|
|
|
О возврате НДС.
Иностранная компания, осуществляющая свою деятельность в Республике Казахстан через свой казахстанский филиал, платит налоги через свой филиал от имени своего головного предприятия по правилам, установленным для нерезидентов. И налоговую отчетность составляет как нерезидент. От того, что филиал платит налоги, он автоматически не становится резидентом. На тему рассуждает адвокат, генеральный директор адвокатской конторы Б. Ахмедов.
Согласно пп. 15 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами Республики Казахстан являются все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и за его пределами. Согласно подпункту 10 статьи 1 «нерезиденты» - это физические лица, юридические лица, их филиалы и представительства, не указанные в подпункте 15 настоящей статьи. Указанный закон не содержит каких-либо ограничений или регламента в отношении зачисления валюты, полученной нерезидентами в качестве оплаты за экспорт товаров, на их счета в иностранных банках. Более того, в соответствии с положениями статьи 26 «нерезиденты вправе перечислять иностранную валюту и национальную валюту со своих счетов за пределами территории Республики Казахстан на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов в уполномоченных банках на свои счета за пределами территории Республики Казахстан без ограничений. При этом для открытия счета в иностранном банке нерезиденту не требуется лицензия Национального Банка Республики Казахстан. Как видно из изложенного, филиал вправе открыть счета и осуществлять валютные операции по экспорту товара не только в банках Республики Казахстан, но и в иностранных банках без ограничений. Ни один закон не обязывает нерезидента перечислять валютную выручку на банковские счета в РК, открытые в порядке, установленном законодательством РК. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 11 НК налогоплательщик вправе не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению. А пп. 1 п. 1 ст. 17 НК обязывает органы налоговой службы соблюдать права налогоплательщика. В подтверждение указанного довода служит письмо Национального Банка РК от 09.06.2009 г., представленное нами с суд. Согласно данному письму требования о репатриации экспортно-импортного валютного контроля распространяются только на резидентов, т.е. обязанность возвращения вырученной валюты действует лишь в отношении резидентов РК. Однако, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, налоговые органы направляют запросы в Национальный Банк РК, банки второго уровня и, получив ответ о непоступлении экспортной валютной выручки на банковские счета филиала, принимают решение о том, что превышение суммы НДС, относимого в зачет, по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, возврату не подлежит, так как поступление валютной выручки от экспорта нефти по контрактам не было подтверждено. К сожалению, и суды полностью соглашаются с таким решением налогового органа. Тем самым суды предыдущих инстанций не должны были принимать во внимание сведения, предоставленные банками, так как они не подтверждают какие-либо обстоятельства по делу. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 251 старого Налогового кодекса превышение суммы НДС, относимого в зачет по товарам, использованным для целей оборота, облагаемого по нулевой ставке, над суммой начисленного НДС, подлежит возврату плательщику НДС. Аналогичное положение содержится в ст. 272 нового Налогового кодекса. Как видно из данной нормы Налогового кодекса, возврат из бюджета превышения сумм НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, является правом налогоплательщика. Многие иностранные компании осуществляют свою деятельность на основании контракта на проведение операций по недропользованию, который зарегистрирован в Министерстве энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан. Согласно п. 3 ст. 4 Закона Республики «Об инвестициях» от 08.01.2003 года, Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами РК, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон. В соответствии с положениями контракта на проведение операций по недропользованию любой НДС, включая уплаченный подрядчиком при импорте и покупке товаров, а также за услуги субподрядчиков, должен быть полностью компенсирован подрядчику из бюджета в течение периода и в соответствии с процедурой, установленной законодательством. При этом данной нормой контракта установлено, если компенсация не произведена в течение вышеупомянутого периода времени, подрядчик имеет право на основании ст. 151 Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» зачесть такую компенсацию, подлежащую выплате подрядчику. И в контракте нет положений о том, что казахстанский филиал обязан зачислять валютную выручку на счета, открытые в банках Республики Казахстан. В соответствии с законодательством, для возврата сумм НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, необходимо, чтобы был соблюден ряд условий. В законе содержится перечень документов, которые необходимо представить для возврата НДС: - декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период - документы, необходимые для подтверждения экспорта товаров: а) договор на поставку экспортируемых товаров; б) грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта, с отметкой таможенного органа; в) копии товарораспорядительных документов. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень условий и оснований для возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке. И в законе не сказано о необходимости предъявления сведений из банков РК. Если закон не налагает на налогоплательщика обязанности предъявить определенный документ или определенные сведения, то и налоговый орган не вправе, ссылаясь на отсутствие этих документов или сведений, отказывать в удовлетворении законных требований налогоплательщика. Сумма НДС, подлежащая возврату по экспортным операциям, определяется не только на основании сведений о валютной выручке на банковском счете плательщика НДС, представляемых банками, а также и на основании сведений, представляемых таможенными органами в установленном законом порядке. В соответствии с приказом министра финансов Республики Казахстан «О порядке взаимодействия налоговых и территориальных таможенных органов при проведении налоговой проверки для подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату из бюджета» № 154 от 3 мая 2006 года налоговый орган при проведении налоговой проверки по заявлению налогоплательщика о возврате НДС должен направить в соответствующие территориальные таможенные органы запрос с просьбой предоставить заключение по экспортным (экспортно-бартерным) операциям, осуществленным данным плательщиком НДС. Таможенный орган, в свою очередь, на запрос налогового органа предоставляет ответ по форме, установленной приложением 2 к вышеуказанному приказу. Согласно установленной форме в ответе на запрос таможенные органы обязательно указывают фактурную стоимость экспортируемых товаров в валюте контракта. Из положений Правил декларирования товаров и транспортных средств, утвержденных приказом председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан № 219 от 20 мая 2003 года, четко определено, что фактурная стоимость подразумевает под собой цену товаров, указанную в контракте. Таким образом, в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4-1 статьи 251 Налогового кодекса, налоговый департамент также имел возможность определить сумму НДС, подлежащего возврату, на основании сведений, представленных Департаментом таможенного контроля. Недропользователь даже представляет сведения о поступление выручки в свои банки. Но налоговые органы их не учитывают. Пунктом 173 Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан № 654 от 25 декабря 2006 года, установлен перечень случаев, когда по результатам налоговой проверки НДС не возвращается экспортеру. Данный перечень является исчерпывающим. Согласно методическим рекомендациям только в перечисленных случаях по результатам налоговой проверки налоговые органы вправе не возвращать НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке. Иные случаи, не предусмотренные пунктом 173 методических рекомендаций, не могут служить основанием для отказа в возврате НДС. В ст. 25 Закона РК «О введении в действие Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008 г. № 100-IV указано: «Установить порядок взаимоотношений с бюджетом по превышению суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачёт, над суммой начисленного налога на добавленную стоимость, сложившемуся до 1 января 2009 года, в соответствии с настоящей статьей». Из данной статьи закона видно, что порядок взаимоотношений с бюджетом по превышению суммы НДС, относимого в зачёт, над суммой начисленного НДС, которые образовались до 1 января 2009 года, должен регулироваться статьей 25 указанного закона, а не нормами Налогового кодекса от 10.12.2008 г. № 99-IV. Согласно п. 8 ст. 25 Закона РК «О введении в действие Кодекса РК от 10.12.2008 г. №100-IV» «возврат налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации, облагаемым по нулевой ставке, производится в течение шестидесяти рабочих дней с даты получения налоговым органом налогового заявления о возврате превышения налога на добавленную стоимость, представленного плательщиком налога на добавленную стоимость, на основании…». Несмотря на то, что все документы, предусмотренные данной нормой закона, были представлены специалистам налогового управления, сроки возврата нарушаются. Как уже упоминалось, в соответствии с п. 8 ст. 25 Закона РК «О введении в действие Кодекса РК от 10.12.2008 г. № 100-IV» основанием для возврата НДС, облагаемого по нулевой ставке, является «подтверждение достоверности сумм налога, предъявленных к возврату в соответствии с актом налоговой проверки, проведенной налоговым органом, либо заключение налогового органа к акту налоговой проверки в случае, предусмотренном пунктом 11 настоящей статьи». Кроме того, согласно п. 1 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость от 25.03.2009 г. № 123 предусмотрены следующие аналогичные основания возврата суммы превышения НДС: 1) налоговое заявление о возврате превышения НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года; 2) декларация по НДС за налоговый период, в которой указано требование о возврате превышения НДС, по превышению, образовавшемуся после 1 января 2009 года; 3) документы, необходимые в соответствии с пунктами 3-10 настоящих правил, в зависимости от основания возврата; 4) акт налоговой проверки, подтверждающий достоверность суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, либо заключение налогового органа к акту налоговой проверки в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 635 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Налоговое управление в одном из актов документальной налоговой проверки указывает, что «согласно Правилам возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, утвержденным приказом НК МФ от 26 июня 2007 года № 428, направлено письмо в НК МФ РК от 13.01.2009 г. за исх. № 11-22/194 на формирование отчёта «Пирамида по поставщикам экспортера». Результаты отработки аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам экспортера». Выявлены нарушения камерального контроля по оборотам по отчету «Пирамида по основным поставщикам» у поставщиков. И в связи с тем, что выявлены нарушения у поставщиков четвертого и пятого уровня налогоплательщику отказывают в возврате НДС». Законом не предусмотрено проведение встречных проверок у поставщиков всех уровней. В соответствии с п. 9 ст. 25 Закона РК «О введении в действие Кодекса РК от 10.12.2008 г. №100-IV» «в ходе проведения налоговой проверки налоговый орган может назначить встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика». В толковом словаре русского языка С. Ожегова слову «непосредственный» даётся следующее определение: прямо следующий после кого-чего-нибудь, без посредствующих звеньев, участников; синонимом данного слова является слово «прямой». Каждый отдельно взятый налогоплательщик как самостоятельное юридическое лицо не несет какой-либо ответственности за нарушения налогового законодательства со стороны поставщиков второго, третьего, четвёртого и последующих уровней. Нормы, возлагающей на экспортёра ответственность за какие-либо нарушения налогового законодательства со стороны второго и последующих уровней поставщиков, нет ни в Законе РК «О введении в действие Кодекса РК от 10.12.2008 г. №100-IV» и Налоговом кодексе РК от 10.12.2008 г. № 99-IV, ни в Правилах возврата превышения НДС, утвержденных приказом министра финансов РК от 25.03.2009 года № 123. Также такой нормы нет ни в Налоговом кодексе РК от 12.06.2001 г. № 209-II, ни в Правилах возврата налога на добавленную стоимость по оборотам, облагаемым по нулевой ставке от 26.06.2007 г. № 428. Отказ налогового управления в возврате НДС по причине выявления нарушений налогового законодательства у поставщиков второго и последующих уровней, по сути, свидетельствует о применении принципа круговой поруки и коллективной ответственности налогоплательщиков разных уровней, не связанных между собой какими-либо отношениями и не имеющих возможности повлиять каким-либо образом друг на друга. Такое действие налогового управления противоречит закрепленному в Конституции принципу презумпции невиновности и принципу свободы частного предпринимательства. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006 г. № 124-3 одним из основных принципов государственного регулирования частного предпринимательства является «гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |