|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
01.12.2010 Гражданское общество приветствует председательство Казахстана в ОБСЕ и саммит организации в Астане
Завершается исторический 2010 год, в течение которого Казахстан занимал высокий пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эта роль была связана не только с вопросами международной безопасности на пространстве ОБСЕ, не только с поднятием имиджа Казахстана, региона Центральной Азии и всего постсоветского пространства. В первую очередь председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году стало серьезным экзаменом для нашего правительства и всех государственных органов власти на разных уровнях в части ее приверженности демократическим принципам. Становясь у руля ОБСЕ, Казахстан добровольно принял на себя обязательства, призванные подтвердить приверженность Казахстана курсу на дальнейшую демократизацию страны в качестве активного участника процесса интеграции в мировое сообщество. Как сказал глава государства Нурсултан Назарбаев: «Нам следует заново подтвердить приверженность Всеобщей декларации прав человека. Защита и поощрение прав и основных свобод человека являются одними из основополагающих целей государственного управления и основ современного международного порядка. Идеалы и ценности прав и свобод человека, стандарты толерантности и открытости выстраданы всеми нами. Это делает их нерушимой основой нашей политики в этой сфере». Полностью разделяя эту точку зрения президента страны, наиболее активные представители гражданского общества в унисон друг другу отмечают, что начиная с 2007 года, когда в Мадриде было принято решение о председательстве нашего государства в ОБСЕ, правительство Казахстана неустанно предпринимало ряд шагов, направленных на проведение реформ в области человеческого измерения. Особое значение неправительственный сектор отводит саммиту ОБСЕ, проходящему в Астане. И если для всего мирового сообщества саммит является кульминацией председательства Казахстана в организации, то для казахстанцев, гражданского общества, бизнеса и власти это событие становится отправной точкой для начала конкретных реформ в области защиты и поощрения прав и свобод человека. Мадина ДЖАРБУСЫНОВА, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Республики Казахстан: - Зрелость Казахстана была признана европейским, евразийским сообществом в 2007 году, когда на совещании министров иностранных дел в Мадриде было принято решение о председательствовании Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. Свою зрелость мы доказали в этом году в рамках нашего председательства, что признается нашими партнерами по организации, странами - участницами ОБСЕ. В качестве менеджера организации, вступившего на этот путь в январе 2010 года, Казахстан сумел сделать очень многое: оживить деятельность по «процессу Корфу», провести сбалансированную работу на всех трех направлениях деятельности организации - военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое измерение. Говоря о человеческом измерении, стоит вспомнить прошлогоднее совещание в Варшаве, где открыто выражались опасения, что Казахстан завалит третью корзину ОБСЕ. Но Казахстан выполнил все мероприятия, которые традиционно входят в повестку человеческого измерения. Более того, Казахстан достаточно эффективно работает совместно с Бюро по демократическим институтам и правам человека и предложил в повестку темы не только приоритетные для нашего государства, но и темы, которые являются чувствительными для нашего государства и по которым мы попадаем в зону критики. Это и вопросы демократических выборов, свободы СМИ, фундаментальные права и свободы человека. Работая в этом направлении, мы предложили уйти от традиционной схемы обзорного совещания по человеческому измерению. В связи с этим в Астане прошла заключительная часть обзорной конференции ОБСЕ по человеческому измерению, в ходе которой были обсуждены три специальные темы, в том числе о свободе СМИ, нетерпимости в отношении мигрантов, борьбе с торговлей людьми с особым фокусом на детей. Кроме того, был создан экспертный совет по председательствованию Казахстана именно в области гуманитарного измерения. В этот экспертный совет вошли в равной доле представители государства, НПО и представители международных организаций стран, у которых был опыт председательства в ОБСЕ. Мы провели два заседания в Астане и Вене. Это была открытая честная дискуссия. Мы приняли все рекомендации и приступили к их реализации. Айгуль СОЛОВЬЕВА, депутат мажилиса парламента РК, председатель Гражданского альянса Казахстана: - Большая значимость саммита ОБСЕ, как и в целом председательство Казахстана в этой организации, неоспорима и принесла много пользы в первую очередь для республики и ее граждан. Впервые в истории такой организации председательствование было отдано стране, которая имеет за спиной недавний опыт тоталитарного режима в бытность СССР. Изучая историю становления и развития Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, я сделала для себя вывод, что сама эта организация находится в постоянном процессе демократизации. Этот процесс происходит и в Казахстане.Теперь, когда заканчивается этот исторический год, необходимо ответить на вопрос, действительно ли Казахстан подтвердил свою приверженность демократическим реформам. Думаю, ответ однозначный: да, подтвердил. В этом году прошло достаточно много мероприятий в рамках председательства Казахстана в ОБСЕ, и мы выработали концепцию развития гражданского общества. Государство, бизнес и неправительственные организации перешли от монолога к диалогу, а в некоторых вопросах даже к реальным действиям. Нужно отметить, что социальная составляющая во внутренней политике государства за этот год возросла. За примером далеко ходить не надо - Стратегия развития государства до 2020 года, в которой 75 процентов содержания отводится именно социальной сфере, человеческому развитию, вкладу в человеческие ресурсы. Думаю, что та база знаний и опыта, которую страна на разных уровнях наработала за этот год главенства в ОБСЕ, ляжет в основу дальнейшего развития Казахстана. От нас, как граждан сильного государства, требуется, чтобы мы научились совместно работать, планировать и претворять в жизнь решения, которые послужат на благо всему народу. Ведь мы все граждане Казахстана. Мы все объединены общей идеей, чтобы Казахстан стал демократическим мощным государством. Асылбек КОЖАХМЕТОВ, председатель республиканского общественного объединения «Шанырак»: - Это было уникальное председательствование для ОБСЕ. В истории организации это, пожалуй, первый раз, когда председатель брал на себя обязательства по достижению прогресса в части реализации прав человека именно внутри своей страны. Обычно берутся только обязательства в отношении организации, то есть что планируется сделать на пространстве ОБСЕ. Какие были обязательства у Казахстана как председателя в ОБСЕ? Из внешних Казахстан взял на себя одно очень существенное обязательство - чтобы институт БДИПЧ сохранил свою силу и влияние. В 2009 году правительство Казахстана выступило с программой председательствования в ОБСЕ. Межгосударственные вопросы, продолжение тем, которые ранее стояли на повестке дня ОБСЕ, поддержка БДИПЧ, Верховному комиссару по оказанию поддержки национальным меньшинствам, представителю по свободе СМИ. Казахстан, обладая позитивным опытом по строительству межнациональных и межконфессиональных отношений, делал особый акцент на продвижении толерантности и межкультурном диалоге. Отдельное внимание было уделено нетерпимости в отношении мигрантов. И хотя правительство Казахстана частенько подвергается критике со стороны гражданского общества, но нужно трезво смотреть на ситуацию - ни одна страна в мире не может за один год построить демократию. Однако председательство Казахстана в ОБСЕ продвинуло многие вопросы вперед. Если смотреть на все обязательства по данной программе, на мой взгляд, правительство Казахстана их выполнило. А проходящий саммит ОБСЕ в Астане - это грандиозное событие не только для Казахстана, но и для всей Европы. Думаю, что в результате председательства Казахстана в ОБСЕ мы сможем со временем повысить прозрачность и эффективность работы координационного совета НПО при правительстве РК. Также мы, как гражданское общество, намерены выступить с инициативой создания постоянной площадки НПО Казахстана в рамках ОБСЕ. У НПО Казахстана должен быть свой мощный рупор в этой организации по примеру неправительственных организаций Европы. Бахыт ТУМЕНОВА, президент ОФ «Аман-саулык»: - В 2007 году, когда по поводу утверждения нашей республики в качестве председателя ОБСЕ разгорались нешуточные споры и высказывались радикально несогласные с этой идеей мнения, я категорически поддержала эту идею. Потому что это мотивация к тем необходимым переменам, которые нужны нашей стране. К тому же мы четко определили стратегическую цель построения нашего государства как демократического. И принципы, озвученные в том же 2007 году, лишь подкрепляли взятые нами обязательства. В частности, как вы помните, был принят национальный план демократизации общества. Можно много дискутировать о том, справились ли мы с обещаниями и взятыми обязательствами. Однако, когда я слышу высказывания вроде того, что если мы не выполнили что-то в 2010 году, у нас есть время до 2012, считаю, что такое отношение к этому вопросу недопустимо. Ведь Казахстан - это страна, которая в Центральной Азии занимает одно из ведущих мест. Территория богатая и высокообразованными людьми, и материальными ресурсами, и культурным наследием. И если мы такая сильная, мощная страна, то давайте выполним обещания и достигнем высоты установленной планки. Гражданское общество должно ждать и хотеть большего, стремиться к идеалу. И если мы сегодня скажем, что достигли всего, к чему стремились три года назад, есть риск удовлетвориться этим. Но всегда должна быть мотивация. Нет предела совершенству. И если б я сегодня не верила в реальные силы Казахстана, я бы перестала заниматься тем, чем я занимаюсь, ушла с этого поля. Но я верю в свою страну и горжусь ее внешнеполитическими успехами, которые, несомненно, влекут за собой и перемены в жизни гражданского общества. Ляззат КАЛТАЕВА, председатель ОО «Ассоциация женщин-инвалидов «Шырак»: - Председательство нашей республики в ОБСЕ - это не только еще одна веха в истории нашей страны, но и, на мой взгляд, один из рычагов, которые побуждают наше государство принимать на себя определенные, дополнительные к имеющимся, обязательства. В частности, по отношению к людям с ограниченными возможностями. Хотелось бы, чтобы этот год нашего председательствования не стал краткосрочным моментом гордости за внешнюю политику нашей страны, но и в значительной мере повлиял на жизнь рядовых казахстанцев. Как представитель определенной группы казахстанцев, я не могу не коснуться в разговоре собственных, так скажем, интересов. Начиная с 2005 года в Казахстане активизировалась работа по реализации и защите прав инвалидов. И хотя казахстанский закон о защите прав людей с ограниченными возможностями нельзя пока назвать самым передовым, он тем не менее отличается от правовой базы других стран бывшего СССР. Однако, равняясь на весь остальной мир, в частности на законодательство наших партнеров по ОБСЕ, наш закон, несомненно, нуждается в совершенствовании. И произойдет это в процессе подготовки Национального плана по ратификации Конвенции ООН по правам инвалидов. Этот план уже в следующем году будет представлен на рассмотрение правительства. В рабочей группе присутствует более двадцати общественных объединений инвалидов из разных регионов. Активность этих представителей общественности уже говорит о том, как изменилось в Казахстане отношение к людям с ограниченными возможностями. От медицинской модели реабилитации инвалидов мы переходим к модели социальной реабилитации. И все же мы находимся на середине пути, в точке свершения важных дел. Программа, которую нам предстоит разработать, должна быть очень серьезной. Например, мы хотим, чтобы аким каждого района в нашей стране знал, сколько инвалидов проживает на вверенном ему участке, и знал, чем он может им помочь. Хотим мы добиться и создания координационного совета по правам инвалидов при президенте. Предлагаем ввести омбудсмена по правам инвалидов. И настаиваем, чтобы в пределах трехпроцентной квоты инвалиды были приняты на работу во все государственные органы, а также чтобы в парламенте РК были депутаты из числа инвалидов. Однако это развитие должно быть поступательным. Меруерт КАЗБЕКОВА, председатель Союза женщин-предпринимателей Казахстана: - Казахстанское председательство в ОБСЕ - это большой шаг во внешней политике нашего государства, которое ставит довольно амбициозные цели. Если говорить, что дало председательство в ОБСЕ для женщин Казахстана, то невозможно не упомянуть следующие факты: накануне занятия нашей страной поста председателя этой весомой организации, в декабре 2009 года, в Казахстане были приняты два закона - «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин» и «О бытовом насилии». Именно эти два закона существенно улучшили не только социальное положение женщин в Казахстане, но и обеспечили задел для экономического и политического продвижения. В этот исторический год уникального председательствования в ОБСЕ было проведено большое количество международных и региональных конференций по разъяснению послания президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, где четко описаны все позиции продвижения нашей страны для достижения стратегии гендерного равенства. И, несомненно, самую большую работу в этом направлении провела Национальная комиссия по правам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК, которая занимается именно экономическим и политическим продвижением женщин в Казахстане. Активизировались и сами женщины, четко обозначив имеющиеся проблемы. В Казахстане, да и во всем мире, намечается тенденция к увеличению числа женщин. И, решая вопросы политического роста и экономического благосостояния женщин, можно говорить и о социальной стабильности практически половины населения нашей страны. Мы же в свою очередь выражаем надежду, что государство и неправительственный сектор будут концентрироваться на этих вопросах не только в рамках председательствования в ОБСЕ. И жизненно важные вопросы будут решаться. В этом плане председательство в ОБСЕ дало нам хороший задел. Но для того чтобы это было эффективно, мы должны дальше работать в этом же темпе. Гульшара УРМУРЗИНА, президент ОФ «Активное долголетие»: - Саммит стран - участниц ОБСЕ в Астане и пребывание нашей страны у руля такой влиятельной организации повысили авторитет нашей страны. Казахстан стал более узнаваем. Это я приветствую. Потому что государство не должно стоять особняком от других стран. Люди наши должны «светиться», казахстанцев должны знать везде. Но не только. Раскрыв свои секреты межконфессионального и межнационального добрососедского проживания, взяв на себя миротворческие функции, Казахстан поразил коллег по организации не только активной деятельностью в отношении непосредственно ОБСЕ, но и ответственным выполнением взятых на себя обязательств внутри страны. Люди, воодушевленные внешнеполитическим успехом, преисполненные гордости за страну, прилагают, мне кажется, большие усилия. Особенно неправительственные организации. Я приветствую, чтобы в нашей стране было как можно больше НПО, работающих с разными категориями населения, которые бы несли политику нашего президента. Впрочем, такое значительное событие, как председательство в ОБСЕ, обнажило и проблемы, которые у нас, безусловно, есть. Озвучу то, о чем пекусь, в частности я о чем всегда говорю - о пожилых людях и их правах. Это особенно актуально для страны, перешагнувшей порог старения. Так, в Алматы сегодня проживает 6 процентов пенсионеров. Ведь в нашей стране пока нет специального органа, созданного для отстаивания нужд пенсионеров, нет даже программы действий по старению населения. А советы ветеранов, которым сегодня вменяют все заботы о нуждах стариков, созданы были еще в советские времена и не соответствуют требованиям реального времени. У нас есть свои предложения. Так, мы бы отказались от закона «О ветеранах» и ратовали за создание межведомственной комиссии, которая была бы местом стыковки и обмена мнений, которая бы занималась комплексной государственной политикой в отношении прав и нужд пожилых людей. Ерлан СМАЙЛОВ, политолог: - Если говорить только о председательствовании Казахстана в ОБСЕ, то здесь, безусловно, внешнеполитических бонусов гораздо больше, чем внутриполитических. А вот сдал ли Казахстан экзамен на гражданскую зрелость - вопрос открытый. Радует тот факт, что такой тренд, как гражданское общество, в нашей стране есть. Однако динамика его развития недостаточна. Это как задачка про движение из пункта А в пункт В, в условиях которой есть трасса, есть средство передвижения и воля водителя. А он ведь может двигаться со скоростью и сорок километров в час, и лететь все семьдесят. Пока у нас стрелка спидометра не поднимается выше сорока км/ч. Хотя знаков ограничения на трассе нет. Но здесь вопросы не только и не столько государственные. Очень уж мы привыкли все активные действия и свершения «поручать» государству. Это, на мой взгляд, патерналистское наследие Советского Союза или, если смотреть вглубь, наследие жестких вертикальных форм управления, которые присутствовали еще в Азии. Граждански активных людей в нашей стране пока не так много. И, несмотря на «хорошие» и работающие законы, немногие готовы защищать свои права. Экзамен на зрелость следует держать не стране, не аппарату госуправления, не президенту, а самому обществу. А ему, несомненно, не хватает зрелости. И та динамика, о которой мы говорили, может быть обусловлена незрелостью самих граждан. Пора отказаться от тюремного словосочетания «гражданин начальник» и осознать, что гражданство - это сознание своих прав и своей ответственности за все, что ты делаешь. Владимир ФООС, заместитель председателя ЦИК РК: - Когда Казахстан вступал на пост председателя в ОБСЕ, руководство страны озвучило, что будут продолжены усилия государства по совершенствованию системы выборов и, в частности, системы самоуправления. Таким образом, тема местного самоуправления тоже вошла в повестку дня в ходе председательства Казахстана в ОБСЕ. Почему это важно? Ни для кого не секрет, что именно выборы и создание реального местного самоуправления являются важным критерием демократического развития. Анализ казахстанского законодательства, представленный неправительственными организациями, свидетельствует о том, что наша законодательная база полностью соответствует пяти статьям Европейской хартии о местном самоуправлении и частично соответствует двенадцати статьям хартии. Это говорит о том, что мы развиваемся поступательно в таком сложном вопросе, как выборы и местное самоуправление, и свидетельствует о том, что развитие и внедрение местного самоуправления неизбежно. План стратегического развития Казахстана до 2020 года также говорит, что к 2015 году будет осуществлено институциональное внедрение местного самоуправления в Казахстане. У Казахстана за годы независимости сформировалась качественная законодательная база, соответствующая международным стандартам. Законодательство всегда вовремя реагировало на ситуацию в избирательном процессе путем внесения соответствующих изменений и дополнений. Избирательное право и избирательный процесс связаны непосредственно с политическим развитием государства. Доверие общества к политическим процессам является одним из основных камней преткновения. Проблема в том, что участники избирательного процесса хромают в части исполнения этих норм закона. Те, кто проводит выборы, те, кто участвует в них, и те, кто наблюдает за ними, зачастую говорят на разных языках. Естественно, в течение этого года председательства Казахстана в ОБСЕ у нас появилась возможность подробно изучить опыт Европы по многим вопросам, где у нас есть недоработки. Нам был преподнесен качественный урок в части избирательной системы и организации выборов. Мы взялись за воспитание культуры выборов. Мы все делаем одно дело.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |