Вопросы экспертизы нормативных правовых актов
Т. Каудыров, директор института гражданско-правовых исследований КазГЮУ, д.ю.н., профессор
Насколько эффективна сейчас экспертиза НПА. Нужна ли она вообще - эти вопросы заботят меня как гражданина и эксперта, а также время от времени возникают во время обсуждения проблем экспертизы. Я не обладаю всей полнотой статистики и аналитики, чтобы достоверно ответить на эти вопросы, но попробую высказать свои взгляды, опираясь на собственный опыт. По моей личной статистике, из 238 проведенных экспертиз НПА 28 (примерно 12 процентов) было возвращено разработчикам, не допущено на дальнейшее рассмотрение с требованием доработки. Среди причин такого решения эксперта следующие недостатки представленных НПА: наличие грамматических и стилистических ошибок в тексте, препятствующее пониманию смысла НПА и потому создающее угрозу совершения коррупционных правонарушений при его применении; использование в обосновании представленного проекта еще непринятых НПА; наличие в проектах норм, противоречащих международным соглашениям с участием Казахстана; внутренние коллизии в тексте представленных проектов; определение компетенции должностных лиц с использованием слов «может», «вправе», «возможно»; предоставление должностному лицу излишне широких или неопределенных полномочий; отсутствие или нарушение правил конкуренции и состязательности; закрытый режим или отсутствие мотивировки определения претендентов на разные должности или места обучения. Я полагаю, что есть эксперты и более квалифицированные, чем я, и процент «выбраковки» ими непригодных НПА еще выше. Но, примем 12-15 процентов «отсева» незаконных и неудачных НПА за средний уровень. Представим себе ситуацию, когда эти 12-15 процентов стали бы действующими НПА. Кто ответит, какой вред законности и правопорядку принесли бы эти незаконные акты? Сколько коррупционных преступлений и правонарушений предотвратил эксперт своими решениями не допустить «опасные» НПА? Поэтому ответ сомневающимся в необходимости проведения научной правовой экспертизы НПА, я думаю, только один: независимая научная правовая экспертиза необходима сейчас, также будет необходима по мере продвижения Казахстана к подлинно правовому государству. Она уже сегодня приносит реальную пользу и альтернативы ей нет. В настоящий момент нет другого способа определения незаконных и потенциально коррупциогенных НПА. Важнейшим и, пожалуй, главным нормативным обоснованием необходимости проведения научной экспертизы является Закон РК от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах». В частности, статья 21 данного Закона, регулирующая вопросы внесения проекта нормативного правового акта в Мажилис Парламента РК и отзыв его из Парламента Республики Казахстан, устанавливает, что предоставляемые материалы по проекту должны содержать в числе прочих приложений и заключение научной экспертизы в случае ее проведения, и, при наличии, иные экспертные заключения. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|