|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
14.06.2011 А. Даулбаев: Необходим механизм, блокирующий источники финансирования терроризма. Казахстан выступает за создание в рамках ШОС Антинаркотического центра
- Асхат Кайзуллаевич, как бы вы оценили вклад Алматинского совещания генеральных прокуроров государств - членов ШОС в дело обеспечения безопасности и стабильности в Центрально-Азиатском регионе? - Итогом встречи стало подписание протокола, в котором руководители надзорных ведомств подтвердили свои намерения по максимуму использовать все предоставленные в рамках ШОС возможности для усиления борьбы с современными угрозами региональной безопасности. Так, стороны договорились более тесно сотрудничать с Региональной антитеррористической структурой (РАТС) ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Дальнейшее развитие получили вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, связанным с транснациональной организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом и торговлей людьми, которые генеральные прокуроры договорились рассматривать в приоритетном порядке. Большая заинтересованность выражена участниками совещания и в разработке эффективных инструментов противодействия отмыванию доходов, а также согласованных процедур по возвращению активов, что станет действенным средством для блокирования незаконных финансовых потоков. Важнейшим пунктом повестки заседания стало дальнейшее укрепление сотрудничества в противодействии контрабанде наркотиков и оружия как одного из источников финансирования терроризма, экстремизма и сепаратизма. К сожалению, принимаемые меры не снижают остроты обсуждаемой темы, поскольку уровень наркотизации населения остается высоким, что во многом, как известно, обусловлено прохождением через территорию государств - участников ШОС каналов трафика афганского героина. Афганистан остается одним из серьезных источников глобальной наркоугрозы, что диктует необходимость выработки практических рекомендаций и плана совместных действий. Приведу несколько цифр. По оценкам экспертов ООН, в 2010 году в этой стране было засеяно опийным маком около 123 тысяч гектаров. Собрано 3 600 тонн опия-сырца, из которого получено примерно 340 тонн героина. При этом эксперты Центрально-Азиатского регионального информационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ) отмечают увеличение числа афганских героиновых лабораторий в приграничных районах центральноазиатских стран. Как следствие, около трети всех произведенных в Афганистане наркотиков проходят через страны региона и России. Очевидно, что одним лишь ужесточением таможенного и пограничного контроля проблему наркотрафика из Афганистана не решить. Необходимы радикальные меры по снижению объемов выращивания опиумного мака, в том числе путем уничтожения его посевов. - Все чаще проблема наркобизнеса рассматривается в неразрывной связи с незаконным оборотом оружия. Какие меры предусмотрены для противодействия этим двум крупнейшим видам транснационального преступного бизнеса? - Одной из эффективных мер можно считать совместные операции. К примеру, с 2003 года государствами - участниками ШОС регулярно проводится операция «Канал». На протяжении нескольких лет в ее рамках действуют организационно-штабной и оперативно-розыскной механизмы перекрытия наркотрафика из Афганистана. На наш взгляд, следует не только развивать подобные устойчивые механизмы взаимодействия, практиковать аналогичные мероприятия для борьбы, скажем, с той же незаконной торговлей оружием, но и расширять границы спецопераций, планомерно подрывая экономическую базу этого криминального бизнеса, в том числе путем выявления механизмов и способов отмывания денег. Составной частью сотрудничества также должен стать взаимный обмен оперативной информацией о лицах, причастных к международному обороту наркотиков и оружия, установленных каналах их транспортировки, легализации преступных доходов. Реальное содействие в этом может оказать тесное взаимодействие с ЦАРИКЦ. В безотлагательном решении в рамках ШОС нуждаются и многие проблемы, касающиеся расследования преступлений в сфере наркобизнеса. Главная сложность здесь заключается в отсутствии законодательного регулирования совместных оперативно-розыскных мероприятий. К примеру, сложно возбудить уголовное дело при проведении операции по методу контролируемой поставки, когда организатор контрабанды находится, скажем, в Казахстане, а его подельники - в других странах. Кроме того, осложняется возможность уголовного преследования преступников, являющихся гражданами других государств, которые не подлежат выдаче, в том числе и временной. При таких обстоятельствах следственные подразделения нередко вынуждены ограничиваться расследованием отдельных эпизодов преступной деятельности на территории одного государства. В итоге получается, что к уголовной ответственности в основном привлекаются курьеры, а организаторы, как правило, остаются недосягаемыми для правосудия. - С какими предложениями по повышению эффективности противодействия современным вызовам и угрозам выступила на форуме казахстанская сторона? - Мы предложили, во-первых, сформировать межгосударственные следственно-оперативные группы, специализирующиеся на борьбе с наркотрафиком. Во-вторых, создать постоянно действующие рабочие группы из числа представителей правоохранительных органов государств - членов ШОС, на которые следует возложить функции анализа и прогнозирования оперативной обстановки в приграничных регионах, выработки предложений по проведению совместных организационно-практических мероприятий. В рамках соглашения между государствами - членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, на наш взгляд, также целесообразно создать двухзвенный механизм решения этой задачи. В дополнение к действующему высшему звену - Совещанию - целесообразно учредить органы второго уровня - рабочие группы экспертов для более тесного и продуктивного сотрудничества между прокуратурами. Такой двухуровневый механизм может стать эффективной архитектурой сотрудничества и координации антинаркотической работы ШОС. Кроме того, казахстанская сторона выступила с идеей инициировать перед главами государств - членов ШОС учреждение постоянной структуры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - Антинаркотического центра, с возложением на него полномочий по координации действий правоохранительных органов и специальных служб, разработке специальных проектов. Также, на наш взгляд, целесообразной видится организация системы международных инспекций и наблюдателей по контролю над выращиванием наркосодержащих растений на территории Центральной Азии, по примеру ОБСЕ и ООН, постоянно осуществляющих мониторинг ситуации в регионе. - Большую озабоченность мировой общественности вызывает такая криминальная отрасль, как торговля людьми. Какая работа проводится для того, чтобы пресечь современную работорговлю? - Безусловно, преступления, связанные с торговлей людьми, являются одними из наиболее сложных и многогранных криминальных проявлений, таящими в себе высокую степень общественной опасности. К примеру, по прибыльности сексуальная и трудовая эксплуатация людей в странах Содружества находится на третьем месте после торговли оружием и наркотиками. Поскольку незаконный трафик людей в настоящее время все чаще принимает транснациональный характер, рассматривать эту проблему и искать пути ее решения нужно через призму комплексной борьбы с организованной преступностью. Казахстаном ратифицированы основные международные акты, продолжается работа по имплементации в национальное законодательство международных правовых актов, регламентирующих противодействие торговле людьми. Намечен комплекс мер по программе сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с современной работорговлей на 2011-2013 годы, утвержденной решением Совета глав государств СНГ в декабре прошлого года. Для усиления роли ШОС, думается, целесообразным будет рассмотреть вопрос об организации спецподразделений по противодействию торговле людьми, сформировать международный банк данных о лицах, причастных к этим преступлениям. Также следует изучить возможность создания единого межгосударственного банка данных о безвестно исчезнувших гражданах и неопознанных трупах. Использование этих информационных ресурсов может быть полезным в поиске и опознании жертв работорговли. С целью повышения эффективности этой работы мы также предложили обеспечить своевременный обмен информацией, в том числе о действующих преступных группировках, причастных к незаконному трафику людей, о применяемых ими методах и способах вербовки и вывоза граждан, шире практиковать проведение правоохранительными органами различных государств совместных оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий. Таково в целом наше видение перспектив дальнейшей борьбы с транснациональной организованной преступностью, расширением сотрудничества во благо сохранения стабильности в регионе ШОС.
Гурий ШЕДИН
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |