|
|
|
Президент Республики Казахстан:
Конституционная практика 90-95-х годов прошлого века, и особенно время после апреля-августа 1995 г., свидетельствует о реализации востребованной самой жизнью тенденции превращения Президента республики в генерального конструктора и организатора всей государственной политики. Принятая на всенародном референдуме Конституция Республики Казахстан 1995 г. провозгласила сильную президентскую власть. Центральной фигурой государственного строя Казахстана ныне выступает пользующийся доверием народа, властный и ответственный глава государства. Автор член Конституционного Совета Республики Казахстан, доктор юридических наук В. Малиновский.
Учреждение в Казахстане 24 апреля 1990 г. поста Президента явилось принципиальным событием на пути глубокого реформирования государственности и всего уклада жизни страны. Оно было обусловлено рядом факторов и неразрывно связано с экономическими, политическими и идеологическими условиями того периода и последующего времени. К началу весны 1990 г. в механизме осуществления политической власти сложились объективные условия. Государство Республика Советов оказалось неспособным оперативно влиять на развивающуюся негативную ситуацию. Требовался новый, активный, политически не дискредитировавший себя предшествующим развитием государственный орган. Таковым мог стать только Президент. Конституционная практика 90-95-х годов прошлого века, и особенно время после апреля-августа 1995 г., свидетельствует о реализации востребованной самой жизнью тенденции превращения Президента республики в генерального конструктора и организатора всей государственной политики. Принятая на всенародном референдуме Конституция Республики Казахстан 1995 г. провозгласила сильную президентскую власть. Центральной фигурой государственного строя Казахстана ныне выступает пользующийся доверием народа, властный и ответственный глава государства. Конституционно-правовые нормы, регулирующие статус и компетенцию Президента республики; эффективная деятельность Первого Президента по их реализации; функционирование Государственного секретаря республики, Администрации Президента, акимов, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных главе государства, консультативно-совещательных органов и учреждений при Президенте страны, а также иные функциональные, институциональные, организационные, идеологические и политические отношения в своей совокупности составляют казахстанский институт президентуры. И еще несколько исходных позиций. Первая. С момента учреждения поста казахстанского Президента прошло всего лишь двадцать лет. В августе мы будем праздновать 15-летие казахстанской Конституции 1995 г., которая совершенно справедливо в народе именуется «Конституцией Назарбаева». Необходимо иметь в виду, что политико-правовой статус Президента Республики Казахстан пребывает в постоянной эволюции. По мере своей востребованности всё новые грани президентской власти будут материализоваться постепенно, на протяжении определенного исторического периода. Вторая. Мы все прекрасно помним, в каких далеко не тепличных условиях проходило строительство государственности независимого Казахстана. Если в 90-х годах прошлого века на этапе учреждения президентов новых независимых государств ученые-государствоведы и политики свои рекомендации и решения основывали большей частью на общих теоретических представлениях о выгодах той или иной модели на примерах «устоявшихся демократий», то ныне Казахстан имеет свой собственный опыт государственного строительства, дающий уникальный шанс для взвешенных выводов и дальнейших шагов. Третья. Очень многое из того, что происходит сегодня в Казахстане, делается впервые, в том числе и в мировой практике. Это относится как к конституционному строительству в условиях всесторонней общественной модернизации многонациональной поликонфессиональной страны в целом, так и к государственному строительству в частности. Как и у всего нового, путь у казахстанских новелл непростой. В том числе в их понимании, осознании, принятии, разъяснении обществу учеными-конституционалистами, самой публичной властью, а также политиками, пребывающими по разные стороны идеологической линейки. Четвертая. Персонификация главы государства, руководство страной сильной харизматической личностью особенно актуальны на том историческом пути, где находится Казахстан. Как бы глубоко ни анализировались конституционные основы статуса главы государства, его реальная значимость неизмеримо богаче. Поэтому нормативистский подход явно нуждается в дополнительном анализе многочисленных сторон реально функционирующего комплексного института президентуры, как принято говорить - «живого института» - с использованием инструментария различных гуманитарных наук. Пятая. В некоторых странах налицо кризисы в функционировании государственной власти, являющиеся прямым следствием либо неадекватной реализации в конституциях безусловной потребности в эффективной государственной власти (увлечение внешне красивыми фантастическими проектами из прошлого или отдаленного будущего), либо глубокими расхождениями между положениями основных законов и существующей практикой. Сегодня однозначно видно, что в Казахстане в весьма сложных условиях удалось предотвратить и то и другое. Именно благодаря Первому Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. Шестая. Малоперспективно искать зарубежного «двойника» казахстанского главы государства. Ведь попытка унифицировать институт президентства бесплодна, точно так же, как и стремление создать приемлемую для всех стран конституцию. Основатель единой турецкой нации и современного государства Мустафа Кемаль Ататюрк в свое время пришел к следующему выводу: «Наше правительство … действительно не похоже с научной точки зрения ни на одно правительство, упоминаемое в литературе. Но оно является правительством, которое позволило в полной мере раскрыться народной власти, суверенитету, власти нации. Такова его сущность. Если нужно дать нашему правительству характеристику с точки зрения науки об обществе, то мы его назовем «народным правительством». Считаю, что в части доктринального толкования ряда новелл действующей Конституции мои коллеги-конституционалисты пока еще в долгу у Основного закона.
Становление казахстанского института президентства
Казахстанская форма правления в своем развитии прошла несколько этапов, что обусловлено особенностями внутриполитического развития страны, изменением содержательной и организационной сторон государственной власти. Со дня учреждения поста Президента республики на протяжении первых пяти лет главное в этом процессе было связано в большей степени с формированием горизонтальных и вертикальных связей и отношений в исполнительной ветви власти (ее консолидацией) и отчасти - между представительными и исполнительно-распорядительными органами. Применительно к открытому Конституцией 1995 г. периоду - с глубоким изменением конструкции принципа единства государственной власти и разделения властей. Для понимания сути проблемы заострю внимание на принципиально важном моменте. Постепенный переход к современному этапу начался в условиях действия Конституции 1993 г. Он был открыт выступлением Н.А. Назарбаева на сессии Верховного Совета 9 июня 1994 г., отражающим видение дальнейшего пути наполнения конституционного статуса Президента реальным содержанием: «Как всенародно избранный глава государства, я несу ответственность за все, что происходит в стране. Являясь гарантом соблюдения Конституции, предусмотренных ею прав и свобод граждан, я прилагаю, и буду прилагать все силы к тому, чтобы обеспечить четкое взаимодействие всех ветвей власти. Намерен поставить дело так, чтобы сполна несла ответственность перед народом за вверенное ей дело каждая ветвь власти». В Послании Верховному Совету (июнь 1994 г.) «О мерах выхода из кризиса и углублении рыночных преобразований» содержались конкретные предложения по совершенствованию органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Применительно к последним Н.А. Назарбаев отметил, что на первоначальном этапе реформ правительство «прикрывалось» авторитетом Президента Республики Казахстан, работая с ним в единой структуре. Это было обусловлено необходимостью становления независимой государственности. Однако в дальнейшем работа в таком «тандеме» стала давать сбои: глава государства все более втягивался в непосредственное управление экономикой, что мешало ему объективно и беспристрастно оценивать деятельность правительства, создавало опасность ослабления его усилий в других сферах, могло повлечь утрату гарантий социальной защиты населения. Ныне «ситуация и все органы власти созрели для того, чтобы каждому работать самостоятельно на своем участке на общем пути движения к единой цели». Происходит дистанцирование главы государства от правительства и от рассмотрения вопросов текущего характера. «Концентрируя внимание на выполнении функций гаранта Конституции, - подчеркнул в своем Послании Президент, - свои усилия я буду направлять на консолидацию всего общества по сохранению в Казахстане политической стабильности». Как видим, Н.А. Назарбаевым шестнадцать лет назад была определена стратегия построения президентской формы правления, в русле которой осуществлялось строительство и продолжается трансформация государственности. За исторический промежуток времени 1990-1995 годов Казахстан фактически прошел несколько конституционных форм правления: порвал с советской республикой, и через парламентарную, президентскую, полупрезидентскую с усиленным Верховным Советом вышел на современную полупрезидентскую республику с ее центральной фигурой - Президентом Республики Казахстан. Новейший этап - это реализация конституционной реформы, осуществленной Законом РК от 21 мая 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Ею открыта линия по постепенной эволюции «президентской формы правления» в «президентско-парламентскую».
Казахстанская президентская форма правления - воплощение народного и государственного суверенитетов
В действующей Конституции 1995 г. в основу казахстанского подхода к выстраиванию начал государственной формы заложена природа народного и государственного суверенитетов. Анализ теоретических аспектов, деталей Конституции страны, конституционных законов и решений Конституционного Совета позволяет отобразить современную конституционную концепцию соотношения народного и государственного суверенитетов и представляющих их субъектов. На вершине властеотношений пребывают народ Казахстана и Президент республики как полновластные выразители двух суверенитетов - народного и государственного. Конституцией определен ряд форм прямого общения главы государства с народом - единой нацией - именно в качестве субъекта конституционно-правовых отношений. Следующий уровень - это взаимоотношения в триаде: народ, Президент и Парламент. То есть единственного субъекта народного суверенитета и двух выразителей его воли. Они опосредованы функциями главы государства по осуществлению единства государственной власти, политической координации и политического арбитража в деятельности «политических властей». На этом уровне определенными гарантиями по осуществлению государственного суверенитета обеспечен Парламент. Третий уровень - это функционирование государственной власти в соответствии с правилами пунктов 3 и 4 статьи 3 Конституции. То есть то, что, собственно, и именуется принципом разделения властей, механизмом сдержек и противовесов. Соответственно этим трем уровням выстроены и последующие конституционные конструкции государственной формы. Конституция Республики Казахстан 1995 г. учитывает многообразные характеристики казахстанской социокультурной общности, накладывающие свой неповторимый отпечаток на принципиальные начала и детали избранной государственной формы. Основным законом (пункт 1 статьи 2) Казахстан определен государством с президентской формой правления. Такое определение нередко смущает классиков теории государства. Ведь по привычной научной традиции государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В ее основу заложен большей частью статус главы государства с присущими ему порядком избрания или престолонаследия. Однако достаточно ли этого? Думаю, что нет. Различия между монархиями и республиками (соответственно, монархом и президентом) стираются в рожденных современностью различных гибридных формах - монархиях с признаками республик (к слову, монархи ранее избирались в Германской империи, Польше, Венгрии, да и, как мы знаем, в Казахстане, а в настоящее время выборная монархия существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах) и республик с признаками монархий. Нередко заимствуются даже идеологический имидж и символика должностей (органов государства). Характеризуя скандинавские монархии, российский исследователь Максим Исаев применительно к Королевству Швеция пишет следующее: «Вопрос о форме правления страны в настоящий момент не поддается точному определению… Ущербность статуса и функций главы государства, который королем назван в конституционном акте только в пяти случаях, а в остальных именуется просто «правитель государства», заставляет исследователя задуматься… Сегодня мы можем характеризовать форму правления Швеции как условно монархическую, стремящуюся к собственному отрицанию. В этой связи ситуация в Швеции могла бы показаться уникальной, если бы не аналогичное положение, например, в Японии. По форме правления - это тоже в общем-то монархия, но монархия весьма условная». Известно: условность монархии в Японии проистекает из сочетания в империи, казалось бы, несовместимых в традиции государствоведения, двух начал - императорской власти (монархии) и народного суверенитета (республики). Принято считать, что эта новелла, без преувеличения, мирового уровня, принятой в 1946 и вступившей в силу в 1947 г. Конституции, явилась плодом совместной работы японского правительства и штаба американских оккупационных войск. В современном меняющемся мире запросы конституционной практики порождают нетипичные формы государств и ставят ученых перед необходимостью проведения более углубленного анализа отдельных характеристик казахстанской президентской формы правления. Совершенно обоснованно по результатам аналитической, основанной на широком использовании сравнительно-правового метода работы, Заслуженный деятель науки и Заслуженный юрист Российской Федерации, автор 38 книг-учебников по конституционному праву России и зарубежных стран, монографий по публичному управлению, д.ю.н., проф. В.Е. Чиркин использует термин «смешанная форма правления». Как видим, стоит только уйти от безусловного следования классике в качестве главного критерия в анализе статуса главы государства (монарха или президента) и взять за основу классификации форм правления закрепленное в конституциях главное для государства - конструкцию принципа разделения властей, механизмов сдержек и противовесов - и многое сразу встанет на свои места. В этом случае государства будут подразделяться на «парламентарные» и «президентские» (здесь я не говорю об абсолютных монархиях стран Арабского Востока и традиционалистских монархиях Тропической Африки, Карибского бассейна и Океании). Такой подход широко практикуется зарубежными учеными-государствоведами. Применяется и соответствующая классификация, нашедшая свое отражение, как видим, и в действующей Конституции Республики Казахстан.
Единство и разделенность государственной власти -взаимообогащение противоположностей
«Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов», - гласит пункт 4 статьи 3 казахстанской Конституции. При всей, казалось бы, распространенности в зарубежных странах идеи народного суверенитета, проистекающих из нее социального единства древа государственной власти и его последующего расчленения на ветви, многие исследователи отрицают универсальность единства власти. Одни - поскольку напуганы советской республикой, другие - абсолютной монархией. Третьи возводят на божницу только концепцию разделения властей XVII-XVIII веков - времен уважаемых мыслителей: англичанина Джона Локка (1632-1704 гг.) и француза Шарля Монтескьё (1689-1755 гг.). Между тем, во-первых, теория разделения властей при своем рождении противопоставлялась феодальному абсолютизму, идеологически была направлена против него и, соответственно, абсолютного единства власти, а позже - против концепции «социалистического народовластия»; во-вторых, в последнее время некоторые французские исследователи стали говорить о том, что у Шарля Монтескьё присутствовало понимание важности и единства власти, которое было как бы засвечено политическим блеском остро востребованной концепции разделения властей; в-третьих, совсем скоро после Локка и Монтескьё французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) подверг теорию разделения властей критике с социологических позиций и дополнил теорию власти тезисом о ее социальном единстве; в-четвертых, с XVII-XVIII столетий государство и государственная власть усложнились и изменились до неузнаваемости; в-пятых, за вторую половину XX века сбалансированные по началам единства и разделенности государственной власти правовые позиции сформулированы в решениях органов конституционного контроля многих стран, в том числе и высокоразвитых демократий. Что касается закрепления данного принципа в казахстанской Конституции, сошлюсь опять же на мнение профессора В.Е. Чиркина. Еще в 1996 году ученый пришел к выводу: «Наиболее четко новый подход, расставляющий необходимые оценки, нашел отражение в Конституции Казахстана 1995 г.». Этот вывод признанный государствовед повторил и в 2010 году. «Конституционные формулировки не всегда успевают за теорией, но, например, в Конституции Казахстана 1995 г. было дано хотя и не совсем полное, но системное определение, включая многие современные толкования этой концепции… Системный подход к концепции разделения властей должен быть, разумеется, учтен и при анализе статуса главы государства, его места в разделении властей». Убежден: ответы на вопросы, порождаемые в формах государства новейшей конституционной практикой, необходимо искать посредством применения к ним не только и не столько концепций времен зарождения принципа разделения властей, но главным образом путем изучения этих самых явлений и условий их порождающих с прогнозированием развития на перспективу. Оформленной Конституцией Республики 1995 г. весьма гибкой формой правления сняты генетические недостатки как чисто президентской, так и чисто парламентарной республик через модернизацию верховной государственной власти. Механизм сдержек и противовесов сконструирован таким образом, чтобы все государственные органы выполняли свои конституционные функции должным образом, предупреждая конфликты, а в случае их возникновения снимая в конституционных процедурах. Государственная власть должна быть эффективной, государство должно работать на обеспечение прав и свобод граждан, на выполнение своих исконных обязанностей перед обществом. Тем самым обеспечивая оптимальное для Казахстана на данный исторический период модернизации сочетание принципа единства власти и разделения властей. Напомню, что именно совмещение таких неизвестных в середине прошлого века институтов, как президентский арбитраж, рационализированный парламентаризм, регламентарное законодательство, сочетание прямых выборов главы государства с парламентской ответственностью правительства и ряда других породило смешанную Пятую республику во Франции. Бывший генеральный секретарь Государственного совета Франции и один из авторов проекта Конституции 1958 г. Р. Жано рассказывает следующее. «Все профессора конституционного права, сказал мне однажды генерал де Голль, объясняют нам, что есть три возможных режима: режим ассамблеи, режим парламентский и режим президентский. Это очень хорошо, но почему так уж абсолютно необходимо, чтобы французский режим точно относился к одной из этих категорий? Нет никаких оснований, чтобы Конституция Франции укладывалась в одну из этих теоретических схем; она вполне может быть ни полностью парламентской, ни полностью президентской, она может иметь именно специфический характер». Учрежденная Конституцией Казахстана «президентская форма правления», рассчитанная на период политического транзита, обеспечивает стабильность государства и политической системы в целом. Вместе с тем, по мере преодоления действия различных негативных факторов, свойственных переходному периоду, жесткость президентской формы правления постепенно смягчается через децентрализацию и деконцентрацию государственной власти в центре и на местах. Данный вывод подтверждается новейшим периодом развития казахстанской государственной формы. С позиций преобразования «президентской формы правления» конституционную реформу мая 2007 года можно охарактеризовать в качестве комплекса мер по стимулированию современной партийной системы, укреплению статуса Парламента, по совершенствованию его представительской функции и осуществляемой им законодательной деятельности, а также по постепенному установлению свойственных для парламентарной формы правления функциональной и организационной приближенности и слаженности в деятельности законодательной и исполнительной ветвей единой государственной власти. При этом конечной целью выступает создание прочных отношений между государством и народом Казахстана. Активное использование в выступлениях политиков, политологов и публицистов специального термина «президентско-парламентская республика» не противоречит провозглашенной в статье 2 действующей Конституции «президентской форме правления», поскольку ею охватывается многообразие государственных форм: «чисто президентской», «полупрезидентской (дуалистической)», «президентско-парламентской» (или «парламентско-президентской»). Конституционные поправки формы правления в 2007 г. имеют характер изменения лишь отдельных составляющих статусов Президента республики, Парламента, Правительства и Конституционного Совета и в своем современном состоянии не могут в своей совокупности повлечь изменение существа конструкции «президентской формы правления». Следующие шаги в избранном направлении возможны лишь после апробирования согласованной жизнедеятельности «партийного», «законодательного» и «исполнительного» начал обновленной государственной формы.
Президент Республики Казахстан - конституционная ценность утверждающегося конституционализма
В противовес имеющей широкое хождение философской концепции извечного противопоставления интересов государства интересам личности, Заслуженный деятель науки России, д.ю.н., проф. С.А. Авакьян, говоря об «общечеловеческих конституционных ценностях», утверждает, что «государство остается главной формой организации жизни людей в политически организованном обществе» и определяет его как «основную конституционную ценность». Главой государства и высшим должностным лицом политически организованного Казахстана, на которого возложена функция гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, является Президент республики. Конституцией страны на Президента Казахстана возложены функции и полномочия, реализация которых требует от главы государства решающей роли во всестороннем обеспечении развития страны. Результаты осуществления реформ свидетельствуют о высокой эффективности осуществления власти Первым Президентом Республики Казахстан. Безусловно, с позиции значимости роли в становлении и укреплении казахстанского конституционализма, формирования эффективного и стабильно действующего в интересах народа Казахстана государства, его постоянного совершенствования, в том числе и посредством приближения к источнику государственной власти - народу, казахстанский институт президентуры, а также Первый Президент Республики Казахстан представляют собой именно конституционную ценность нашей страны. В нашей стране институт президентуры отличается воплощением в себе признанных учеными характеристик конституционной ценности: - универсальностью и фундаментальностью с позиций его изначальности и непоколебимости, так и сквозного характера, всеохватываемости им всех иных положений и норм Конституции и всей правовой системы и правоприменительной практики; - он составляет ядро и движущую силу современного конституционализма, предопределяет параметры конституционного правопорядка; - являясь продуктом объективных факторов развития Казахстана, учрежденный двадцать лет назад, он развивался и совершенствуется посредством общественной практики; - в институтах президентства в целом и Первого Президента в частности, заинтересовано все общество; - в качестве основ нормальной жизнедеятельности человека и государства оба института должны быть высокоценимыми и уважаемы конкретными людьми, обществом и государством; - их эффективное функционирование должно гарантироваться и обеспечиваться не только силой государства, но и ресурсами самого общества, авторитетом и реальным влиянием общественных институтов; - для института казахстанской президентуры присуще сочетание системности, внутренней соподчиненности, определенной автономности и взаимосвязи с иными элементами государства и политической системой. Он является системообразующим в отношении различных иных конституционно-правовых, политических и государственных институтов. Принципиальное подтверждение вывода: «Первый Президент - конституционная ценность Республики Казахстан» - наглядно демонстрирует руководство главой государства конституционным процессом и упрочением конституционализма. Многие мысли и позиции Н.А. Назарбаева являются конструктивными не только для Казахстана. Они вносят вклад в развитие науки конституционного права. Таковыми выступают идеи об очередности демократических реформ в системе мер по преодолению рисков политического транзита; об объективной обусловленности изменения действующей Конституции; о предмете Основного закона; о толковании норм Конституции, исходя и в соответствии с провозглашенными в статье 1 Основного закона принципами деятельности Республики Казахстан; о соотношении народного и государственного суверенитетов; о характере государственности; о безусловном учете общих интересов казахстанцев при разработке и принятии Конституции и многие другие. Именно поэтому одной из характерных черт казахстанского конституционного процесса выступает его научность и системность. Конечно, верховная власть делает максимум возможного для выявления по конституционной проблематике мнения каждого казахстанца. Вместе с тем, оценки и подходы лидера, уполномоченного выступать от имени всего народа, имеют совершенно иную социальную природу, значимость и конституционно-правовую регламентацию. Ведь за ней - интересы страны, стратегическое видение, мощная научно-аналитическая база, огромный общественный опыт и персональная историческая ответственность. Именно поэтому позиция главы государства объективно является решающей. В отношении Конституции особая ответственность Президента республики заключается в том, что он обязан отслеживать соответствие Основному закону реальной действительности (корректируя эволюцию общества и деятельность государственных структур, акции общественных объединений, граждан) и соответствие самой Конституции запросам реальной действительности (своевременно стимулируя объективно необходимые корректировки). При разработке и принятии действующей Конституции Первым Президентом Н.А. Назарбаевым был применен формат прорывного проекта: Президент предложил, а народ Казахстана принял новую Конституцию страны. Уверен, что весной и летом 1995 года Первый Президент в очередной раз однозначно подтвердил свою решительность и твердость в защите интересов Казахстана и его будущего. Сломав «конституционную классику» и вызвав огонь критики на себя, он избрал стратегию прямого и откровенного разговора с народом, честно разъяснив ситуацию и предложив свой вариант Конституции. Новейшей истории Казахстана известны две конституционные реформы: 7 октября 1998 года и 21 мая 2007 года. Формат работы над изменениями и дополнениями Конституции определяется самим подлежащим корректировкам предметом конституционных правоотношений. Во втором случае подготовке законопроекта предшествовал инициированный Н.А. Назарбаевым трехлетний общенациональный диалог. И в Постоянно действующем совещании, и в Национальной комиссии, и особенно в Государственной комиссии было обеспечено максимальное представительство различных политических сил и государственных институтов. Каждый случай даже малейшего вмешательства в текст Конституции должен быть максимально взвешен и всесторонне обоснован. В самой Конституции в 1995 году был установлен, как говорят юристы, достаточно «жесткий» порядок внесения изменений и дополнений. Законом от 7 октября 1998 г. механизм корректировки Конституции изменен в сторону расширения прав Парламента. В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Конституции глава государства выполняет роль единственной инстанции, по общему правилу, окончательно определяющей целесообразность и процедуры корректировки Конституции. Однако при этом действует не изолированно, а вместе с высшим представительным государственным органом - Парламентом страны. Конституцией установлена возможность Парламента проявить настойчивость в отстаивании своей позиции, вплоть до вынесения «своей» конституционной инициативы на референдум. Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию от 7 октября 1998 г. и 21 мая 2007 г. были инициированы главой государства и приняты Парламентом. При этом депутатами были внесены весьма важные дополнения в президентские законопроекты. Постоянный участник конституционного процесса, автор монографий и казахстанских учебников по конституционному праву, академик Национальной академии наук, д.ю.н., проф. Г.С. Сапаргалиев следующим образом высказался относительно внесенных в мае 2007 г. в Конституцию республики изменений и дополнений. «Объективно движущей силой и источником формирования идей и решений о реформе государственной и общественной жизни на современном этапе в Казахстане является народ… Ведущая роль в подготовке и осуществлении настоящей демократической реформы, как и предыдущих, принадлежит Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву, как в силу его конституционного статуса, в соответствии с которым он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, так и в личном плане, как пассионарный государственный деятель, полный стратегических инициатив». Все конституционные инициативы Первого Президента страны реализуются в интересах народа, опираются на прекрасное владение информацией о ситуации во всех сферах жизнедеятельности общества, настроениях отдельных групп населения, укрепления позиций страны в меняющемся мире. В своих выступлениях Н.А. Назарбаев неоднократно отмечал, что создается Конституция, в центре которой должен быть человек, независимо от его национальной принадлежности; она должна объединять народы, а не разъединять их. При этом последнее слово должно быть не за политиками, а за конкретным человеком, живущим в многонациональном Казахстане. Только в этом случае Конституция станет подлинно народной. В компетенции Президента республики имеются и иные действенные полномочия, позволяющие ему твердо выполнять функцию охраны Конституции. Они включают в себя руководство органами национальной безопасности и внутренних дел, Вооруженными Силами и иными силовыми структурами, прокуратурой. При Президенте действует Совет по правовой политике, Комиссия по правам человека и иные консультативно-совещательные органы. Именно указом главы государства учрежден пост Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. В деле защиты Конституции Президент страны взаимодействует с Конституционном Советом Республики Казахстан. За период действия Конституции РК 1995 года глава государства инициировал официальное толкование 13 статей Конституции и проверку конституционности 15 законов. В целях поднятия авторитета Основного закона и его востребованности каждым казахстанцем главой государства издаются специальные акты, например, фактически уже третья Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (утверждена Указом Президента республики от 24 августа 2009 года), а также Указ от 4 мая 2005 г. «О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан». Во втором документе был предусмотрен ряд мер, включающих поручения: Министерству юстиции - провести анализ итогов деятельности по развитию и приведению системы действующего законодательства в соответствие с нормами Конституции и внесение необходимых предложений; Министерству образования и науки - принять меры по повышению качества преподавания основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина; всем правоохранительным органам - обеспечить ежегодное проведение в августе-сентябре цикла занятий по изучению конституционных прав и свобод человека и гражданина и вопросам их соблюдения в деятельности сотрудников всех правоохранительных органов. Непременным знаком почтения главы государства перед Основным законом выступает повышение уровня празднования Дня Конституции, в частности, проведение в прошлом году военного парада. Тем самым Н.А. Назарбаев в очередной раз показал пример безусловного соблюдения и исполнения закона законов всеми государственными органами и силовыми структурами страны. Отдельные положения действующей Конституции Казахстана возникли именно на казахстанском тернистом пути конституционного строительства. Возникало множество острых ситуаций, требовавших от Первого Президента республики привлечения специальных знаний в области конституционного права и личного политического мужества. Отдавая дань Конституции как основе устойчивого развития государства и общества, Н.А. Назарбаев в докладе на Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Конституции 1995 года, сказал: «Ничего застывшего в мире нет. Но когда мы говорим о Конституции, мы должны быть очень внимательны, и присутствующие здесь, уважаемые юристы, я думаю, должны прислушаться к тому, что я говорю. Этот вопрос требует взвешенного подхода. Нельзя забывать о том, что в Конституции заложены основополагающие принципы существования нашего государства, и мы должны дорожить этими принципами». К слову, в конституциях многих стран уважительное отношение к основателям независимых государств, тем, кто стоял у истоков формирования ныне преуспевающих наций, совершенно обоснованно отражается в текстах основных законов, наименованиях стран, специальных присваиваемых парламентами персональных именах, символах и титулах, а также иных формах общественного признания.
Координирующая и арбитражная власть главы государства
«По моему мнению, необходимо, чтобы государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб», - так гид французской нации Шарль де Голль излагал свою конституционную доктрину, которая впоследствии отразилась в Конституции 1958 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |