигали представление такие известные сейчас музыканты и певцы, как Нагима Ескалиева, Сейдолла Байтереков, Нурлан Байгозов, Владимир Грязнов, Эрик Рысымбетов. Словом, это было настоящее шоу: гармоничное, выверенное, талантливое и, что немаловажно, достойно финансируемое. Но пришли лихие девяностые годы. Это время стало поистине драматичным для Казахского цирка. Не успев окрепнуть (ведь что для цирка значат двадцать лет?), он распался. Часть артистов эмигрировала, здание цирка попало в частные руки. Новую дирекцию возглавил далекий от искусства человек. Судьба бывшего творческого состава Казахского цирка никого не волновала. Казалось, и цирковая преемственность исчезнет. Но, слава богу, этого не произошло. Отдельные цирковые семьи сумели передать свое искусство своим детям. Сегодня это артистические цирковые династии Досбатыровых, Абишевых, Коржумбаевых, Конурбаевых, Чалабаевых, Хадиковых. А ведь в Казахстане три цирка. Прекрасная база для продолжения преемственности традиций. Мне шестьдесят, даже я мог бы готовить молодых специалистов. Впрочем, при нынешнем финансировании это будет похоже на самодеятельность. Сегодня цирковое искусство переживает не лучшие времена. Понять, что цирк необходим как эстетический элемент нашей культуры, необходимо в первую очередь государству. Когда это осознание придет, цирк возродится. А таланты мы найдем. Они в народе есть и будут! Беседовала Юлия ЗЕНГ, фото из личного архива семьи Касымжановых, Алматы Справка Программа «Земля чудес» была посвящена 25-летию поднятия целины и открыла собой эру красочных цирковых шоу. На сегодня это лучшая программа Казахского цирка. Постановщик - цирковой режиссер, народный артист СССР Виль Головко. Среди авторов сценария - Олжас Сулейменов. Программа «Земля чудес» отличалась новаторством, высоким профессионализмом, ярким национальным колоритом и необычностью режиссуры. На протяжение пяти лет программа «Земля чудес» признавалась лучшим цирковым представлением СССР. Все участники программы были удостоены звания лауреатов Всесоюзного конкурса артистов цирка. Джигиты-наездники под руководством К. Булибекова, дрессированные животные «Караван на привале» под руководством Ш. Кожамбердиевой, воздушный полет «Байконур» под руководством Г. Федоренко, акробаты с подкидными досками под руководством Н. Винник и многие другие артисты являются гордостью нашего национального цирка.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |