|
|
|
Государство является собственником недр и поэтому имеет право требовать от недропользователей соблюдения законов
Д. Ергожин, Председатель НК МФ РК
Поскольку сырьевой сектор является основой для социально-экономического развития Казахстана после обретения независимости, в нашей стране уделяется большое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата для компаний-недропользователей. Как отмечает Президент РК Н.А. Назарбаев в своем новом Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе», за годы независимости в экономику страны привлечено более 120 миллиардов долларов США иностранных инвестиций. При этом глава государства подчеркнул, что в нашей стране будут строго выполняться все обязательства по отношению к инвесторам и бизнес-сообществу в целом. В связи с этим на налоговые органы Казахстана возлагается важная функция по обеспечению защиты экономических интересов страны и одновременно сохранения стабильности условий работы компаний-недропользователей. О том, как работали налоговые органы в прошедшем году и какие задачи поставлены перед ними на будущее, ответил на вопросы Председатель НК МФ РК Даулет Ергожин. - Даулет Едилович, как Вы оцениваете работу Налогового комитета в 2010 г. с точки зрения эффективности налогообложения недропользователей? - Работа налоговой службы оценивается в первую очередь по исполнению прогнозных показателей доходной части государственного бюджета и Национального фонда, а также по темпам роста таких поступлений. По итогам 2010 г. данный показатель - по специальным платежам и налогам недропользователей - характеризуется следующими цифрами. Годовой план по поступлениям налогов и платежей недропользователей непосредственно в государственный бюджет, помимо поступлений в Национальный фонд, исполнен на 123,6 процента. При прогнозе 114,5 миллиарда тенге фактически поступило 141,5 миллиарда тенге, то есть дополнительно в бюджет поступило 27 миллиардов тенге. Темп роста по специальным платежам и налогам недропользователей в целом по состоянию на конец 2010 г., по сравнению с концом 2009 г., составил 175,1 процента, с увеличением на 682,4 миллиарда тенге. - С чем связан рост специальных платежей и налогов недропользователей? - Здесь сыграли свою роль несколько факторов. Это в первую очередь улучшение налогового администрирования путем камерального контроля, работа с уполномоченными органами по обмену информацией, внедрение интегрированной информационной системы «Единая государственная система управления недропользованием Республики Казахстан». Затем отмена стабильности налогового режима контрактов на недропользование, за исключением соглашений о разделе продукции и контрактов, утвержденных Указом Президента РК. И, наконец, благоприятная и стабильная экономическая ситуация в стране, а также рост цен на мировых рынках на наши основные экспортные товары. - Какие задачи стоят перед вами в 2011 г.? - В основном это обеспечение исполнения прогнозных показателей и повышение эффективности налогового администрирования. Будет проводиться поэтапный пересмотр налогового режима соглашений о разделе продукции с целью защиты экономических интересов РК. - Как обстоят дела с налоговыми претензиями к таким нефтяным компаниям, как «Карачаганак петролеум оперейтинг» и «Тенгизшевройл»? - На сегодня налоговые проверки за период с 2006 по 2009 гг. находятся на стадии завершения, однако акты проверок еще не вручены налогоплательщикам. Действительно, у Налогового комитета есть определенные претензии к консорциуму «КПО Б.В.» и его подрядным компаниям в части уплаты налогов. В настоящее время проводятся процедуры уточнения достоверности произведенных консорциумом затрат, в том числе в рамках договоренностей с налоговыми службами иностранных государств по обмену информацией. В связи с этим до завершения проверок мы еще не можем представить информацию по суммам доначислений и штрафов. Акт налоговой проверки мы еще не вручили, ждем ответа от ТОО «PSA», которое представляет Министерство нефти и газа в Соглашении о разделе продукции по Северному Каспию, и окончательном Соглашении о разделе продукции подрядного участка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Мы ждем также ответа на запросы, которые направили в Итальянскую Республику и Великобританию. Думаю, что через 10-15 дней это произойдет, и мы официально вручим налогоплательщику акт проверки. В зависимости от полученных ответов сумма налоговых претензий либо уменьшится, либо увеличится. Эту сумму мы сможем озвучить, если в течение установленного времени - 30 суток - компания не обжалует наши требования. Что касается ТОО «Тенгизшевройл», то в настоящее время проводится налоговая проверка данного налогоплательщика за несколько налоговых периодов, по итогам которой будет представлена более подробная информация о выявленных нарушениях и доначисленных суммах налогов и штрафов. - Насколько актуален, на Ваш взгляд, пересмотр ранее заключенных соглашений о разделе продукции с учетом соблюдения баланса интересов сторон. Чем завершилась проверка законности заключения ряда СРП, которую Ваше ведомство проводило в 2010 г.? - Как известно, с января 2009 г., в соответствии с налоговым законодательством, РК гарантировала стабильность условий налогообложения в СРП, прошедших обязательную налоговую экспертизу. Однако в конце января 2010 г. глава государства поручил Правительству РК проработать вопрос по переводу всех недропользователей на налогообложение по действующему Налоговому кодексу. Поэтому Налоговым комитетом в течение прошлого года была проведена работа по выработке механизмов перевода ранее заключенных соглашений о разделе продукции на текущий налоговый режим. Установлено, что на момент заключения отдельных СРП наше законодательство не содержало требований о прохождении обязательной налоговой экспертизы. Соответственно, по таким недропользователям отсутствует налоговая экспертиза и в связи с этим направлены уведомления об устранении нарушений налогового законодательства и переходе на общеустановленный порядок налогообложения. Мы понимаем, что перевод недропользователей на общеустановленный порядок налогообложения необходимо осуществлять с обязательным сохранением первоначального экономического баланса сторон СРП. Правительство Казахстана рассчитывает решить этот вопрос с недропользователями в ходе переговорного процесса, но не исключена и вероятность расторжения контрактов, поскольку законодательная основа для разрыва контрактов в Казахстане существует. Но расторжение контракта является одним из последних этапов принятия решения. - Есть ли у Налогового комитета вопросы к металлургическим компаниям, таким как «Арселор Миттал Темиртау», «Казахмыс», «Казцинк»? - По результатам камерального контроля деклараций АО «Арселор Миттал Темиртау» установлены нарушения по исчислению отдельных видов налогов по деятельности в рамках контракта на недропользование. Компании вручено уведомление об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, которое в настоящее время обжаловано налогоплательщиком в суд. Окончательного решения по нему не принято. Кроме того, по результатам проведенных налоговых проверок установлены нарушения как норм налогового законодательства, так и положений контрактов, заключенных компанией с государством, при исчислении ряда налогов и других обязательных платежей в бюджет. С учетом состоявшихся судебных решений взыскано дополнительно в бюджет 444 миллиона 534,1 тыс. тенге. Что касается ТОО «Корпорация «Казахмыс», то в прошлом году у данного налогоплательщика начата комплексная налоговая проверка за период с 2006 по 2008 гг., по окончании которой будет предоставлена более подробная информация. - Как Вы оцениваете в целом налоговый климат в Казахстане, где подавляющая доля иностранных инвестиций приходится на нефтегазовый и металлургический сектора экономики? - Как показывает международная практика, изменение мировых цен на сырье либо иные объективные причины нередко дают повод для внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство, регулирующее вопросы недропользования. При разработке действующего Налогового кодекса одним из важнейших приоритетов было не ухудшить положение недропользователей, не лишить их тех ожидаемых доходов, которые они предполагали получить при заключении контракта. Все те изменения, которые были введены на законодательном уровне в отношении недропользователей, направлены лишь на восстановление первоначального экономического баланса интересов сторон. Поэтому, несмотря на отмену стабильности налоговых режимов большинства контрактов на недропользование, фактически финансовое положение недропользователей с момента заключения контракта остается стабильным. Хорошим подтверждением этому может служить показатель налоговой нагрузки специальных платежей и налогов недропользователей к ВВП, который в 2009 г. составил 5,6 процента и вырос по сравнению с 2008 г. на 1,1 процента. Кроме того, мне хотелось бы отметить один очень важный момент. Пытаясь решить множество вопросов правового регулирования налогообложения недропользователей, на которых общественность справедливо акцентирует свое внимание, мы иногда забываем самое главное - государство, согласно Конституции, является собственником недр и, как любой другой собственник, оно вправе требовать должного поведения от своего контрагента, тем более, если речь идет о невозобновляемых ресурсах. Сегодня, к сожалению, не все недропользователи добросовестно выполняют свои обязательства, не все платят законные налоги и не все они четко следуют нормам законодательства и положениям контрактов, что, естественно, порождает соответствующие ответные меры с нашей стороны. В заключение могу отметить то обстоятельство, что в 2010 г., когда экономика множества стран, в том числе и развитых, только «встала с колен после кризиса и присела на корточки», мы благодаря политике, проводимой Президентом, открыли 152 предприятия. И это не швейные и колбасные цеха, это большие предприятия, на которых задействовано 24 тыс. казахстанцев. Мы начали строить нефтехимический комплекс. Если вдуматься, все это строится не на государственные деньги, это частные инвестиции. То есть, иностранный инвестор к нам идет, приносит свои деньги. Если иностранные инвесторы доверяют нашей стране, значит, с инвестиционным климатом у нас все в порядке.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |