Проблемы финансирования избирательной кампании кандидатов в Президенты Республики Казахстан
1. Проблема определения понятия «финансирование избирательной кампании»
Закон «О выборах в Республике Казахстан»1 (далее - Закон о выборах) в п.п. 3 п. 3 ст. 34 предусматривает возможность внесения «добровольных пожертвований гражданами и организациями» в избирательный фонд кандидата. Тем не менее, Закон о выборах не содержит понятий (дефиниций), что именно понимается под финансированием и пожертвованием в пользу избирательной кампании кандидата. Хотя это является ключевым аспектом для определения, какие формы финансирования избирательной кампании кандидатов являются законными, а какие нет. Понятие финансирования можно вывести из смежных правовых институтов, например, - пожертвования. Понятие пожертвования дано в Гражданском кодексе Республики Казахстан, согласно которому «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях».2 Международные стандарты в области демократических выборов относят более широкий спектр благ в качестве составляющих понятия финансирования. Так, Совет Европы принял Рекомендации Комитета министров государствам-членам в отношении общих правил по борьбе с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний,3 в которых в ст. 2 дается следующее определение пожертвования в пользу политической партии: «Пожертвование - сознательное предоставление политической партии преимуществ экономического или иного характера». Как видно, понятие финансирования через пожертвования в странах - участницах Совета Европы не ограничено предоставлением только имущественных благ, как в казахстанском законодательстве, а охватывает довольно широкий спектр «преимуществ» экономического характера. Куда, естественно, относятся и денежные средства, и предоставление иных благ. С практической точки зрения, отсутствие четкого понятия финансирования избирательных кампаний в законодательстве означает, что вопрос об ответственности при привлечении в избирательные кампании, например, человеческих ресурсов бюджетных организаций, в том числе организаций образования, а также крупных компаний, любой формы собственности, остается не урегулирован. В этой связи целесообразно внести в законодательство РК понятие «финансирование избирательной кампании», которое исключит неясности при оказании финансовой или иной помощи кандидату на пост Президента РК со стороны как частных лиц, так и организаций. _________________________________________________________ 1 Конституционный Закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28.09.1995 № 2464. 2 Статья 516 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть). Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010 г. 3 Международные стандарты финансирования политических партий и избирательных кампаний. - Алматы: Центр исследования правовой политики, 2009 г. - С. 83.
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|