|
|
|
Источник: *Парламента Республики Казахстан (www.parlam.kz)
09.06.2011 Депутатский запрос Премьер-министру: первым делом самолёты
«Как Вам известно, в результате аудита, проведенного Международной Организацией Воздушных Перевозок (ИКАО) на соответствие государственной системы контроля над обеспечением безопасности полетов и соответствие международным стандартам ИКАО, имевшего место в июле 2009 года, был выявлен ряд недостатков в системе гражданской авиации Республики Казахстан. В частности, были сделаны серьезные замечания по системе обеспечения надзора за безопасностью полетов. Решением Европейской Комиссии от 13 июля 2009 года авиакомпаниям Казахстана запрещен полет в страны Евросоюза. Казахстанские авиакомпании были включены в так называемый «черный список». Более того, в рейтинге стран, запрещенных летать в Европу, наша страна стоит на первом месте по количеству авиакомпаний (50), не соответствующим международным стандартам, согласно информации газеты «Financial Times» от 8 февраля текущего года. Авиаперевозчики Казахстана не могут летать в Европу до тех пор, пока уполномоченный орган - Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан не устранит все требования и не выполнит меры, рекомендованные ИКАО для обеспечения соответствия международным стандартам государственного контроля безопасности воздушных перевозок. Прошло уже 2 года, однако, ситуация с выходом из «черного списка» не улучшается, перспективы тоже не наблюдаются. По мнению специалистов, основной проблемой отрасли гражданской авиации является - несоответствие государственной системы надзора за безопасностью стандартам ИКАО. Суть проблемы: 1. В экспертном заключение ИКАО по результатам аудита КГА в 2009 году указывается, что организация государственного контроля за обеспечением безопасности полетов в Казахстане не позволяет государству осуществлять свои обязанности по надзору за безопасностью полетов. ИКАО выявило свыше 80 замечаний, из которых 2 наиболее существенных замечания требуют незамедлительных мер: • отсутствует надзор за летной годностью воздушных судов - сертификаты летной годности выдаются КГА без проведения необходимой технической инспекции воздушных судов; • выдача сертификатов эксплуатантам и дальнейший надзор за их деятельностью не соответствуют стандартам и требованиям ИКАО. 2. Разработан план корректирующих мер по устранению двух существенных замечаний, сроки исполнения которых были установлены до декабря 2010 года. Однако, КГА сдвинул сроки исполнения Плана во второй раз с декабря 2010 года на 3 - 4 квартал 2011 года. Следует отметить, что выполнение Плана не возможно без привлечения иностранных экспертов. Необходимость иностранных инспекторов будет заключаться в следующем: • Оказание помощи в разработке и внедрении правил, основанных на европейских стандартах (JAA и EASA); • Оказание помощи в разработке и внедрении процедур, включая руководство для инспекторов, контрольные перечни и формы для поддержания европейского уровня регулятивных требований; • Оказание помощи в разработке и внедрении учебных планов для инспекторов КГА, включая практические занятия, коучинг и развитие; • Оказание помощи в создании системы документации касательно выдачи сертификатов летной годности и сертификатов эксплуатантов; • Оказание помощи в разработке и внедрении программы эффективного проведения надзора и инспекций. 3. Ввиду отсутствия государственного финансирования в рамках реализации Плана АО «Эйр Астана» было вынуждено за счет собственных средств привлечь 5 иностранных инспекторов на период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года для работы в ДГП «Центр по обеспечению безопасности полетов», созданном КГА. За этот период руководство ДГП «Центр по обеспечению безопасности полетов» не обеспечило условий для передачи знаний и практического обучения со стороны иностранных инспекторов. С октября 2010 года квалифицированных инспекторов в Казахстане нет. 4. Авиационные власти Арубы письмом от 11.10.2010 г. уведомили КГА о намерении вывести воздушные суда, эксплуатируемые казахстанскими перевозчиками, из своего Регистра, в случае если подтвердится отсутствие прогресса в исполнении Плана. 5. Вне зависимости от решения авиационных властей Арубы сохраняется высокая вероятность включения всех авиакомпаний, без исключения, в «черный список» ЕС в связи с несоответствующим выполнением авиационными властями Казахстана Плана корректирующих мер. Такой поворот событий возможен по итогам ближайших заседаний Комитета ЕС по безопасности полетов в июле 2011 года. В случае реализации данного риска, возможны следующие последствия: • Высокая вероятность дальнейшего распространения запрета на полеты для казахстанских перевозчиков со стороны других стран-членов ИКАО (188 стран мира). В результате такого развития событий Казахстан может практически оказаться в блокаде; • Сокращение рабочих мест во всех авиакомпаниях и в сопутствующих организациях отрасли; • Потеря перспективы развития казахстанской авиации, полная зависимость от иностранных перевозчиков; • Снижение уровня транспортной инфраструктуры, что незамедлительно окажет резко отрицательный эффект на экономическое развитие государства. • Подрыв доверия международного сообщества. • Непоправимый ущерб Казахстану в канун двадцатилетия независимости. Для международного престижа и уважения Республики Казахстан необходимо срочное разрешение сложившейся серьезной ситуации. Присутствие Республики Казахстан в «черном списке» ставит Казахстан в один ряд с беднейшими странами Африки и Азии. Требуется неотлагательная помощь в организации Комитетом гражданской авиации надлежащего государственного контроля безопасности полетов, соответствующих международным стандартам ИКАО. Следует назначить первым руководителем ДГП «Центр по обеспечению безопасности полетов» опытного западного менеджера с соответствующей технической квалификацией. Кроме того, проведенный анализ показал, что существующий штат авиационных властей Казахстана в 51 человек существенно ниже, чем численность аналогичных ведомств стран ближнего и дальнего зарубежья, и это не позволяет им полноценно осуществлять возложенные на них функции. К примеру, численность авиационных властей Узбекистана - 250 чел., Украины - 400 чел., Польши - 350 чел., Чехии - 205 чел., Великобритании - 1100 чел., Монголии - 150 чел., России - 2005 чел. В связи с этим необходимо увеличить штат Комитета гражданской авиации с 51 до 70 единиц, а также штат РГП «Центр по обеспечению безопасности полетов» с 20 до 60 человек с финансированием его деятельности из средств государственного бюджета в размере 600-700 млн. тенге на 2012 год. Уважаемый Карим Кажимканович, в связи с вышеизложенным, прошу Вас принять срочные меры по выделению на срок не менее двух лет государственных средств около 450 млн. тенге в год для привлечения иностранных авиационных властей или подведомственных им организаций, в целях приведения государственного надзора в соответствие со стандартами ИКАО/EASA, а также принять специальное постановление Правительства по утверждению Инструкции по оплате заработной платы иностранным специалистам, так как сейчас существует проблема по оплате иностранных специалистов из-за боязни проверки соответствующих компетентных органов, которые могут привлечь за это к уголовной ответственности». Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова. Фото Сайлау Майлыбаева Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |