|
|
|
Источник: Жалмухамед Т.
17.02.2011 Экспертиза: антикоррупционный подход
Турар Жалмухамед
Нововведения в законодательство РК предполагают собой строжайшие требования к государственным органам в части их нормотворческой деятельности. На «круглом столе», проведенном Департаментом юстиции г. Алматы под председательством заместителя начальника департамента Д. Айдабай, приняли участие представители местных органов государственного управления, Экспертного совета. Как известно, Законом РК от 14 октября 2009 года № 194-IV в ст. 22 «О нормативных правовых актах» были внесены изменения по вопросам проведения научной антикоррупционной экспертизы, согласно которым с 1 января 2011 года проекты нормативных правовых решений маслихатов и акимов, нормативных правовых постановлений акиматов в обязательном порядке подлежат научной антикоррупционной экспертизе. Согласно Постановлению Правительства Казахстана от 30 мая 2002 года № 598 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (с учетом внесенных изменений и дополнений), научная экспертиза проектов НПА проводится научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемых проектов. Министерством юстиции РК проведена работа по отбору экспертов для проведения экспертизы проектов НПА местных органов государственного управления соответствующих регионов и по организации их деятельности. На сегодняшний день в качестве эксперта определен Казахский государственный гуманитарный юридический университет, его территориальные филиалы и представительства. Основными задачами научной антикоррупционной экспертизы проектов НПА являются: 1) выявление норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 2) выработка предложений по устранению выявленных пробелов в рассматриваемом проекте нормативного правового акта; 3) выработка в форме рекомендаций норм проектов НПА, препятствующих совершению коррупционных правонарушений; 4) общая оценка последствий принятия проекта нормативного правового акта в части возможности совершения коррупционных правонарушений; 5) определение возможной эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями. Для проведения научной экспертизы необходимо представлять эксперту следующие документы: - копию проекта нормативного правового акта; - копию пояснительной записки к проекту нормативного правового акта (на государственном и русском языках); - копию сравнительной таблицы к проекту нормативного правового акта при внесении проекта нормативного правового акта об изменении и дополнении в действующее законодательство с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений (на государственном и русском языках); - статистические данные по изучаемой проблеме, Научная экспертиза проводится в течение пятнадцати календарных дней со дня представления эксперту проекта НПА и материалов к ним. По результатам проведенной научной экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать мотивированные, научно обоснованные, объективные и полные выводы экспертов по предмету проведения научной экспертизы. В случае, если у местного госоргана возникают вопросы в отношении выводов экспертного заключения, он может обратиться к эксперту за соответствующими пояснениями, либо обязать его провести повторную научную экспертизу. Выводы научной экспертизы носят рекомендательный характер. При наличии в экспертном заключении замечаний и предложений к проекту НПА местный государственный орган направляет их вместе с проектом в Департамент юстиции. При отрицательном заключении экспертизы местный госорган самостоятельно принимает решение о доработке проекта в соответствии с предложениями экспертного заключения. С 1 января 2011 года при представлении НПА на госрегистрацию в Департамент юстиции г. Алматы местные органы государственного управления должны прилагать также копию экспертного заключения антикоррупционной экспертизы. Так, учитывая вышеуказанные нововведения в законодательство РК, стало необходимостью информировать население о том, что нормативные правовые акты госорганов, в частности, и НПА акима, акимата и маслихата Алматы, а равно и акимов районов города, имеющие общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежащие государственной регистрации в Департаменте юстиции, подлежат еще и научной антикоррупционной экспертизе.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |