Концептуальные предложения
1. Структура НПМ. Казахстан огромная страна, площадью более 2,5 миллиона квадратных километров. Полет, например, из Алматы в Актау (с юга на северо-запад) занимает более 4,5 часов. Как выше было указано, в стране функционирует несколько сот мест содержания под стражей в смысле определения, данного в Факультативном протоколе. В этой ситуации нерационально, неэффективно и крайне экономически невыгодно создание единого централизованного национального превентивного механизма с базированием, например, в Астане и посещением мест содержания под стражей мониторинговыми группами из центра. Как уже сегодня говорилось, в некоторых странах, где Омбудсман существует как независимое национальное учреждение по правам человека в соответствии с Парижскими принципами, касающимися статуса национальных учреждений по правам человека, этот институт служит как национальный превентивный механизм. Однако это функционально, главным образом, для небольших государств с небольшой территорией, где расходы на посещение мест содержания под стражей даже в отдаленных районах не такие большие. В нашей стране использование института Уполномоченного по правам человека как НПМ с этой точки зрения нерационально, поскольку он со своим аппаратом находится в Астане и в настоящее время рассматривается вопрос о создании его региональных представительств, которые в любом случае будут малочисленными и неспособными выполнять в полном объеме и эффективно функции НПМ. Однако институт Уполномоченного по правам человека мог бы быть координирующим центром для функционирования НПМ. Исходя из вышеизложенного и с учетом накопленного опыта общественного мониторинга мест содержания под стражей наиболее приемлемой представляется модель НПМ, которая подпадает под формулу «Омбудсман плюс», хотя скорее можно вести речь об общественных мониторинговых группах плюс Омбудсман. На уровне каждого из регионов, которых в Казахстане 16, то есть 14 областей, столица - Астана и город республиканского значения - Алматы, предлагается создать общественные мониторинговые группы (их можно назвать общественными наблюдательными комиссиями по аналогии с уже существующими ОНК и на их основе), в которые входят представители местных представительных органов и органов местного самоуправления, неправительственных общественных правозащитных организаций, адвокатских сообществ, врачи, социальные работники, возможно, журналисты, а также региональный представитель Уполномоченного по правам человека РК. Количество членов таких групп или комиссий определяется исходя из количества соответствующих учреждений на территории данного региона. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|