|
|
|
Парадоксальный «принцип законности»
Алипа УТЕШЕВА
Реализация законов о третейских судах и о международном коммерческом арбитраже утвердит нишу соответствующих казахстанских судов в международной системе разрешения споров с помощью арбитражных судов. В настоящее время в Казахстане действует всего около 30 постоянно действующих третейских (арбитражных) судов - это мало для страны, интенсивно интегрирующейся в активное глобальное пространство. Известный теоретик международного и отечественного права, Председатель Казахстанского Международного Арбитража, директор НИИ частного права КазГЮУ, академик НАН РК, д.ю.н., профессор Майдан СУЛЕЙМЕНОВ уверен, что реализация Закона о третейских судах и Закона о международном коммерческом арбитраже, которые позволяют рассматривать споры как между резидентами, так и с участием нерезидентов, увеличит количество арбитражей. Более того, активная практика деятельности третейских (арбитражных) судов позволит также усовершенствовать эти законы с тем, чтобы третейские (арбитражные) суды Казахстана заняли достойное место в международной системе арбитражных судов. - Майдан Кунтуарович, какова сегодня тенденция разрешения споров третейскими судами республики? - В Казахстане по разным данным насчитывается около 30 арбитражей, периодически появляются новые. Создание нашего Казахстанского Международного Арбитража как раз отражает все проблемы, связанные с историей развития третейских судов. В истории арбитражного движения в Казахстане можно выделить три этапа. На этапе становления (1993-1999 г.г.) больших проблем в развитии арбитражных судов не было, и арбитраж планомерно развивался вплоть до 1999 г. Вот с этого момента наступил этап развала и уничтожения арбитражных судов (1999-2004 г.г.). Дело в том, что 1 июля 1999 г. был принят новый Гражданский процессуальный кодекс, в который не была включена норма о принудительном исполнении государственными судами решений третейских судов (в случае отказа сторон от его добровольного исполнения). После принятия ГПК судебная практика пошла вразнос. Чтобы исправить ситуацию, Верховный Суд принял Нормативное постановление № 14 от 19 октября 2001 г., которым обязал суды выносить определения о принудительном исполнении решений третейских судов. Однако под определенным давлением он вынужден был приостановить действие своего постановления. И только с принятием 28 декабря 2004 г. Закона «О третейских судах» и Закона «О международном коммерческом арбитраже» наступил так называемый этап возрождения третейских судов и арбитражей в Казахстане. Поэтому объективно сейчас можно говорить об активном развитии третейских судов (арбитражей) в Казахстане. Конечно, 30 постоянно действующих третейских (арбитражных) судов - это мало для нашей страны. Для сравнения, по различным данным, в той же Российской Федерации существует порядка 400 постоянно действующих арбитражных (третейских) судов. Там имеет место максимальное использование таких преимуществ этих судов, как оперативность разбирательства, доступность для понимания участников процесса, более низкие судебные издержки за счет рассмотрения спора только в «одной инстанции» и др. Но, пожалуй, наиболее важный аргумент в пользу третейского суда - формирование его состава самими спорящими сторонами, что обеспечивает более высокую степень доверия к арбитрам и высокий уровень профессионализма арбитров. Сегодня арбитражные соглашения являются стандартом во внешнеэкономических контрактах, а международный коммерческий арбитраж - доминирующим инструментом в разрешении споров между компаниями различных государств (в отличие от государственных судов), поскольку практически во всем мире арбитражные решения исполнить легче, чем иностранные судебные решения. Это связано главным образом с наличием сети международных соглашений, важнейшим среди которых является Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.), к которой Казахстан присоединился 4 октября 1995 года. - В нашей стране приличный сектор предпринимателей, работающих в ВЭД: им, в случае возникновения спора с иностранными партнерами, проще обратиться в арбитражный суд. - Да, бизнесу предпочтительнее отдавать споры на рассмотрение арбитражей, чем государственным (отечественным или иностранным) судам. В нашем Арбитраже примерно половина всех рассмотренных за последние годы споров - это споры с участием нерезидентов. Если спор рассматривается иностранным государственным судом или арбитражем, то казахстанская компания будет вынуждена судиться в другой стране, в другой правовой системе, в которой, естественно, лучше ориентируется ее контрагент. Если же спор рассмотрен казахстанским государственным судом, то исполнить его решение на территории другого государства будет достаточно сложно, ввиду отсутствия глобальной системы международных договоров, которые бы обеспечивали обязательность исполнения решений государственных судов на территории другого государства. Все эти и многие другие проблемы можно избежать, если использовать в контрактах как с казахстанскими, так и иностранными партнерами арбитражную (третейскую) оговорку Казахстанского Международного Арбитража и включить оговорку: «Любые споры и/или разногласия, возникающие из настоящего контракта (договора) или в связи с ним, подлежат окончательному урегулированию в Казахстанском Международном Арбитраже в соответствии с действующим Регламентом». Учитывая высокую квалификацию арбитров, КМА может проводить рассмотрение споров на английском языке, причем даже без привлечения иностранных экспертов. - В третейском разбирательстве большую роль играет авторитет юриста, к которому обращаются спорящие стороны. Где и как можно получить информацию об арбитрах и третейских судьях? - Совершенно верно, вы правы - качество арбитражного и третейского разбирательства зависит не только от тщательно проработанных процедурных механизмов, но и от квалификации арбитров. Поэтому список наших арбитров состоит из ведущих казахстанских и международных специалистов в области права, являющихся признанными авторитетами не только в научных кругах, но и среди практикующих юристов. В настоящее время арбитрами КМА являются более 130 высококвалифицированных специалистов, в том числе более 50 иностранных экспертов из 23 стран мира. Список арбитров носит рекомендательный характер и согласно требованиям ст. 9-1 Закона о международном коммерческом арбитраже постоянно действующий арбитраж должен вести реестр своих арбитров. Этот реестр должен размещаться в сетях телекоммуникации общего пользования и в средствах массовой информации для свободного ознакомления, например, на сайтах. Однако подобного требования нет в Законе о третейских судах. Вряд ли это справедливо, так как именно для третейского суда важно, чтобы граждане Казахстана знали о наличии такого суда, его месте нахождения, о его третейских судьях, имели свободный доступ к информации о постоянно действующем третейском суде. - Обязан ли третейский суд при вынесении решения соблюдать нормы Гражданско-процессуального кодекса РК? - Международный коммерческий арбитраж не обязан, это совершенно ясно, в Законе о международном коммерческом арбитраже, о гражданско-процессуальном законодательстве речь заходит только в случаях обжалования решения арбитража в компетентный суд, обеспечения иска и принудительного исполнения иска (подпункт 6) ст. 2, ст.ст. 23, 25, 31, 32, 33), то есть когда регулируется деятельность компетентного суда. Анализ норм закона о третейских судах позволяет сделать вывод, что и третейский суд в процессе арбитражного разбирательства не обязан руководствоваться нормами ГПК. Когда речь идет о принципе законности и необходимости соблюдать законы, имеется в виду материальное право. О гражданско-процессуальном законодательстве, так же как и в Законе о международном коммерческом арбитраже, говорится в случаях, когда регулируется деятельность компетентного суда - разграничение компетенции, обеспечение, обжалование, принудительное исполнение (подпункт 6) ст. 2; п. 3 ст. 32; п. 1 ст. 44; п. 3 ст. 48). Кроме того, гражданское процессуальное законодательство упоминается при совершении отдельных процессуальных действий. Например, полномочия представителя должны быть оформлены с соблюдением требований, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством (п. 2 ст. 27 Закона о третейских судах). О гражданском процессуальном законодательстве упоминается в ст. 23 Закона, посвященной возбуждению третейского разбирательства. Однако обратите внимание, как сформулирована статья: третейский суд, приняв исковое заявление, выносит определение о возбуждении третейского разбирательства, в соответствии со своим положением (регламентом) или нормами гражданского процессуального законодательства РК извещает стороны о месте его рассмотрения, предлагает ответчику представить письменный отзыв на исковое заявление. То есть применение гражданского процессуального законодательства касается очень узкого вопроса - извещение сторон о месте рассмотрения искового заявления, предложение ответчику представить письменный отзыв на исковое заявление. Кроме того, гражданское процессуальное законодательство предлагается как альтернативный вариант: в соответствии с положением (регламентом) или нормами гражданского процессуального законодательства. Следовательно, поскольку у каждого третейского суда есть свой регламент, в том числе у третейского суда, для разрешения конкретного спора (п. 2 ст. 20 Закона), то применять гражданское процессуальное законодательство третейский суд не обязан и не будет. Больше упоминаний о ГПК в Законе о третейских судах нет. Закон подробно расписывает всю процедуру третейского разбирательства без каких бы то ни было ссылок на ГПК. - Можно ли в таком случае утверждать, что действие Закона о международном коммерческом арбитраже шире норм ГПК? - Что же касается основного вопроса - порядка третейского разбирательства, то в соответствии с законом постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с регламентом постоянно действующего суда, если стороны не договорились о применении других правил. Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами (обычный суд «ad hoc» применяет регламент одного из постоянно действующих арбитражей или применяет регламент, специально созданный для судов «ad hoc», например, арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ). В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и Закона о третейских судах, правила третейского разбирательства определяются третейским судом (ст. 20 Закона). Таким образом, третейские суды в своей деятельности руководствуются своими правилами третейского разбирательства и Законом о третейских судах. Даже если есть вопросы, не решенные правилами и Законом о третейских судах, решение этих вопросов производится самим третейским судом. ГПК применяется только тогда, когда определяется деятельность компетентного суда и в отдельных незначительных случаях (их всего два), прямо указанных в Законе о третейских судах. Вопрос о сфере действия закона встает, прежде всего, в связи с обжалованием и исполнением решений арбитражных судов. Вопрос заключается в следующем: можно ли обжаловать решения иностранного арбитража, и распространяются ли нормы ГПК о принудительном исполнении на решения иностранных арбитражей? Несмотря на некоторую парадоксальность ответа, на первую часть вопроса следует ответить отрицательно, на вторую - положительно. Преамбула Закона о международном коммерческом арбитраже гласит: «Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности международного коммерческого арбитража на территории Республики Казахстан, а также порядка и условия признания и исполнения в Казахстане решений международного коммерческого арбитража». Обратите внимание, что все вопросы деятельности арбитража (значит, и обжалование его решений) касаются только международных коммерческих арбитражей на территории Республики Казахстан, и только к исполнению арбитражных решений оговорка «на территории Республики Казахстан» не применяется. Кроме того, признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей предусмотрено ст. 426 ГПК. В соответствии с преамбулой и подпунктом 1) ст. 2 Закона о международном коммерческом арбитраже понятие «арбитраж» означает «международный коммерческий арбитраж на территории РК». Поэтому в главе 45-1 ГПК речь идет об обжаловании решений международного коммерческого арбитража, действующего на территории РК. Но как обстоит дело с принудительным исполнением решений международного коммерческого арбитража? Статьи 425-1, 425-2, 425-3 ГПК касаются только международных коммерческих арбитражей на территории РК. Исполнение решений иностранных арбитражей подчиняется правилам Нью-Йоркской конвенции. Однако в ст. 3 Нью-Йоркской конвенцией закрепляется следующее положение: «Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, или те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений». Из этой статьи следует, что к исполнению иностранных арбитражных решений применяется национальное гражданско-процессуальное законодательство. Поэтому можно признать, что основанием для исполнения иностранного арбитражного решения является правило, установленное ст. 425 ГПК. Однако порядок должен быть таким же, что и установленный для исполнения решений национального арбитража. Поэтому нормы ст. ст. 425-1, 425-2, 425-3 ГПК должны применяться и для исполнения решений иностранных коммерческих арбитражей. - На чем же основывается третейский суд, осуществляя разбирательство? - В обоих законах наряду с другими принципами арбитражного разбирательства закреплен принцип законности. В Законе о международном коммерческом арбитраже принцип законности означает, что арбитры и арбитражи в своих решениях руководствуются только нормами примененного по соглашению сторон права. То есть может применяться также и право РК (подпункт 2) ст. 4). В соответствии с Законом о третейских судах принцип законности означает, что третейские судьи и суды в своих решениях руководствуются только нормами Конституции РК, законодательных и иных нормативных актов РК (подпункт 2) ст. 4). В Законе о международном коммерческом арбитраже больше о законности не упоминается, но в Законе о третейских судах - неоднократно (ст.ст. 6, 35, 36, 44). Таким образом, третейский суд обязан при вынесении решения строго соблюдать законы РК. Что касается принципа законности, то с ним связана одна проблема, которая на практике серьезно тормозит развитие третейских судов. Дело в том, что решение арбитража во всем мире можно обжаловать в компетентный государственный суд только по нескольким основаниям, которые носят характер процессуальных нарушений. Закрытый перечень таких оснований предусмотрен в ст. 31 Закона о международном коммерческом арбитраже. В Законе о третейских судах повторяются те же основания отмены решения третейского суда, однако добавлено еще основание - противоречие принципу законности (подпункт 5) п. 2 ст. 44 Закона). Возможность отмены решения третейского суда по основанию нарушения принципа законности противоречит сущности третейского разбирательства. Ведь принцип законности - это соблюдение всех нормативных правовых актов (подпункт 2) ст. 4 Закона о третейских судах). На практике это означает, что государственный суд вправе проверять законность решения третейского суда, то есть соответствие его законодательным и иным нормативным правовым актам. При этом надо помнить, что компетентный суд проверяет только законность решения. Он не должен вникать в существо спора, проверять обоснованность решения и его аргументированность и т.п. Тем не менее, государственный суд может отменить решение третейского суда в случае малейшего, на взгляд государственного суда, нарушения любого приказа министерства или любого решения районного акима. Не говоря о наличии большой коррупционной составляющей, это противоречит основному принципу третейского разбирательства: что оно не может быть пересмотрено по существу. На этом принципе построено третейское разбирательство во всем мире и это запрещено во всех международных документах. Недаром подобного основания отмены решения нет в Законе о международном коммерческом арбитраже, основанном на Типовом законе о международном торговом арбитраже ЮНСИТРАЛ. В конце концов, это просто унизительно, когда в Законе, написанном для иностранцев, нет таких ограничений, которые установлены для граждан Республики Казахстан. Таким образом, для дальнейшего успешного развития третейских судов в нашей стране надо в первую очередь исключить упоминание принципа законности из перечня оснований для обжалования решений третейских судов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |