|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
26.07.2010 Обучи то, не знаю что
Чиновники неспособны рассказать, на что потратят почти $30 млн, полученных от ВБ Новый проект развития технического образования, профинансированный Всемирным банком (ВБ), должен послужить основой для роста конкурентоспособности Казахстана. Но для начала было бы неплохо увеличить прозрачность расходов в рамках подобных проектов. Пресс-служба ВБ распространила заявление о том, что банк выделяет $29,2 млн на модернизацию технического и профессионального образования в Казахстане. Еще $4 млн в качестве софинансирования выделит республиканский бюджет. Реализацией проекта, рассчитанного до 2013 года, займется Минобразования и науки. Деньги будут предоставлены по ставке, эквивалентной шестимесячной ставке LIBOR, с четырехлетним льготным периодом. «Мы надеемся, что проект послужит лабораторией инноваций и привнесет признанный мировой опыт и мировую практику, осуществит реализацию новых подходов на пилотной основе и послужит основой для будущего политического развития и инвестиций в дальнейшее повышение конкурентоспособности Казахстана», - цитируется в пресс-релизе заявление представителя ВБ Дингйонга Хоу. В какие именно проекты будут вкладываться деньги, пока неизвестно. Получить комментарии от ВБ и Министерства образования не удалось - в банке сослались на отсутствие руководства, а чиновники министерства, рекомендованные пресс-службой, оказались не в курсе подробностей. В технических лицеях и вузах Казахстана тоже пока не знают, на что именно пойдут деньги. Но рады самому факту выделения средств и готовы обсуждать, куда их нужно потратить. По мнению проректора по учебной работе КазНТУ им. Сатпаева Сарсенбека Жусупбекова, в первую очередь надо покупать новое оборудование. «Техника сейчас не стоит на месте, каждый день появляются какие-то новшества. С учетом того, что мы ежегодно обновляем оборудование, мы все же отстаем. К тому же надо еще и развивать учебно-лабораторно-материальную базу», - советует он. «Одна из главных проблем в профтехобразовании - это отсутствие мастеров производственного учения, - говорит «&» директор профессионально-технического лицея №4 города Алматы Владимир Фоменко. - Нам нужны мастера, которые будут учить, показывать все на практике, дадут ученикам «прощупать» всю систему. Плюс еще маленькая зарплата. За 40 тыс. тенге никто не пойдет работать. Надо делать зарплату на уровне окладов преподавателей других учебных заведений. Они ведь тоже занимаются с детьми и ничем не хуже остальных». «У нас сейчас в преподавательском составе по техническим специальностям средний возраст 60 лет. Это разве нормально? - спрашивает г-н Жусупбеков. - Эта проблема присутствует во всем Казахстане. Надо уделить внимание подготовке молодых специалистов. Сейчас это крайне проблематично, потому что молодые специалисты не хотят работать преподавателями технических специальностей». По словам экспертов, профессионально-техническому образованию не хватает таких специалистов, как отделочники, штукатуры, маляры, токари и электрогазосварщики. Отметим, что, судя по пресс-релизу ВБ, в рамках проекта будет оказана поддержка в разработке профессиональных стандартов, связанных с национальной квалификационной рамкой и системой институциональной аккредитации по оценке качества, с учетом потребностей предприятий. Внимание также обещают уделить модернизации управления и финансирования системы профтехобразования; усилению институционального потенциала лицеев и колледжей в целях удовлетворения спроса на новые навыки и обеспечения устойчивого экономического и ускоренного индустриально-инновационного развития.
Динара СЕРИКПАЕВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |