|
|
|
Источник: Рычков В.
02.02.2011 Специализация или утилизация?
В. Рычков, судья Военного Суда РК
Воинская служба - это особый вид государственной службы военнослужащих в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях. Существование в уголовном законодательстве главы 16, специально предназначенной для охраны воинского правопорядка от преступных посягательств, в первую очередь обуславливает наличие судебного органа, максимально приближенного к Вооруженным силам, каковыми в настоящее время являются военные суды. Воинские преступления имеют свою специфику и рассмотрение специализированными военными судами таких дел способствует более качественному и профессиональному их разрешению. Подведомственность и подсудность военных судов республики определяется Уголовным (глава 16), Уголовно-процессуальным (ст.ст. 290-3, 293) и Гражданским процессуальным (ст. 30) кодексами РК. В указанных кодексах подведомственность и подсудность военным судам определена в основном только по субъекту преступления или по стороне в гражданском процессе, которыми является военнослужащий. Работа военных судов республики подвергается критике и не столько за качество отправления правосудия, сколько за количество рассмотренных судебных дел. В стране существует 10 военных судов гарнизонов, в то время как районных и городских судов в республике - около 200. Военные суды гарнизонов рассматривают ежегодно около 500-700 уголовных дел, а территориальные суды по первой инстанции - более 100 000 уголовных дел. Примерно такое же соотношение и по гражданским делам. В настоящее время ставится вопрос о существовании Военного суда РК как специализированного суда апелляционной и кассационной инстанций для судебных актов военных судов республики, обоснованный на все том же небольшом количестве судебных дел, низком качестве отправления правосудия. Но Военный суд не занимался подбором судейских кадров, об этом свидетельствуют данные о назначении на должности судей военных судов гарнизонов за последние пять-восемь лет, а сравнивать криминогенность в армейской среде и в гражданском обществе, по меньшей мере, некорректно. А если говорить о качестве отправления правосудия, то здесь превалирует субъективизм, а не объективность. Военный суд РК, кроме возложенных на него функций Уголовным и процессуальным кодексами, проводит изучение и обобщение судебной практики по воинским преступлениям, судебной практики по рассмотрению гражданских дел по спорам военнослужащих о восстановлении на воинскую службу, жилищным и другим спорам, а также выполняет полномочия, предусмотренные Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Так, по результатам обобщений судебной практики рассмотрения военными судами гарнизонов гражданских дел, связанных со спорами о наложении взысканий, незаконности издания приказов об увольнении с воинской службы, увольнения рабочих и служащих, работающих в воинских учреждениях и органах военного управления за 2008-2009 годы; практики назначения наказаний по уголовным делам военными судами гарнизонов за 2006-2009 годы направлена информация министру обороны РК, председателю КНБ РК. На основании проведенного судьями Военного суда обобщения судебной практики по воинским преступлениям Верховным Судом РК 28 октября 2005 года принято нормативное постановление № 6 «О судебной практике по делам о воинских преступлениях». Судебной практике известны факты, когда местные (территориальные) суды, рассматривая иски военнослужащих или бывших военнослужащих, применяли нормы права, не подлежащие применению, (о взыскании премиальных, восстановлении на воинскую службу, о назначении или перерасчете пенсии за выслугу лет, жилищные споры), решения по которым отменялись областными судами или Верховным Судом Республики Казахстан (например, бюллетень ВС РК № 12 за 2009 год, № 5 за 2010 год). В целях правильного толкования норм материального и процессуального законодательства, а также применения судами единообразной судебной практики при рассмотрении споров по воинским правоотношениям в конце 2008 года в Верховный Суд РК представлены обобщение судебной практики по вопросам прохождения воинской службы и социальной защиты военнослужащих и членов их семей и проект нормативного постановления Верховного Суда РК «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, воинской службе и статусе военнослужащих». Обосновывают ненадобность Военного суда РК и тем, что у специализированных судов: ювинального, экономического, финансового, административного - нет своего специализированного суда апелляционной и кассационной инстанций, с этими функциями справляются областные и приравненный к нему суды, военные суды гарнизонов перейдут под юрисдикцию областных судов. В таком случае кто и каким образом будет координировать и вырабатывать единую судебную практику по воинским преступлениям, спорам военнослужащих в отдельно взятой области, в целом по стране? Я глубоко сомневаюсь, что председатель судебной коллегии, а тем более председатель областного суда, будет вникать в состав дезертирства или нарушения правил несения караульной службы, а тем более самовольного оставления воинской части, неуставных взаимоотношений! Судебные акты по воинским правоотношениям, их правосудность попросту затеряются в общем количестве. Непонятно, как эти веяния согласуются с положениями Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, о том, что развитие судебно-правовой системы будет осуществляться на основе преемственности и поэтапности и основным вектором ее развития является специализация судов и судей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |