|
|
|
Судебная власть в правовом государстве
Судья Специализированного межрайонного экономического суда Павлодарской области Ерболатов Е.Е.
Республика Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», что прописано в Конституции Казахстана 1995 года. Это означает, что приоритетным интересом современного Казахстана является построение правового государства. С 1995 года именно этот фактор оказывает влияние на правовую систему нашего государства и, в частности, на судебную систему страны. В процессе создания Основного закона 1995 года был учтен международный опыт конституционно-правового строительства, были проанализированы правовые нормы Конституций развитых демократических государств мира. Кроме того, в 1998 году был принят Конституционный закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК», в 2000 году был принят Конституционный закон «О в РК». Таким образом, в настоящее время в Казахстане создана полноценная нормативно-правовая база, регулирующая основы, структуру и полномочия судебных органов, правовой статус судей. Анализ действующего законодательства о судебной системе Республики Казахстан свидетельствует о том, что оно соответствует демократическим стандартам в области конституционного права. Так, в соответствии с Конституцией каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод; запрещено вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия; закреплены принципы правосудия, направленные на защиту основных прав человека; установлены гарантии судебного иммунитета. Однако на практике деятельность судебной системы в Республике не всегда соответствует высоким идеалам законов. В наследство от советской системы нам достались правовой нигилизм, правовая неграмотность населения, низкий уровень правосознания, отсутствие интереса к правовым идеям и отсутствие должного уважения к суду. Сроки рассмотрения дел в судах затягиваются по причинам того, что суды завалены делами, отсутствует необходимый штат помощников судей. Вместе с тем в Казахстане осуществляются поступательные шаги по реформированию судебной системы в целом. Среди них: - имплементация правовых норм законодательств демократических (или признанных таковыми) государств мира в законодательство РК о судебной системе. В частности, закрепление нормы о рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей и действует Закон «О третейских судах». - постепенное внедрение в судебную систему РК специализированных судов с целью более качественного рассмотрения дел в соответствующих отраслях экономики и права. - создана Судебная Академия при Верховном суде РК с целью повышения квалификации судей. Кроме того, в учебных заведениях страны проводятся правовые всеобучи, растет авторитет профессии юриста, отмечается тенденция увеличения числа обращения физических и юридических лиц в суды в целях разрешения споров. - Внедрение арбитражных судов в судебную систему Республики Казахстан Указом Президента РК от 4 октября 1995 г. Республика Казахстан присоединилась к Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Деятельность третейских (арбитражных) судов в Казахстане стала развиваться сравнительно недавно и требует дальнейшего совершенствования. Однако в Казахстане отмечается тенденция обращения юридических лиц в международные арбитражные суды с целью разрешения споров. К примеру, в г. Алматы успешно функционирует Международный арбитражный (третейский) суд Республики Казахстан. Основными преимуществами рассмотрения дел в таких судах являются самостоятельный осознанный выбор сторонами в споре регламента и арбитров (судей) третейского суда, непрерывность и быстрота рассмотрения дела, а также деформальность арбитражного процесса (отсутствие строгих правил относительно документации). Таким образом, Республика Казахстан признает решения арбитражных судов и принимает необходимые меры по развитию деятельности негосударственных судебных учреждений. Как было упомянуто выше, Республики Казахстан подтвердила свое намерение построения правового государства. Судебная власть в правовом государстве должна быть справедливой, единой самостоятельной и независимой. Справедливость судебных решений в значительной мере зависит от кадрового состава, а также от хорошо продуманных форм ее построения и деятельности. Мероприятия по повышению квалификации судей уже проводятся. Судебная система Казахстана является единой: судами РК являются Верховный суд и местные суды. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный суд РК, который в предусмотренных законом формах осуществляет надзор за их деятельностью. Самостоятельность судебной ветви власти означает, прежде всего, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона. Ни Президент, ни законодательная, ни тем более исполнительная власть не вправе помимо установленного законом порядка изменять статус судей. Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственно аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РК судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве. Самый яркий показатель правового государства - это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости». Здесь нет ни одного лишнего слова». В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды — независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства его защиты» (ubi jus ubi remedium). Независимость судебной власти (судей) означает невмешательство кого-либо в принятие решений по любым делам, которые рассматриваются в судах. Эта норма закреплена в Конституции РК. В правовом государстве судебные решения неизбежно становятся источником права. Согласно Конституции РК нормативные постановления Верховного суда относятся к нормам действующего права. Наряду с внедрением в правовую систему Казахстана позитивных элементов судебной системы демократических стран, на мой взгляд, необходимо повышать уровень правосознания общества, прививать подлинное уважение к судье. При этом важно помнить, что эффективность функционирования самой судебной системы во многом зависит от компетентности судей, от того, насколько суды посредством выносимых ими справедливых решений способны вызвать уважение и доверие общества к суду и насколько сами судьи уважают и претворяют в жизнь нормы о правах человека, закрепленные Конституцией и законами государства. Гражданское общество - это общество устойчивого порядка, поддерживаемого самими гражданами, уровнем их правосознания. Вместе с тем правосознание граждан должно выражаться не в пассивном созерцании процессов, происходящих в обществе, а в активном участии каждого в формировании правового гражданского общества. Для того чтобы судебная власть была достаточно сильной и могла успешно решать поставленные перед ней задачи, она прежде всего должна быть независимой ни от кого: законодательной или исполнительной власти, политических и общественных организаций, должностных лиц, какой бы высокий пост в государстве они не занимали, отдельных граждан. Независимость судов (судей) как носителей судебной власти во время исполнения своих функций - отправления правосудия и подчинение их только Конституции и закону - это необходимое условие деятельности судебной власти, основной признак правосудия. История человечества доказала: состояние судебной власти, тенденции её развития, отношение к ней в обществе являются чрезвычайно важными, во многом определяющими для демократии и законности. Судебная деятельность оказывает существенное влияние на социально-экономическую, политическую и культурную стороны жизни общества, статус (положение) в нём человека, обеспечение и защиту его прав, свобод, законных интересов. Каждый член общества вправе и должен иметь твёрдое убеждение в том, что его обращение к судебной власти за защитой своих прав, свобод и законных интересов, кем-либо нарушенных, будет рассмотрено к разрешению независимым, объективным судом. И такое обращение в суд для разрешения конфликтов и споров в условиях правового государства является обычной нормой поведения людей. Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что судебная власть не только не уступает двум иным ветвям государственной власти (законодательно-представительной и исполнительной) действенностью и авторитетом, но и имеет определённые приоритеты, поскольку является защитником прав и свобод человека, предоставленных Конституцией, иными законами и нормативными актами. Она является гарантом соблюдения в обществе принципов демократии, законности, гуманности и социальной справедливости. Таким образом, важнейшая задача государственной власти — охранять права и свободы человека - требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства - главной гарантией свободы народа.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |