|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
08.02.2011 Кто мутит воду?
Результаты действовавшей на протяжении восьми лет программы «Питьевые воды» продолжают тревожить умы государственных мужей: безответственность, неумение планировать, а также пресловутые 10% откатов стали причинами того, что программа реализована с вопиющими нарушениями. Тревожиться есть смысл еще и потому, что со вступлением в нынешнем году в республике в силу новой «водоснабжающей» программы «Ак Булак», рассчитанной до 2020 года, наличествует опасность, что недоработки и явные коррупционные схемы, которые применялись при реализации «Питьевых вод», вполне могут «перетечь» в новый проект. Об этом и шел разговор на заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Hyp Отан» под председательством депутата Сената Парламента Оралбая Абдыкаримова. Итак, анализ материалов контролирующих и надзирающих органов, сведений правоохранительных органов, а также изучение состояния дел с выездом на объекты водоснабжения показали, что при реализации программы не везде выделяемые денежные средства использовались эффективно, допускались грубейшие нарушения закона, коррупционные преступления, расхищение государственных средств и другие злоупотребления. Кроме того, отсутствие системного подхода и взаимодействия центральных и местных исполнительных органов привело к неэффективному использованию бюджетных средств, некачественному строительству и реконструкции водоводов. Впрочем, присутствовавший на заседании вице-министр сельского хозяйства Марат Оразаев не отрицает очевидного и также считает, что новая программа «Ак Булак» должна реализовываться с учетом ошибок в исполнении предыдущей. Для выявления этих ошибок создана экспертная комиссия, которая выезжала в ряд регионов Казахстана и изучала проблемы, возникшие в ходе выполнения программы. И как сказала руководитель комиссии, депутат Мажилиса Парламента Айгуль Соловьева, анализ же материалов контролирующих и надзирающих органов ярко продемонстрировал, что Великий комбинатор, возможно, позавидовал системе, созданной для совершения грубейших нарушений и злоупотреблений, а также коррупционных преступлений, способствовавших расхищению государственных средств. Фактов тому пруд пруди! Это и отклонение от проекта и сметы, использование некачественных и бывших в употреблении строительных материалов и оборудования, несоответствие требованиям СНиП с практическим невыполнением многих видов работ. Недоработки в смете привели к тому, что в ряде проектов не учтено состояние водопроводных сетей, труб, большинство из которых эксплуатируется более 40 лет и подлежит замене. Так, в Акмолинской области из республиканского бюджета на реконструкцию и строительство водопроводных сооружений на 70 объектах выделено более 7,348 млн. тенге, а из местного - около 1 млрд. тенге. Ожидалось, что в результате вложенных ресурсов доступ к питьевой воде будет иметь 95% населения, однако централизованным водоснабжением обеспечено только чуть более 50%. Местными исполнительными органами не решены вопросы содержания и постановки на баланс коммунальных предприятий, объекты системы водоснабжения не функционируют, а их износ несет реальную угрозу для жизни людей. Так, например, все в той же Акмолинской области - в Атбасарском районе - из 15 сетей водоснабжения 13 - ничьи. В Южно-Казахстанской - в Ордабасынском районе - на момент анализа не работало 15 из 17 очистных сооружений стоимостью 58,3 млн. тенге! В регионах допускаются нарушения законодательства о регистрации водных объектов, используемых юридическими и физическими лицами при нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения. - Как правило, после строительства либо ремонта водные государственные объекты бросаются либо без оформления необходимых документов неофициально передаются местным жителям и предпринимателям, у которых отсутствуют необходимое оборудование, специалисты для их обслуживания. Последние с целью получения прибыли самовольно устанавливают цены, объемы и график подаваемой воды, тем самым ограничивая доступ людей к воде и выполняя функции государственных органов, - констатирует депутат. Например, с момента ввода в эксплуатацию системы водоснабжения в Кызылординской области в селе Совхозное объект содержит ТОО «Лукбанов» без права собственности и использует государственное имущество, а деньги от продажи воды присваивает. Этот, с позволения сказать, «хозяин воды» заключает договоры с населением и самовольно определяет ее стоимость, которая доходит до трех с половиной тысяч тенге в месяц с одного двора! В одном из районов Северо-Казахстанской области отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных перевозок неофициально передан капитально отремонтированный объект - насосная станция стоимостью 21 млн. тенге. Там же другому предпринимателю переданы десятки километров разводящих сетей, водоразборных колонок, башен, построенных за счет средств займа Азиатского банка развития. В результате этих мастерских манипуляций население покупает воду по 120 тенге за флягу. Только в 2010 году органами уголовного преследования в рамках реализации указанной программы возбуждено 37 уголовных дел. Причиненный ущерб составил 192,1 млн. тенге. Из них судом взыскано 31,6 млн. тенге… - Все приведенные нарушения являются следствием намеренно или ненамеренно заложенного коррупционного потенциала во всей системе реализации этой программы. Анализ работы государственных органов на предмет борьбы с коррупцией выявил целый ряд организационных просчетов в деятельности центральных и местных госорганов, что повлекло обострение коррупционной активности при использовании бюджетных средств, - констатировала А. Соловьева. Аналогичные факты привел заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин, который отметил, что анализ оперативно-следственной практики органов финансовой полиции показывает, что в основном дела возбуждены в отношении должностных лиц акиматов, отделов строительства и юридических лиц. Кроме того, имелись факты совершения преступлений руководителями подрядных структур, которые однозначно находились в сговоре с должностными лицами государственных органов. - В итоге усилиями отдельных должностных лиц реализация программы превратилась в инструмент личного обогащения, бюджетные средства тратились на изначально нереализуемые проекты, либо построенные объекты простаивают по различным причинам, не изученным при планировании работ, - отметил А. Лукин. При этом, как сказал на заседании вице-министр сельского хозяйства, в компетенцию министерства входит лишь перечисление средств. Контролировать, согласно закону, должны местные исполнительные органы. Поэтому высказанное заместителем председателя Агентства финполиции предложение определить персональную ответственность за исполнение отраслевой программы по водообеспечению населения «Ак Булак» встречено участниками заседания с воодушевлением. - Минсельхозу предлагаем на будущее конкретно определить перечень должностных лиц центральных и местных исполнительных органов, ответственных за реализацию программы «Ак Булак» с должностями и фамилиями, - сказал А. Лукин. Как известно, в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой Глава государства выделил особо. В документе конкретно сказано, что к 2020 году доступ к центральному водоснабжению в городах должен составить 100%, а в сельской местности - вырасти вдвое. Это значит, что те, кто мутил воду и считал себя вправе оставлять население без воды во время реализации в стране программы «Питьевые воды», должны быть отстранены от программы «Ак Булак». Лаура ТУСУПБЕКОВА, Рисунок Владимира КУРЯТОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |