|
|
|
Источник: Газеты «Око» (www.oko.kz)
14.07.2011 Проблема пассажирского транспорта в Алматы переходит все терпимые границы
Недавняя авария на перекрестке центральных улиц, когда автобус протаранил машину дорожной полиции, стала поводом для прокурорской проверки. Она выявила просто шокирующие факты пренебрежения жизнями пассажиров. За рулем все, кому хочется Чего стоит один только диагноз «олигофрения» у одного из водителей автобусов! При этом психическом заболевании человеку категорически запрещено садиться за руль любого транспортного средства. Каких только аварий с участием автобусов не было в южной столице в последние годы! Рейсовые машины сталкивались с грузовыми и легковыми автомобилями. Автобус падал с моста в речку, к счастью, без пассажиров. А про наезды на пешеходов и говорить не стоит - им нет числа. Недавно, например, водитель автобуса «Setra» на углу улиц Дуйсенбая и Тлендиева не справился с управлением, выехал на обочину и сбил двух пешеходов, которые позднее скончались в больнице. В состоянии наркотического опьянения водитель управлял автобусом маршрута № 29, принадлежавшим автопарку № 4, в салоне находилось 28 пассажиров. Факты нахождения за рулем нетрезвых или одурманенных наркотиками водителей, а также лиц, лишенных прав на вождение, неизменно выявляет любая проверка надзорных органов. В 2010 году по вине водителей пассажирских автобусов в Алматы случилось 114 дорожно-транспортных происшествий, в них погибли 7 человек, а 129 получили ранения. С начала этого года водители автобусов допустили свыше 500 нарушений правил дорожного движения. На руководителей автопарков составлено 36 протоколов об административных правонарушениях. Это в основном выпуск на линию неисправных автобусов, допуск к управлению лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Давно привычными стали выезды на линию предельно старых, нещадно коптящих и ревущих автобусов. Водители, чтобы заполучить побольше пассажиров, устраивают гонки между собой, многие так рвут с места, что пассажиры еле удерживаются на ногах. Часто автобусы стоят на остановках по 5-10 минут, а на недовольные голоса опаздывающих людей у водителей и кондукторов один ответ: у нас график. Тендер на доверии Во время проведения тендеров перевозчики рисуют благостные картины: у нас, мол, все условия и для межрейсового отдыха водителей, и для прохождения ими медицинского контроля перед выездом на линию, хорошие условия для ремонта машин. Кандидаты на перевозку пассажиров заверяют, что скоро приобретут новые автобусы, надо лишь немного «раскрутиться». Все это на деле оказывается фикцией. Значительная часть водителей даже не заезжает в свой автопарк. На ночь они ставят автобусы во дворах возле своих домов. Место за рулем часто доверяется молодым малоопытным водителям. Недавнюю аварию, в которой тяжелые травмы получил офицер дорожной полиции, совершил 22-летний шофер. Недавно на проспекте Сейфуллина 23-летний водитель наехал на пешехода, который скончался на месте. Контроль за состоянием выезжающих в рейс водителей, как правило, формален или отсутствует вовсе. Утром в диспетчерском пункте им вручают справки о прохождении медицинского осмотра и об исправности автобуса, якобы прошедшего технический контроль. Сотрудники прокуратуры при проверке журналов обнаружили, что сведения о прохождении медицинского осмотра внесены на несколько дней вперед. Например, 18 мая были внесены сведения, что водители Нурбаев и Ергалиев прошли медицинское освидетельствование 19 мая. Для водителей главное - как можно больше заработать, пусть при этом их смена продолжается непрерывно 12-14 часов. И не исключено, что свою долю от их прибылей имеют и те, кто организовал водителям такой режим. Интересно, как проверяют организаторы тендеров на автобусные маршруты наличие соответствующих условий для содержания машин у претендентов-перевозчиков? Похоже, купившись на их хвалебные в адрес самих себя слова, члены комиссии даже не выезжают на места для проверок. Потому что в большинстве автопарков база не отвечает санитарным требованиям, станция технического обслуживания представляет собой обычную яму. О людях здесь думают в последнюю очередь. Водители и кондукторы, а значительная их часть приехала из сельских районов, живут в тесном, без элементарных удобств, помещении. Что касается содержания машин, то здесь тоже никакого порядка. Многие перевозчики, вопреки обязательному требованию, не имеют резервных автобусов. Их машины часто ломаются, на линию выходит меньшее, чем по условиям тендера, число. Например, в день проверки из 20 автобусов маршрута № 136 10 находились в ремонте, проходили ремонт и все три резервных автобуса. Нормой стало преждевременное окончание работы автобусов, уже в 7-8 часов вечера. Причина тут ясна: вечером пассажиропоток меньше, работать невыгодно, к тому же элементарно устают водители после сверхнормативных часов за рулем. Кстати, за сверхурочную работу в выходные и праздничные дни водители дополнительной оплаты не получают. Что с этим делать? По результатам проверки состоялось расширенное заседание коллегии городской прокуратуры, на которой заместитель акима Алматы В. Долженков сообщил о начале работы по расторжению договоров с отдельными недобросовестными перевозчиками. Только принесет ли эта мера эффективный результат? Опыт прошлых лет оптимизма не вызывает. Старые автобусы так ведь и продолжат коптить городской воздух, просто сменятся их хозяева, да сядут за руль другие водители. Менять надо всю систему организации автобусных перевозок в городе. Очевидны три направления. Первое - организация специальной подготовки водительских кадров с их тщательным предварительным отбором и со ставкой на давно живущих в городе людей. Второе - обновление автопарка. Для начала надо установить в автобусах валидаторы, чтобы знать финансовое состояние автопарков и их возможности в плане покупок новых машин. Год назад горакимат пытался с помощью валидаторов сделать прозрачной выручку автопарков, но перевозчики встретили эту идею в штыки, пригрозили забастовкой - тем все и кончилось. Пора уже городской власти проявить силу и добиться своего, а заодно увеличить число муниципальных автобусов, слишком их мало в городе. Третье - создание единой диспетчерской службы по контролю за соблюдением графиков движения на всех автобусных маршрутах. Чем скорее станут приниматься эти меры, тем безопаснее будут для алмаатинцев и гостей города автобусные поездки. Виктор Крыгин
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |