|
|
|
20.11.2010 Лучше вентиль местной сборки. Казахстанское содержание: коммунальный аспект
Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс многоотраслевой. И для обеспечения его нормального функционирования необходимо постоянно развивать материально-техническую базу и применять наукоемкие технологии. Это повышает качество предоставляемых потребителям услуг при существенном снижении их себестоимости. В связи с реализацией утвержденной Правительством отраслевой программы модернизации ЖКХ до 2020 года потребность в новых материалах и оборудовании значительно возрастает. Становится логичным организация их производства силами отечественных предприятий. Анализ состояния казахстанского производства товаров в жилищно-коммунальной сфере на внутреннем рынке и данных на основе внешнеторговых показателей показывает их невысокую конкурентоспособность. Так, общий оборот в прошлом году составил 280 548,8 млн. тенге. В целом по республике импортировано 78% (на сумму 218 092,8 млн. тенге), экспортировано 22% (62 456 млн.). Основные поставщики продукции, применяющейся в отрасли ЖКХ, - Россия, откуда было ввезено товаров на сумму 76 878 481,6 тыс. тенге, что составляет 35,2% от общего объема импорта, и Китай - 31 861 247,6 тыс. тенге, или 14,6%. В основном завозят фланцы и фитинги (10,1%), вентили, краны, клапаны (9,6%), насосы (8,9%), трубы из металла (8,3%), трубы из полимеров (6%), котлы (4,9%)… В то же время необходимо признать наличие у местных производителей потенциала для насыщения внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией для сферы ЖКХ. По данным органов статистики, объем выпуска товаров, применяющихся в ней, в 2009-м по сравнению с 2008-м увеличился. Так, производство насосов центробежных для перекачки жидкостей, подъемников жидкостей выросло на 8,3%, радиаторов для центрального отопления без электрического нагрева из черных металлов - на 3,4%, труб, трубок и фитингов к ним из асбестоцемента, фиброцемента, растительных, синтетических волокон - на 31%. Одновременно отмечено снижение объемов производства труб, трубок, рукавов и шлангов и их фитингов из пластмасс на 3,9%, труб большого и малого диаметров, профилей пустотелых стальных - на 10,3%, котлов центрального отопления - на 21,2%. В целом выпуск отечественных товаров в сфере ЖКХ незначителен по сравнению с импортируемыми объемами. И это - следствие незначительных инвестиций в сектор. В Послании народу «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что ключевым направлением индустриализации должна стать поддержка наших несырьевых экспортеров. Необходимое условие для расширения поставок продукции на внешний рынок, увеличения ее конкурентоспособности - применение мер государственной поддержки: предоставление различных льгот и преференций отечественным производителям товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ, модернизация предприятий, организация с участием инвесторов, в том числе иностранных, новых производств. Кроме того, надо стимулировать компании, ориентированные на повышение конкурентоспособности национальной продукции, социальную ответственность бизнеса через внедрение международных стандартов и систем менеджмента в производственную практику. Очень важно, чтобы казахстанские товары удовлетворяли всем потребительским и производственным целям, а в итоге покупались как внутри страны, так и за ее границей. Поэтому уже сейчас нашим предприятиям нужно переходить на международные стандарты и обновлять всю производственную базу, одновременно проводя работу над снижением себестоимости продукции. Ильдар РОМАНОВ дизайн Натальи ХАРИНОЙ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |