|
|
|
Источник: Газеты «Экспресс К» (www.express-k.kz)
18.11.2010 Завтра ТУРИСТА-2
Продолжая разговор о возможности Казахстана стать туристической державой ("Завтра туриста", "ЭК", № 210 от 11.11.2010 г.), хочу заметить, мы имеем дело с государством сколь обширным, столь и малонаселенным. По площади мы входим в первую десятку стран, зато все население республики не превышает число горожан Шанхая, Мехико или Токио. Этот факт является определяющим для тех, кто хочет понять и осмыслить основную особенность туристической деятельности в Казахстане. У нас действительно много чего есть такого, чем можно удивить даже искушенного туриста, но все это разбросано на обширном пространстве, далеко друг от друга и, как правило, не соединено никакими удобными путями. Однако при правильной раскрутке большой минус мог бы стать огромным плюсом для развития туризма.
ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ С ТЮКАМИ И АВОСЬКАМИ
Еще один момент, который нуждается в обязательном пояснении, касается определения самого термина "туризм". Потому что сегодня все туристы - начиная от монументальных женщин с клетчатыми китайскими сумками-баулами и заканчивая традиционными любителями природы, в рюкзачках которых находится то, что спустя несколько часов станет грудой мусора на берегу горной речки. Если брать гордые реляции нашей статистики, то любой, кто пересек границу Казахстана, автоматически зачисляется в число въездных или выездных туристов. Но я говорю о цивилизованном массовом туризме, который ни в коей мере не нужно смешивать с двумя крайностями: с "шопом", являющимся скорее разделом индустрии, и с индивидуальными путешествиями, которые совершаются исключительно ради познания и являются товаром штучным.
ЛУЧШЕ ОТДЫХ!
Во времена профсоюзных путевок лозунг "Туризм - лучший отдых" очень верно передавал суть массового туризма. Именно полноценный отдых является основным стимулом и двигателем всего этого процесса, давно превратившегося из прихоти богатых чудаков в сверхприбыльную отрасль экономики. Известно, что туризм по своему обороту сегодня обретается где-то на уровне экспорта углеводородов, трафика наркотиков и всяких здравоохранительных услуг. Других посмотреть и себя показать, посетить раскрученную местную достопримечательность, поиметь адреналинчика путем какого-нибудь "экстрима", побывать на шоу, где пляшут девушки в национальных костюмах, отведать чуждых деликатесов, накупить сувениров - и все это запротоколировать на фото и видео. Такова мотивация массового туриста. Очевидно, что главным элементом, на котором и зиждется вся эта индустриальная сфера, являются те самые приманки, которые заставляют людей отправиться за тридевять земель, тратить свои кровно заработанные и не думать, что потратили их зря.
К СВЕДЕНИЮ ПРИБЫВАЮЩИХ
Прежде чем турист начнет наслаждаться достопримечательностями, ему как минимум нужно добраться от вокзала или аэропорта до гостиницы. Насколько легко это сделать в Алматы? Если трансфер оплачен заранее, то проблем нет: в аэропорту иностранного гостя встретит водитель отеля. Такое удовольствие, правда, не из дешевых - проезд до центра города обойдется в 20-30 долларов, а то и дороже. Если же турист прибывает нежданно-негаданно, то тогда у него сразу начнутся проблемы. По выходу с терминала он неминуемо окажется в плотном окружении частных извозчиков, которые с первого момента пребывания гостя в Казахстане станут главной составляющей обещанного гостеприимства. Это явление, характерное для аэропортов наиболее бедных стран Азии и Африки, - стыдоба для государств, стремящихся доказать свою состоятельность. Стоимость проезда до аэропорта в 2-3 раза ниже, чем стоимость проезда из аэропорта. А ночью, когда прибывает подавляющая часть зарубежных рейсов, алчный беспредел в зале прилета достигает апогея. То же, собственно, ждет туриста и на вокзале, но там цены пониже.
А КАК У НИХ?
В большинстве туристических стран добраться из аэропорта до нужного района города - не проблема. Во-первых, есть такси, которые можно оплатить, еще не выходя из терминала. Во-вторых, есть автобусы, стоимость проезда в которых на порядок ниже, да и ходят они не только днем, но и ночью. В-третьих, часто международные аэропорты связаны с городами железнодорожным сообщением или скоростным трамваем. Возьмем Таиланд. Обычно наши турфирмы закладывают в путевку трансфер, стоимость которого может составлять почти половину от стоимости путевки (если ехать в Паттаю). А проезд в центр Бангкока составит примерно 20 долларов. Стоит ли оно того? Вряд ли. Когда самолеты прибывали в старый аэропорт Дон-Муанг, то транфер до Бангкока обходился вообще 5-10 бат - достаточно было сесть в любой проходящий пригородный поезд. Однако новый аэропорт Суварнабхуми находится гораздо дальше от железнодорожной ветки. Но не зря говорят, что Таиланд - это страна для туристов: в Суварнабхуми полно такси, на которых в центр тайской столицы можно проехать за 400 бат (чуть больше 10 долларов). Или комфортабельный автобус, который ходит регулярно по популярным туристским местам города за 150 бат. Кстати, и в Паттаю можно было доехать автобусом гораздо дешевле, чем это предлагали наши турфирмы. Андрей Михайлов, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |