<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Серик Камели: Увеличение казахстанского содержания - основа индустриальной политики

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

17.09.2010

Серик Камели: Увеличение казахстанского содержания - основа индустриальной политики

 


      К 2014 году в республике планируется довести долю казахстанского содержания в общем объеме закупок товаров до 60%, а работ и услуг - до 90%. К достижению столь значимой цели государство идет последовательно и системно, вырабатывая целостную концепцию казахстанского содержания. О новшествах в проводимой государством политике повышения доли казсодержания, итогом которой станут диверсификация экономики, отход от сырьевой направленности и развитие обрабатывающего сектора экономики, в интервью КП рассказывает директор департамента местного содержания и анализа проектов Министерства индустрии и новых технологий РК (МИНТ) Серик Камели.
      - Какие меры поддержки отечественных производителей сегодня предлагает МИНТ в рамках программы индустриализации?

      - Проведя анализ импорта товаров, мы сформировали перечень наиболее востребованных товаров на территории нашей страны. Эта информация позволила определить основные направления, по которым необходимо развивать местное производство. Кроме того, ежеквартально мы ведем мониторинг казахстанского содержания в закупках.
      Очевидно, что с учетом вступления в Таможенный союз и предстоящим вступлением в ВТО требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы по вопросам казахстанского содержания, в связи с чем проводится работа по внесению изменений и дополнений в некоторые нормативно-правовые акты в части сохранения льгот и преференций местным производителям и поставщикам работ и услуг.
       В ближайшее время в Правительство на рассмотрение поступит разработанная нами Программа по развитию казахстанского содержания в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, целью которой являются создание условий для увеличения доли казсодержания в отечественных товарах, работах и услугах и, конечно, их продвижение на внутреннем рынке.
      Для оперативного решения всех возникающих вопросов на постоянной основе действуют рабочая группа и подгруппы, в работе которых участвуют и члены Правительства.
      Совместно с местными исполнительными органами министерство регулярно проводит выездные совещания и форумы по различным отраслевым направлениям. Посещая регионы, мы ведем так называемые «полевые исследования». Некоторые вопросы удается разрешать сразу на месте. Так, выездные совещания и форумы проведены в Актюбинской, Мангистауской, Атырауской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Костанайской областях. До конца года планируем провести такие же мероприятия в Западно-Казахстанской, Атырауской, Южно-Казахстанской, Жамбылской областях.
     - Недавно стало известно о создании Национального агентства по развитию местного содержания. Какова сфера его деятельности?
     - Это бывшее АО «Казахстанское контрактное агентство», которое было реструктурировано в июне нынешнего года в соответствии с решением единственного акционера и владельца стопроцентного государственного пакета акций - МИНТ. Если «Казконтракт» работал только с недропользователями, то теперь список существенно увеличился и включает государственные органы, национальные компании и холдинги, системообразующие предприятия. Иными словами, Национальное агентство охватывает все отрасли экономики. Его задача - привлечь отечественных производителей и обеспечить в установленном законодательством порядке соблюдение их интересов в конкурсах на приобретение товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию. Агентство должно оказывать содействие казахстанским предприятиям и организациям в создании новых производств, осуществлении детального разбора проектов с привлечением сервисных и инжиниринговых компаний, национальных компаний и холдингов.
      - Расскажите об интернет-ресурсах, задействованных в развитии казсодержания. Какова практическая польза от них?
     - Для того чтобы отечественные производители были в курсе о планах закупок госорганов, недропользователей, национальных компаний и организаций, запущены в работу «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию» и интернет-портал «Казахстанское содержание». Любой пользователь может найти ценную информацию, в том числе анализ потребностей отечественного рынка в товарах, работах и услугах. Самое же главное - это прозрачность, без современных информационно-коммуникационных технологий обеспечить ее маловероятно.
      Следует заметить, что результаты проводимой работы уже ощущаются. К примеру, госорганами в первом полугодии приобретено товаров, работ и услуг на сумму 59,4 миллиарда тенге, где казахстанское содержание составило 44,3 миллиарда тенге, или 74,5%.
       Общий объем закупок недропользователями за этот период составил 2,5 триллиона тенге, а казахстанское содержание - 697 миллиардов тенге, или 27%.
       Группой АО «ФНБ «Самрук-Казына» произведены закупки на сумму 1,7 триллиона тенге, из них казахстанских товаров, работ и услуг - на сумму более 1 триллиона тенге, или 63%.
        По системообразующим предприятиям эти показатели следующие: 577 миллиардов тенге и 362 миллиарда тенге (62,7%) соответственно.
     - И все же доля импортируемых товаров все еще значительно преобладает над экспортируемыми. Последствия мирового финансового кризиса также не остались бесследными. Какие пути решения проблем, существующих в вопросах увеличения доли отечественных товаров, работ и услуг, предлагаются ведомством?
     - Определенную сложность вызывает, во-первых, выявление достоверной доли казахстанского содержания в закупках организаций. Слабая дисциплина исполнения нормативно-правовых актов и прямое игнорирование обязательств по предоставлению отчетности сказываются в итоге на достоверности предоставляемых отчетов и в целом искажают статистику. Для решения этой проблемы в ближайшее время будет проведена выборочная контрольная проверка достоверности информации по формам отчетности. Также планируется совершенствование нормативно-правовой базы в сторону ужесточения административной ответственности за недостоверность данных или непредоставление отчетов по казахстанскому содержанию.
        Во-вторых, отсутствие информации о долгосрочных планах закупок товаров, работ и услуг недропользователями, в частности, такими крупными компаниями, как ТОО «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.». На примере компаний NCOC будут проводиться переговоры с операторами вышеназванных проектов, направленные на обеспечение казахстанских производителей и поставщиков информацией о будущих закупках и планах развития местного содержания в рамках таких проектов.
       Кроме того, в министерство неоднократно поступают обращения касательно трудностей получения сертификата происхождения товара для внутреннего обращения СT-KZ на сельхозпродукцию, а также продукцию естественных монополистов. Для решения этой проблемы рассматривается вопрос о разработке упрощенного порядка выдачи сертификата для определенных категорий отечественных производителей.
       Добавлю, что формула расчета казахстанского содержания в закупках работ и услуг имеет свои недостатки. Она довольно громоздкая, многие жалуются на сложности применения данной формулы на практике. Думаю, что действующая методика расчета казахстанского содержания все-таки будет пересмотрена. Над этим мы уже работаем.

Рысты АЛИБЕКОВА