|
|
|
30.05.2011 Инвесторы поддержат МСБ
Крупные иностранные компании должны помочь развиваться местному малому и среднему бизнесу, поэтому Мининдустрии и новых технологий (МИНТ) разработало несколько способов, как это можно сделать. Кроме того, реализацию тех проектов МСБ, которые включили в Карту индустриализации, будут мониторить акиматы вместе с МИНТ. Об этом в интервью «&» рассказал первый замглавы МИНТ Альберт Рау. - Альберт Павлович, основная тема состоявшегося на прошлой неделе заседания Совета иностранных инвесторов - модернизация малых и средних предприятий реального сектора. На предыдущем Совете глава государства призвал компании вкладываться в модернизацию. Какими способами это будут реализовывать? - Отмечу, что Совет является той площадкой, где обсуждаются проблемы, сдерживающие привлечение иностранных инвестиций в нашу страну, решаются проблемы конкретных компаний, причем если, раньше это были больше нефтяники и банкиры, то в последние годы и крупные промышленные группы, например российский «Русал». Теперь о модернизации. Она будет проводиться по нескольким направлениям. Первое направление - это крупные компании, которые модернизируются и повысят производительность труда своими силами. Например, «Арселор Миттал Темиртау» планирует выпускать к 2015 году 6 млн тонн стали в год, тогда как сегодня производит 4 млн. Идет модернизация электростанций за счет инвестиционной составляющей тарифа. Что касается средних предприятий, специально по ним был проведен технологический аудит и выявлены основные проблемы, затрудняющие развитие. Программа модернизации таких предприятий, прошедших аудит, - «Производительность-2020» - уже начала работать. В бюджет на этот год заложены средства на лизинг оборудования, на нефинансовые инструменты и прочее. Сейчас у нас на рассмотрении находятся более 100 предприятий, которые хотят модернизироваться, для того чтобы повысить производительность труда. Между тем важно разобраться, какую еще роль эти крупные компании, входящие в Совет, те же нефтяники, могут сыграть в модернизации наших компаний, помимо того, что они сами модернизируются? Их участие очень важно, государство может модернизировать отечественные средние предприятия, но вряд ли возможно повышение их производительности, если не будет сбыта. В таком случае мощности будут простаивать, даже если поменяем оборудование и повысим квалификацию людей. В то же время иностранные компании занимают, как правило, такую позицию: когда ваши сделают продукт соответствующего качества, тогда мы его и купим. Но эти иностранные компании сами уже много лет являются резидентами Казахстана и поэтому должны, активно участвовать во всех этих процессах. Пока нефтяник у нас может ставить условие среднему бизнесу: я возьму продукцию, если будет соответствующий сертификат. А сертификат стоит порядка 10 млн тенге. Получается, у производителя нет гарантии - он сертифицируется, потратив 10 млн, но получит ли заказ, неизвестно. Помимо предоставления таких гарантий инвесторы могут посодействовать и в улучшении качества производимой продукции, трансферте технологий, покупке техдокументации, сертификатов. Поэтому мы предлагаем работать по такой схеме, приведу реальный пример. Группа «Казахмыс» планирует закупить у павлодарского ТОО «Завод Format» конкретную продукцию. Но оборудование завода нужному уровню не соответствует. Казахмыс выделил средства на модернизацию, завод модернизирует производство и в счет этой предоплаты постепенно возвращает средства Казахмысу продукцией. Таким образом, предприятие модернизируется и получает гарантированный рынок сбыта. - Как это будет прописано в законодательстве? - Доля казсодержания у подавляющего большинства недропользователей прописана в контрактах, хотя пока контракты выполняются не так хорошо, как хотелось бы. - Ждут ли инвесторов какие-то новые стимулы? - Расскажу, над чем мы сейчас работаем. Один из новых приемов - недра в обмен на иностранные инвестиции в перерабатывающую промышленность. Такое соглашение планируется заключить с правительством Германии, предприятий которой, к сожалению, в Казахстане не так много, к сожалению - потому что у немцев развитые технологии. Их экономика завязана на нашем минеральном сырье, мы же, в свою очередь, с каждой из немецких компаний в контракте на недропользование прописываем, какой степени переработки будет производиться продукция. Речь идет о компаниях-лидерах в своих отраслях, таких как Thyssen Krupp, Lanxess,Siemens, BASF. - Какие новые крупные проекты в реальном секторе планируется реализовать с иностранными инвесторами? - В рамках Карты индустриализации реализуются проекты с иностранным участием, договоренности по которым были достигнуты в ходе зарубежных визитов главы государства в Японию, Францию, Ближний Восток и другие страны. Таких проектов 26 на общую сумму $18,5 млрд - к примеру, строительство интегрированного газохимического комплекса совместно с Китаем, строительство металлургического комплекса и разработка подземного рудника на месторождении Бакырчик с канадцами, строительство многофункционального комплекса «Абу Даби Плаза» с ОАЭ, строительство Балхашской ТЭС с корейцами. Отмечу: условия работы таких крупных предприятий будут утверждаться постановлением правительства, в котором будет прописано, какие обязательства будут у государства, а какие - у бизнеса. - Как заявляли в МИНТ, для обновления Карты индустриализации будут применять новые подходы и методы, благодаря которым планируется охватить проекты МСБ. Расскажите, какие новые подходы и методы имеются в виду? Какие критерии разработаны для включения МСБ в Карту? - В зависимости от масштаба бизнеса - крупный либо средний и малый - разработаны два подхода к рассмотрению проектов. Для субъектов малого предпринимательства применяется упрощенный подход. Проекты должны соответствовать трем критериям: относиться к приоритетным отраслям программы ФИИР, критерию «производительность труда», который рассчитывается на основании среднемесячной заработной платы, и критерию «рентабельность», по которому коэффициент рентабельности по проекту должен быть не менее 10%. В наше министерство поступило 332 предложения по включению новых проектов в Карту, почти половина из предложенных - это проекты МСБ. Хочется, конечно, чтобы таких проектов было больше. - Каким образом будет проходить отбор проектов? - Алгоритм такой. Предприниматель обращается с заявкой и документами в управление предпринимательства и промышленности акимата. На первом этапе отбора проект рассматривается на заседании Регионального координационного совета, по итогам которого составляется протокол с рекомендацией о включении проекта в Карту или отклонением проекта на доработку. Если проект одобрен РКС, акимат направляет его в Министерство индустрии и новых технологий, мы в свою очередь направляем проект на отраслевое заключение в Министерства сельского хозяйства, нефти и газа, транспорта. Если ответ положительный, проект рассматривается на заседании штаба МИНТ, а окончательное решение принимается на заседании Госкомиссии по вопросам модернизации экономики. Таким образом, отбор проектов осуществляется поэтапно - на местном и центральном уровне. Это нужно для того, чтобы в Карту не попали сырые, непроработанные до конца проекты. - Что получит бизнес от включения в Карту? Предусмотрены ли какие-то дополнительные меры поддержки? - Сразу поясню: здесь дело не в каких-то дополнительных льготах, все меры поддержки будут оказывать в рамках всем известных госпрограмм «Дорожная карта бизнеса-2020», «Инвестор-2020», «Производительность-2020», «Экспорт-2020». Для МСБ это, конечно, больше Дорожная карта - поддержка начинающих предпринимателей, сервисная поддержка ведения действующего бизнеса, обучение топ-менеджмента среднего бизнеса, модернизация и расширение производств путем установления деловых связей с иностранными партнерами и другие. Основной плюс для бизнеса состоит в том, что, если проект включили в Карту, значит, акимат вместе с бизнесом берет на себя обязательства, что проект будет реализован в установленные сроки, будут снимать административные барьеры, мониторить исполнение.
Гаухар Жолдубекова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |