|
|
|
В. Проскурина, сертифицированный бухгалтер-практик, САР
КАК ВЕСТИ УЧЕТ В СТОЛОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ?
Любое лечебное учреждение, оказывающее стационарные медицинские услуги, имеет столовую для больных пациентов, или, как ее принято называть, - пищеблок. В штатном расписании каждого лечебного учреждения, оказывающего стационарные медицинские услуги, имеется должность ДИЕТСЕСТРЫ. Для этого диетсестра составляет КАРТОЧКИ-РАСКЛАДКИ блюд, которые используются в лечебном питании данного медучреждения. Карточки-раскладки должны быть составлены в строгом соответствии с рецептурой блюд, разработанных специалистами лечебного питания. В Казахстане таким справочником является книга «РЕЦЕПТУРА БЛЮД ДИЕТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ» под общей редакцией Жангабылова А.К. Сборник составлен сотрудниками отдела лечебного питания Казахского филиала Института питания Академии медицинских наук СССР, и издан Издательством «Казахстан» в 1988 году. Карточка-раскладка по каждому блюду должна быть утверждена главным врачом лечебного учреждения и заверена круглой печатью. В практике лечебных учреждений применяются сезонные план-меню: ЛЕТО - ОСЕНЬ и ЗИМА - ВЕСНА. В период действия сезонного плана-меню действует недельный план-меню. Ежедневно, медстатистиком составляется СВОДКА о ДВИЖЕНИИ БОЛЬНЫХ в целом по лечебному учреждению и в разрезе отделений. Количество больных, которое числится на излечении на текущую дату и есть план по объему порционного приготовления пищи на данный день. Заведующие отделениями ежедневно подают диетсестре ПОРЦИОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ, в котором расписывается численность больных по диетам (столам). На основании «Сводки о движении больных» и «Порционных требований» диетсестра составляет МЕНЮ-РАСКЛАДКУ в соответствии с меню, предусмотренным недельным планом-меню, в разрезе диет (столов). На основании меню-раскладки рассчитывается необходимое количество продуктов питания, которое должно быть получено в пищеблок с продуктового склада. Часто этот документ служит и накладной на прием-передачу продуктов со склада (то есть накладные на получение продуктов не составляются). В связи с движением больных (поступление и выписка) производится корректировка в требованиях на выдачу продуктов со склада. В бухгалтерию лечебного учреждения поступают ежедневные меню-раскладки, к которым прилагаются ежедневные сводки о движении больных, документы по корректировке получаемых продуктов со склада в связи с движением больных. На основании этих документов составляются документы по отражению движения продуктов питания. Как правило, вся вышеперечисленная документация составляется вручную и является трудоемким процессом, который, в силу человеческого фактора, может иметь значительные ошибки. В целях автоматизации процесса, на машино-счетной станции производится автоматический подсчет месячного расхода продуктов по меню-раскладкам и корректировочным документам. Машино-счетная станция после своей обработки выдает документ по общему расходу продуктов питания в разрезе их номенклатуры, которым и пользуются в бухгалтерии больницы для отражения расхода продуктов питания. Закуп продуктов питания, за счет бюджетных средств, должен осуществляться у поставщиков - победителей тендера, проводимого согласно Закону РК от 21 июля 2007 года № 303-III «О государственных закупках». С поставщиками в обязательном порядке заключаются договоры на поставку продуктов. Поступаемые продукты должны иметь сертификаты соответствия, которые должны быть предъявлены поставщиками. По бюджетному плану счетов отражение движения продуктов питания ведется на субсчете № 061 «Продукты питания». По типовому плану счетов учет движения продуктов питания можно отражать на счете 1310, при этом, открывая дополнительный аналитический счет 1311 «Продукты питания». Для разделения расходов по оказанным медицинским услугам, которые финансируются из различных источников, в рабочем плане счетов медучреждения можно предусмотреть следующие дополнительные аналитические счета: 1031 «Денежные средства на текущем счете в банке за счет госбюджета» 1032 «Денежные средства на текущем счете в банке за счет местного бюджета» 1033 «Денежные средства на текущем счете в банке за счет платных услуг» 1034 «Денежные средства на текущем счете в банке за счет прочих источников»
7011 «Себестоимость медицинских услуг, финансируемых из государственного бюджета» 7012 «Себестоимость медицинских услуг, финансируемых из местного бюджета» 7013 «Себестоимость медицинских услуг, финансируемых за счет платных услуг» 7014 «Себестоимость медицинских услуг, финансируемых за счет прочих источников»
Пример отражения учета продуктов питания на счетах приведен в следующей таблице:
Правильное отражение расходов материальных ресурсов и финансовых средств позволит правильно заполнить формы отчетности для организаций, финансируемых из бюджета, которые утверждены Приказом Министра финансов РК от 27 февраля 2009 года № 89, а именно: - Форма № 2 «Отчет об исполнении плана финансирования», в котором отражаются расходы организации в разрезе администраторов бюджетных программ по спецификам экономической классификации расходов бюджетных средств. Отчет составляется по каждой функциональной группе, программе, подпрограмме Единой бюджетной классификации РК; - Форма № 4 «Отчет об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг)», в котором отражается сумма поступлений денежных средств от оказания платных услуг, структура их расходования и сумма, остающаяся в распоряжении организации; - Форма № 4-сп «Отчет о поступлении и расходовании денег от спонсорской и благотворительной помощи», в котором показывается движение денег, поступивших от спонсорской и благотворительной помощи для их использования по назначению; - Форма № 6 «Отчет о движении материальных запасов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов», в котором отражается информация о движении сырья, материалов и МБП, а также об источниках финансирования, за счет которых они были приобретены.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |