|
|
|
11.08.2010 Дмитрий Медведев наградил Орденом Дружбы польского режиссера Анджея Вайду
В пресс-службе Кремля сообщили, что Президент РФ Дмитрий Медведев наградил известного польского режиссера Анджея Вайду Орденом Дружбы. В сообщении подчёркивается, что заслуженную награду Вайда получил за большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры. Свои фильмы, как говорит сам режиссер, он строит "на моральном беспокойстве". Их темами становятся не самые приятные для обсуждения вопросы. "У дружбы есть свои парламентеры, я один из них", - говорит кинорежиссер Анджей Вайда. Он никогда не отказывается от того, что, да, каждый из его фильмов - это разговор, в котором зритель обязан участвовать. Да, каждый из этих разговоров - о политике, которая сама участвует в нашей жизни. Анджей Вайда, кинорежиссер: "Я режиссер. И моя работа - не развлекать зрителя по вечерам, а заставлять думать". Он не скрывает, что считает себя мастером неприятного разговора. Терпите. Его первый фильм - "Поколение" - об антифашистском сопротивлении считают началом польского кинематографа. Его трилогию "Человек из мрамора", "Человек из железа" и "Без наркоза" - отправной точкой движения "Солидарность". Заголовок статьи в "Таймс" - "Если бы Леха Валенсы не существовало, его придумал бы Вайда". Он не собирается быть скромным: раньше в Польше снимали фильмы, но мы сделали польский кинематограф. Когда его "Пепел и алмаз" привезли на закрытый показ в Москву, зрители переговаривались шепотом: это что, в Польше можно все? Или можно только Вайде? Реакция ошарашенного Тарковского - кажется, до Вайды кино было забитым какими-то фанерными муляжами. Он нам показал, что такое вдохновение. Анджей Вайда, кинорежиссер: "Я знаю, что был у вас идеологическим антиидолом. Исходя из тех запретов, в которых творили мои коллеги в Советском Союзе, моя свобода была для них очень личным делом". Нейтралитет парламентера - не вступал в партию, с которой не по пути; не ходил в церковь - ксендзы варшавских костелов грозили анафемой за фильм о страданиях польских евреев. Спектакль "Бесы" - подарок сегодняшнего Вайды своей вечной любви, театру "Современник", брату-близнецу по духу и судьбе. В 70-е годы польский Вайда и русский "Современник" взрывали умы. То, что они говорили, слушал весь мир, их называли явлениями века в мировой культуре и невидимками для власти, не готовой к диалогу. Первый приз в 1975 году на Московском кинофестивале, венецианские и каннские статуэтки - это мировое признание: он есть. Инструкция в варшавские газеты от ЦК Польской рабочей партии: фильмы хвалить, режиссера не замечать. Анджей Вайда, кинорежиссер: "В каждый период истории человечество возвращается к Достоевскому, который понял о людях все. Если смотреть на мир его глазами, то все очень просто". Когда Американская киноакадемия назвала его человеком, который создал кинематограф своей страны, он ответил спокойно: да нет, мы просто всегда были вместе. Анджей Вайда, кинорежиссер: "Это награда не мне. Это - всему польскому кино". Главная боль и главный фильм его жизни - "Катынь", снятый ради отца, расстрелянного НКВД, и еще ради многих тысяч погибших. Ему обещали, что фильм не примут даже на родине - тема была слишком закрытой в Польше старой и слишком болезненной в Польше новой. Он объяснил просто: я обязан был сделать все, что избавить ото лжи наше прошлое, чтобы строить будущее. Анджей Вайда, кинорежиссер: "Это настолько болезненная тема и для русских, и для поляков, что ее нельзя уже замалчивать. Нужно разделять расстрелы и ложь, которая их покрывала. Я уверен, что наши народы - навеки вместе, и ради их общего блага я должен был отработать эту тему до конца". Когда Вайду спрашивают, на чем строятся его фильмы, он отвечает просто - на моральном беспокойстве. Режиссер - это тот, кто заставляет думать. У каждого времени - свои парламентеры. Сейчас просто его очередь.
Ирада Зейналова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |