|
|
|
04.11.2010
«Замыкаться сейчас на казахской нации политически не совсем правильно»
28 октября в Клубе ИПР обсуждали вопросы модернизации национального сознания. Погоня за экономическими и политическими преобразованиями в стране оставила без внимания вопросы духовного развития нации. Но внутренние ресурсы общества практически исчерпаны, а социальные и ценностные приоритеты нуждаются в корректировке. Возможна ли «перезагрузка» всей гуманитарной системы? Какая модель казахстанской цивилизации может быть успешной и эффективной?
Канат КАБДРАХМАНОВ, Казахстанский PEN-клуб Культура наших предков была совершенно самодостаточной. Наши предки, жившие в лоне этой культуры, даже не могли помыслить о том, чтобы перейти в подданство культуры другого народа, что ныне не только помышляется, но и массово происходит. Так называемый «Зар заман» в истории нашего народа - есть свой культурный ледниковый период. Наше подозрение о том, что мы как народ пребываем в арьергарде передовых народов, совершенно правдиво, ибо народ, существующий в нравственно хаотизированном состоянии, и на самом деле мало на что способен. Цивилизация - это национальный порядок жизни, который создается единственно правильным сочетанием качественной народной ментальности, эффективного управления и постоянно обновляющейся культуры. Речь идет о сотворении современной казахской этничности, гармонично породненной с классической казахской этничностью. Эта задача позволит нам преобразовать себя из состояния растерянных, эгоистичных одиночек в состояние могущественных соратников. Создадим из себя, нынешних поколений, обновленный народ.
Валихан ТУЛЕШОВ, ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Цивилизационный путь Казахстана связан с развитием капитализма, становлением нации и государства. Возросший уровень национально-культурной самоидентификации казахов диктует необходимость идейного противостояния этноса внешним культурно-цивилизационным идентичностям, одна из которых на протяжении последних столетий контролировала и навязывала казахскому этносу чужой, имперский, этнокультурный порядок. С другой стороны, национально-культурная идентификация страны должна стать привлекательным для соседних стран трендом, позволяющим продвигать на основе передовой гуманитарной платформы, демократических идеалов, ценностей и стандартов, концентрированным выражением которых является принцип полисоциокультурализма, реализацию национальных интересов. Принцип полисоциокультурализма, позволяющий на основе сохранения исторически сложившейся духовной, культурно-языковой целостности казахского народа, его демократической устремленности и цивилизационной идентичности создать современную нацию, в тело которой инкорпорированы диаспоры (национальные меньшинства). Казахстану предстоит реформировать национальное самосознание, нацелив его двумя-тремя точечными импульсами на стратегически важный для этноса путь самосохранения и дальнейшего развития. Такими импульсами, выступающими в качестве рафинированного национального проекта, могут выступить перевод казахского языка с кириллицы на латинскую графику, а также, помимо всеобщей стандартизации под Евросоюз, интеграция всей транспортной системы Казахстана в транспортную систему Европейского Союза (Западный Китай - Западная Европа).
Ерлан СМАЙЛОВ, модератор КИПР Как осуществить модернизацию отдельно взятых людей? Большей частью за то положение дел, которое есть в стране, ответственны казахи, то есть мы сами себе должны задать такой вопрос. Какие конкретно ценности мы и можем взять из нашего прошлого и из нашего настоящего? Что мы конкретно берем из кочевого прошлого и что конкретно берем из европейского, глобального? С институциональной точки зрения у нас есть институты - парламент, судебная власть - нас нельзя назвать каким-то племенем или княжеством, но вопрос к качеству институциональной среды. Этот вопрос не снимается, потому что там работают люди, у них есть определенное сознание, в данном случае отношение к жизни, восприятие себя и мира, которые заставляют себя вести определенным образом. С одной стороны есть генеалогическая культура. Но с другой стороны отсутствует последовательность, налицо межпоколенческие разрывы, что ведет к системному сбою, нет преемственности, перетока знаний.
Канат КАБДРАХМАНОВ, Казахстанский PEN-клуб Подход сверху вниз, когда жизнь правится указами, приказами, директивами, законами, не работает, мы убеждаемся в этом на протяжении 20-ти лет. Основная проблема в том, что нет такого явления как глас народа, общественной жизни. Отсутствие в общественной жизни интеллектуального и культурного саморазвития - это главное и коренное свойство страны третьего мира. В этом плане мы самая обыкновенная и захудалая страна, и на октябрь 2010 года я не вижу никаких предпосылок, чтобы мы переместились на 50-е места в шкале стран. Я считаю, что такого рода вещи могут расти только снизу, усилиями национальной интеллигенции, только усилиями одиночек. Задача в том, чтобы эти единицы национальных интеллектуалов приобретали статус национального достояния. Когда у нас будет такой подход, тогда будет движение на уровне простого человека. Глубочайшее заблуждение, что можно стать такими развитыми как Сингапур и Тайвань и при этом остаться цивилизационно состоятельным государством. В Тайване и Сингапуре живут глубоко несчастные люди, потому что произошел слом, причина которого - вестернизация. У нас есть очень сильная национальная казахская особенность: наша культура является генеалогической культурой. В каждой казахской семье есть фамильное древо, даже городские семьи это древо сохраняют, они как кладезь национального опыта человечности. Каждый родитель пытается воспитать своих детей так, чтобы они были лучше, чем он. Когда знание об этом процессе присутствует в нас осознанно, то наша культура приобретает доминант человечности.
Марат МУЛКУБАЕВ, Пиратская партия Казахстана Хочу привести пример Тайваня, где жили такие же аборигены, как и мы. Пришли молодые государственники и решили все деньги «вбухать» в новые технологии, предоставив остальному развиваться самостоятельно. В результате у них сейчас 2 млн населения и бесплатный Wi-Fi. И нам тоже нужно определиться: что у казахов есть такое, к чему все тяготеют и стремятся? Если, допустим, это образование - так давайте развивать именно это направление. Давайте выберем какую-нибудь область и туда будем вкладывать силы и инвестиции.
Марат КАИРЛЕНОВ, экономист У меня небольшое замечание относительно традиций и того, как можно их изменить. Пример Грузии: небольшая группа в 50-70 человек проводит реформы в стране. Это лишний раз доказывает, что решения сверху вниз работают. Если есть дух нации, а у казахов это есть, то важно направить его в правильное русло. Нужно создать правила игры и принимать ответственность за свои поступки и решения.
Бахыт ТУМЕНОВА, ОФ «Аман-саулык» Мы пытаемся наложить друг на друга разные вещи и подтянуть их. Мы говорим о модели цивилизации, которую выберет Казахстан, и о культуре этноса, который на каком-то этапе потерял свою самобытность, потому что перестали ею гордиться. Нам стало стыдно, что мы казахи, на этом фоне мы потеряли язык и так далее. Я думаю, что наша цель - чтобы в казахстанской модели цивилизованного общества гармонично звучала культура казахского этноса. Если мы пойдем таким путем, то мы можем повторить Советский союз, где преобладала одна нация - нам нельзя это делать. В условиях многонациональности нам нужно дать возможность каждому этносу сохранить свою самобытность, национальная нота казахского этноса в государстве должна звучать не принижая и не подавляя других. Это очень сложная работа, но если это реализовать, то от нас никто не будет уезжать. Вопрос в том, что является главным? Сотовый телефон, навороченный джип, или все-таки дух и ощущение счастья? Мы опять путаем, у нас произошла подмена благ цивилизации. Ведь сегодня, когда мы говорим о человеке и качестве жизни, есть социально-экономические вещи, есть политические свободы, но есть и духовные составляющие, что является более главным. Мне кажется, в каждом этносе самое главное, что нас объединяет - это нравственные составляющие, они есть везде. Если эти принципы будут внедряться: «не ходи по головам, не занимайся рейдерством, не забирай власть, будь человеком, соблюдай законы, свобода, честность, право меньшинства, борьба против коррупции» - это именно то, что приведет к возрождению.
Шамиль ДАУРАНОВ, Национальный аналитический центр при правительстве РК Мы разрушили советскую систему, где были свои определенные принципы. Впоследствии мы не перешли на какую-то другую систему, а пошли по кланово-родовому принципу. Власть не смогла разрушить достаточно жесткой конструкции этих традиций. Нам нужно идти такой традицией, чтобы все этносы развивались. Многими задается вопрос: 20 лет существует казахское государство, что было сделано для того чтобы казахская нация развивалась? Сегодня ведь никто не мешает - везде ключевые позиции занимает казахский этнос. Те, кто был против этого, уже давно уехали, сегодня нет противников, просто стоит вопрос эффективности. Развитие преобладающего этноса и глобализация никуда от нас не денутся. Если идти одним путем, то мы не достигнем никогда прогресса. Надо строить общество на хорошей экономической основе и возможности развития человеческого капитала. Ребята, приезжающие из аула, бегут оттуда, потому что жить там не на что. Они приезжают в город, где никто никакой учебы, работы, производства предложить не может. Вот эти вопросы надо решать, в этом сегменте нужны дискуссии и выбор правильного решения.
Вахтанг ДЖАПАРИДЗЕ, Международная ассоциация коучей Сознание должно иметь точку референции, в соответствии с которой вы оцениваете ту или иную информацию, ее правильность или неправильность. С этой точки зрения у меня такой вопрос: у Казахстана, как и у любой страны, есть план своего развития? Существует ли визуальный перевод, понятный для людей в массе, картинка того, как мы будем жить через 20-30 лет, образ, понятный человеку с «зеленого рынка»? Если таких образов нет, то и информации нет. А это означает, что психика воспринимает это как отсутствие будущего. Вокруг какой идеи вы объединяетесь? Когда я работаю с командами, все замечательно, все смотрят вперед. Как только начинается работа один на один, где человек раскрыт больше, то выявляется огромное количество дееспособных людей, которые могут создавать социально значимые ценности, не видят своего будущего, по крайней мере, будущего своих детей здесь. Получается, в их цели входит эмиграция. Поэтому, я считаю, что если у человека будет понятный ему образ будущего, в т.ч. на бытовом уровне, если он себя видит здесь через 20 лет, тогда он будет создавать социально-значимые ценности здесь, и это обеспечит рывок не только на стратегическом, но и на бытовом уровне.
Валихан ТУЛЕШОВ, ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Совершенно правильно поставлен вопрос визуализации образов будущего. Кем они должны писаться - обществом, писателями, философами? Те смыслы, которые существуют в аулах, когда старик-аксакал может сказать: «Ай, бала, сен солай iстеме!», здесь в городе, эти символы писателями в частности, не производятся. Надо производить смыслы. Наш писательский корпус, наша интеллигенция, за некоторым исключением, не производят этих новых смыслов. Т.е. эта преемственность, о которой говорил Канат Кабдрахманов, которую мы должны воссоздать через свою духовность, через новый путь, она в большей степени теряется в городе, в урбанизации, в процессах индустриализации. Люди отрываются о своих корней. Это огромная, глубокая, совершенно специфическая проблема, которая в полный рост стоит перед Казахстаном.
Альмира НАУРЗБАЕВА, КазУМОиМЯ им. Абылайхана Я солидарна с тем, что проблема этнизма затмила многие проблемы в обществе. На сегодняшний день все социогуманитарные науки страдают отсутствием четкой, последовательной методологии. Постоянно мы примеряем на себя одежду той или иной страны, ситуации, выходя из контекста культурно-исторического, цивилизационного. Наши аргументы всегда ограничиваются тем, что мы сравниваем несравнимое. Постмодернистская стратегия отрицает этноцентризм, так о каком центральном положении казахского этноса может идти речь? Относительно ремарки Вахтанга: нам в принципе и визуализировать нечего, потому что мы унаследовали традицию советских 5-летних съездов, где выносилось какое-либо решение вперед. Это порождение симуляторов, создание нереальных хрустальных замков. А вот когда появится доверие общества к сказанному, когда произойдет действенная институционализация, тогда и не нужно будет визуализации, потому что мы будем осмысленно идти и преобразовывать все, что угодно: образование, науку, производство, бизнес.
Канат БЕРЕНТАЕВ, Центр анализа общественных проблем С перестройкой изменилась система ценностных ориентиров, человеческое отношение этнических целей заменилось на материальные. Исходя из сегодняшней тематики, на первый план выходит именно вопрос построения системы этнических ценностей и ее формирования. Причем возьмите любую конфессию - все они одинаковы, вопрос только в том, как они реализуются. На нынешнем этапе трансформации, полностью изменилось содержание основных понятий. Сейчас есть два термина современной нации: этническая и общегражданская нация. Общегражданская нация не может допускать национальных меньшинств. Реализация ценностей может стать основой национальной идеи именно в моральном аспекте. В этом случае отпадут межэтнические, межнациональные, языковые вопросы и не придется ссылаться на опыт других стран. Замыкаться сейчас на казахской нации политически не совсем правильно.
Ернар УЖКЕНОВ, КазУМОиМЯ им. Абылайхана Когда мы говорим про Южную Корею и Японию, почему мы не можем позаимствовать их опыт к цивилизованному подходу? Я согласен с вами по поводу Тайваня - это оторванный кусок, населенный этническими китайцами, разделенными с родственниками проливом. Эти нации строились по этническому принципу, были вестернизированы, что и с нами сейчас происходит. Однако при этом сохранили свои культурные традиции, видение, мировоззрение - это им не мешает сейчас стать счастливыми, несмотря на все их технологические достижения. Развитие всегда должно происходить, а сегодняшняя ситуация в Казахстане - это лишь очередной этап, который надо пройти. Мы сейчас должны говорить о поисках модели цивилизации для казахов.
Гульмира БИЛЯЛОВА, КазУМОиМЯ им. Абылайхана Поскольку стоит вопрос о модернизации национального сознания, то можно сказать, что министерство образования на сегодняшний день этого не делает или делает в противоположном контексте. Практически совсем исчезли часы по культурологии и другим социогуманитарным дисциплинам. В 1995 году преподавали этику делового общения, профессиональную этику, сегодня это можно было бы адаптировать и заменить этикой межэтнического общения, может быть, даже самопознания, ведь это тоже очень важно! Как преподаватель, хочу сказать, что образовательный аспект развития современного общества очень важен. Мне очень понравилось выступление Валихана Тулешова в плане важности аксиологии в нашем современном обществе, что этические и нравственные ценности всегда первостепенны. Как сказал Шакарим: «Если будет совесть у каждого человека - будет порядок». Как решение хочу предложить увеличить часы по культурологи и другим социогуманитарным предметам, по этике межэтнического общения, Нужно возрождать хорошие традиции, когда преподаватели, писатели, интеллигенция вообще, которые знают казахскую культуру, проводили часы по воспитанию, в молодежной среде особенно.
Ерлан СМАЙЛОВ, модератор КИПР Подводя итоги заседания, констатируем: безусловно, ценностная дезориентация выступает как ключевая проблема. Модернизация национального сознания может строиться через формирование системы этических ценностей, на гражданской основе. Ценности эти всем известны, но произошла некая потеря, их подмена. В обществе на первый план выдвигаются ценности выживания, хотя они более примитивны в своей основе по сравнению с ценностями самовыражения. Если говорить о каком-то постпостиндустриальном обществе, главенствовать будут ценности самовыражения, а мы еще индустриальное толком не построили. Мы ушли в индивидуализм, привилась философия потребительства. Индивидуализм также извращенный, «невыгодный»: мы не стремимся к накачке себя профессиональными компетенциями, знаниями, способностями к труду. А с точки зрения потребления, условно говоря, «я хочу то, делаю это, и не лезьте ко мне…» - абсолютно неправильное понимание свободы. Потребительский индивидуализм противопоставлен той общинности, традиционности в хорошем смысле слова, которая держала казахское общество в определенных рамках: «что старшие скажут, что семья скажет, что люди скажут». «Это стыдно, плохо» - этот элемент ответственности и формирования самоконтроля был потерян, его необходимо восстанавливать. Запад тоже это проходил, но там были созданы общественные механизмы в виде образования, культуры, которые имели критический подход, оппонировали власти и наступлению рыночных отношений и вовремя давали сигналы. У нас таких институтов нет. Поднималась очень важная проблема понимания будущего. Нет четких, визуализированных образов будущего - внятных и ясных простым людям, рядовым обывателям. Только понимая человек будет созидать это будущее. Модернизация национального сознания необходима, она может происходить через формирование этических ценностей, через образование, через развитие человеческого капитала. Это параллельные процессы. Нельзя сказать, что сначала мы построим экономику, а потом займемся чем-то другим. Мы не построим хорошую экономику, не меняя людей, потому что если люди не умели или не хотели работать, то какое бы оборудование им ни предоставили, сколько бы денег ни инвестировали, результата не будет. Без экономического роста мы не сможем обеспечить работу в сельской местности, достаточные социальные стандарты жизни. Тогда только, возможно, и будет некий перелом в общественном сознании. Как это делать? Исторический пример - в России конца ХIХ века были проведены масштабные образовательные реформы. Школы стали более светскими, нежели религиозными. Спустя пару десятилетий началась ускоренная индустриализация страны. То есть можно сказать, что образование - это ключевая часть.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |