|
|
|
Л. Мухамбеткалиева, сертифицированный бухгалтер-практик, САР
КАК ОЦЕНИТЬ ГУДВИЛЛ?
Гудвилл - это превышение стоимости объединения предприятий над справедливой стоимостью всех приобретаемых чистых идентифицируемых активов. Если НМА приобретены при объединении бизнеса, себестоимостью является его справедливая стоимость на дату приобретения, отвечающая определению и критериям признания нематериальных активов приобретаемой организации. Для достоверной оценки справедливой стоимости возможно использование: - текущей цены покупателя на активном рынке (если такой рынок существует); - недавние сделки, пригодные для определения справедливой стоимости; - отражение текущей рыночной ситуации кратных чисел к определенным индикаторам, обеспечивающим прибыльность активов (выручка, доля рынка, прибыльность) или к потоку роялти от передачи НМА по лицензии; - дисконтирование предполагаемых чистых денежных потоков от актива. Если справедливую стоимость нематериальных активов, приобретенных как часть объединения компаний, достоверно определить нельзя, то актив не признается как отдельный НМА, а включается в гудвилл. Объединение бизнеса - это объединение отдельных предприятий или видов коммерческой деятельности в одно отчитывающееся предприятие. Результатом почти всех объединений бизнеса является то, что одно предприятие (покупатель) получает контроль над одним или несколькими другими видами коммерческой деятельности (приобретаемыми предприятиями). Если предприятие получает контроль над одним или несколькими другими предприятиями, не занимающимися коммерческой деятельностью, то их объединение не будет являться объединением бизнеса. Когда предприятие приобретает группу активов или чистых активов, которые не являются видом коммерческой деятельности, то оно должно распределить стоимость этой группы между отдельными идентифицируемыми активами и обязательствами данной группы, основываясь на относительных справедливых стоимостях на дату приобретения. Объединение бизнеса всегда отражается в качестве покупки одной организацией другой организации. Покупатель учитывает активы и обязательства приобретаемой организации по справедливой стоимости на дату приобретения, а также гудвилл, который впоследствии тестируется на обесценение. На дату покупки покупатель должен признать гудвилл (деловую репутацию) полученный в результате объединения бизнеса как актив. Деловая репутация, приобретенная при объединении предприятий, представляет собой выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны. После первоначального признания гудвилл учитывается по стоимости приобретения за вычетом убытков от обесценения. Ежегодно проводить тестирование гудвилла на его обесценение. Убытки от обесценения гудвилла списываются на прочие расходы отчета «О прибылях и убытках». При отрицательном гудвилле, в случае если справедливая стоимость приобретенных чистых активов превышает его возмещаемую стоимость, сумму превышения необходимо признавать в качестве дохода в отчете «О прибылях и убытках». Покупатель отдельно признает нематериальный актив приобретаемого предприятия на дату приобретения, только если он отвечает определению нематериального актива и его справедливая стоимость может быть надежно измерена. Это значит, что покупатель признает в качестве актива отдельно от гудвилла незавершенный проект исследований и разработок приобретаемого предприятия. Немонетарный актив, не имеющий физической формы, должен быть идентифицируемым, чтобы отвечать определению нематериального актива. В соответствии с МСФО (IAS) 38 актив отвечает критерию идентифицируемости при определении нематериального актива, только если он: - является отделимым, то есть его можно отделить или выделить из предприятия и продать, передать, лицензировать, сдать в аренду или обменять, отдельно или вместе с соответствующими договором, активом или обязательством; - является результатом договорных или других юридических прав, независимо от того, можно ли эти права передавать или отделять от предприятия или от других прав и обязательств.
ПРИМЕР 31 декабря 2009 года ТОО «Макда» приобрела 100% доли капитала ТОО «Дана» за 10 000 000 тенге. На дату приобретения справедливая стоимость чистых активов приобретенной компании равна 8 700 000 тенге. Нераспределенная прибыль ТОО «Дана» на момент приобретения составила 700 000 тенге.
РЕШЕНИЕ Деловая репутация определяется разницей между ценой покупки и справедливой стоимостью чистых активов. Гудвилл равен 10 000 000 - 8 700 000 = 1 300 000 тенге.
ПРИМЕР 31 декабря 2009 года ТОО «Макда» приобрела 100% капитала ТОО «Сигма» на сумму 4 000 000 тенге. На дату приобретения справедливая стоимость чистых активов ТОО «Сигма», показанных в ее балансе, составляла 2 400 000 тенге. Кроме того, организация имела право на торговую марку спортивного инвентаря. Перед самой покупкой ТОО «Сигма» рассматривала возможность продать эту торговую марку. Фирма независимых оценщиков, с помощью метода дисконтированных денежных потоков оценила эту марку в 600 000 тенге.
РЕШЕНИЕ При консолидации ТОО «Макда» признает нематериальный актив «Право на торговую марку», так как оно отвечает всем признакам НМА. Деловая репутация (гудвилл) при покупке составляет 1 000 000 тенге, то есть себестоимость 4 000 000 тенге минус чистые активы, признанные в балансе ТОО «Сигма» (2 400 000 тенге) минус приобретенная торговая марка (600 000 тенге). Если нет возможности надежно оценить справедливую стоимость, актив не будет признан отдельным нематериальным активом, а его сумма будет включена в состав деловой репутации (гудвилла).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |