|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Н. Салиева, главный бухгалтер
В КАКОЙ СТРОКЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПО КПН ЗА 2010 ГОД ОТРАЖАЮТСЯ РАСХОДЫ НА ВЫЧЕТЫ ПО ДЕМОНТАЖУ СПИСАННЫХ ФИКСИРОВАННЫХ АКТИВОВ?
Предприятие производит списание старых производственных помещений по остаточной стоимости в бухгалтерском учете и строительство на их месте новых зданий. На расходы по выбытию основных средств отнесены расходы по демонтажу старых зданий. В налоговом учете данные здания учитывались в составе фиксированных активов по группе 1. В каком приложении или строке Декларации по КПН (ф. 100.00) за 2010 год относятся на вычеты расходы по демонтажу списанных фиксированных активов?
В Налоговом кодексе в части фиксированных активов, то часто в определениях понятий дается ссылка на МСФО. Касаемо задаваемого вопроса обратим внимание на понятия, даваемые в МСФО (IAS) 16 «Основные средства»: - признание актива - основное средство; - последующие затраты; - элементы себестоимости. Ниже приведены выдержки этих понятий из МСФО (IAS) 16. …«Признание 7. Себестоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в случае, если: (a) существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды; (b) себестоимость данного объекта может быть надежно измерена. …«Последующие затраты 12. Согласно принципу отражения в учете, изложенному в пункте 7, предприятие не признает в балансовой стоимости объекта основных средств затраты на повседневное техническое обслуживание объекта. Эти затраты признаются в составе прибыли или убытка по мере их возникновения. Затраты на повседневное техническое обслуживание состоят главным образом из затрат на оплату труда и приобретение расходных материалов, а также могут включать затраты на приобретение мелких комплектующих частей. Назначение этих затрат часто описывается как «ремонт и текущее обслуживание» объекта основных средств. …«Элементы себестоимости 16. Себестоимость объекта основных средств включает: (a) цену покупки, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, за вычетом торговых скидок и возмещений; (b) любые прямые затраты на доставку актива в нужное место и приведение его в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с намерениями руководства предприятия; (c) предварительную оценку затрат на демонтаж и удаление объекта основных средств и восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке, в отношении которых предприятие принимает на себя обязательство либо при приобретении этого объекта, либо вследствие его использования на протяжении определенного периода в целях, не связанных с созданием товарно-материальных ценностей в течение этого периода. В статье 122 Налогового кодекса прописаны вычеты последующих расходов. …«Статья 122. Вычет последующих расходов 1. Последующими расходами признаются фактические расходы, понесенные при эксплуатации, ремонте, содержании и ликвидации активов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том числе производимые за счет резервных фондов налогоплательщика, за исключением расходов недропользователей, произведенных за счет средств ликвидационного фонда, отчисления в который относятся на вычеты согласно статье 107 Налогового кодекса. 2. Последующие расходы, за исключением указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, а также последующих расходов, увеличивающих в соответствии с пунктом 3 статьи 87 Налогового кодекса первоначальную стоимость активов, не подлежащих амортизации, подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены. Положения настоящего пункта применяются в отношении следующих активов: 1) фиксированных активов и (или) 2) основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, учитываемых в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенных для использования в деятельности, направленной на получение дохода… 3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, сумма последующих расходов, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, указанных в подпункте 12 пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса, подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, а также последующих расходов, указанных в пункте 5 статьи 125 Налогового кодекса: 1) увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы); 2) при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода. Последующие расходы, предусмотренные настоящим пунктом, признаются в целях налогообложения в том налоговом периоде, в котором они отнесены на увеличение балансовой стоимости активов в бухгалтерском учете, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 118 Налогового кодекса»… Из вышесказанного делаем вывод, что при составлении Декларации (ф. 100.00): Расходы на регулярное техническое обслуживание фиксированного актива относим на вычеты как расходы периода и не отражаем в Приложении к декларации по фиксированным активам (ф. 100.07). Остальные расходы отражаем в форме 100.07, как последующие расходы. Причем расходы на текущий ремонт и расходы при ликвидации отражаем в строке 100.07.010 (в соответствующей строке в зависимости от группы актива) и относим на вычеты в соответствии с пунктом 2 статьи 122 Налогового кодекса. Расходы при капитализации затрат (модернизация, реконструкция) отражаем в строке 100.07.004, но они идут не на вычет а на увеличение стоимостных балансов групп (подгрупп) в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса. При отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) необходимо сформировать соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы). В вашем случае формируете группу «с 0», отражаете вычеты на ликвидацию по строке 100.07.010 I (1 группа), стоимостной баланс этой группы на конец также останется «0», а затраты на демонтаж уйдут на вычеты. Конечно, это только в случае если ваш фиксированный актив отражался ранее в 1 группе и использовался в предпринимательской деятельности, в противном случае расходы на ликвидацию по налоговому учету на вычеты не идут, а идут за счет чистой прибыли предприятия либо, в отдельных случаях, идут на увеличение стоимости земельного участка. Например, в строительстве часто бывают такие ситуации, когда застройщик с целью строительства нового здания (сооружения) приобретает земельный участок с имеющимися на нем зданиями (сооружениями) под снос. Куда относить в этом случае затраты на ликвидацию сносимых зданий? Ставить старые здания на баланс или нет? Ответ. При приобретении земли, здания или сооружения как одного целого с целью использования каждого по назначению при оприходовании, необходимо разграничить первоначальную стоимость этих объектов, так как здания и сооружения имеют ограниченный срок эксплуатации и подвержены износу. Срок же использования земли практически не ограничен, поэтому земля является неамортизируемым материальным активом. Если к использованию предназначен только земельный участок, а здания и сооружения подлежат сносу, то разграничение в стоимости не производится, а приобретенным объектом считается земля. Расходы по сносу за вычетом доходов от реализации как объекта в целом, так и отдельных частей, получаемых при разборке, учитываются в первоначальной стоимости земли.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |