|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
23.07.2011 В ЮКО нехватка бензина, а владельцы АЗС отказываются покупать ГСМ
Такая практика с позиции потребителей вызывает исключительно положительные эмоции. Применяется она не так уж и давно - не больше года - и регламентирует хоть какие-то понятные правила на загадочном рынке нефтепродуктов. Но для самих бизнесменов эти правила оказались неприемлемыми. Высокооктановый бензин мы покупаем в России. А там он намного дороже наших, установленных государством, розничных цен - примерно на 25-30 тенге за литр. В недрах нашей законодательной ветви власти ныне покоится с миром законопроект «Об обороте нефтепродуктов». Принять его на этой неделе пообещал премьер-министр Карим Масимов. Неделя кончилась, закона пока нет. Может, и к лучшему, поскольку сами ГСМщики считают его недоработанным. На юге Казахстана владельцы АЗС отказываются приобретать ГСМ на свободном рынке и просят внести изменения в проект нового закона об обороте нефтепродуктов. В противном случае, уверяют они, новый закон не защитит от повторения ситуации с нехваткой бензина и скачков цен на нефтепродукты. В настоящий момент, по данным председателя объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ОЮЛ и ИП) «Ассоциация «Жанар-Жагармай»» Кайыпбека Камбарова, примерно треть автозаправок области не имеет возможности работать. - Все поставщики и ресурсодержатели ждали, что с момента открытия границ стран Таможенного союза цены подрастут. Через операторов (фирмы, получающие от поставщиков выделенный по квоте бензин и распределяющие его по АЗС региона. - Авт.) в область поступает около 50-60 процентов ГСМ от необходимого объема. Остальное поступает через свободный рынок от других компаний; это, как принято называть, коммерческий бензин. Так вот, в этом месяце поставщики коммерческого бензина стали поставлять его оптом по 102 тенге/литр (было 94 тенге). И многие АЗС отказались брать его по такой цене - убыточно. Это первая причина уменьшения объемов ГСМ на розничном рынке. Кроме того, операторы в этом месяце из-за праздников заключили допсоглашение с поставщиками только 7-8 июля. Обычно допсоглашения заключаются в самом начале месяца, но в этот раз из-за праздников немного задержались. Вот и получилось, что коммерческий бензин перестали брать из-за того, что он подскочил в цене до 102 тенге, а операторский задержался и пришел только 12-13 числа, а распределять его стали 14 июля. Вот и вторая причина нехватки. Скажем так, что из 100 заправок около 30 не работало. А тут еще поднятие цен спровоцировал «Гелиос», потому что они работают на российской нефти, естественно, подняли цены, и некоторые АЗС, глядя на них, стали покупать по 102 тенге, а продавать по 105-110 тенге. Кое-кто поспешил заявить, что бензин есть, но его специально держат операторы, чтобы поднять цену. Сейчас мы подаем на них в суд. Если вы обвиняете, сначала надо проверить, чей это бензин - операторский или коммерческий. 14 июля ОЮЛ и ИП «Ассоциация «Жанар-Жагармай» направила письма на имя заместителя акима ЮКО и начальника Межрегиональной инспекции Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции по Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской области. «…на рынке имеются и другие поставщики, которые поставляют около 40 процентов недостающего ГСМ, но они в последнее время цены завысили до предельной: АИ-92 - 102 тенге, АИ-80 - до 84 тенге, дизтоплива - до 87 тенге. И владельцы АЗС отказались приобретать ГСМ на свободном рынке. Поэтому в конце июня полностью прекратились поставки со стороны этих поставщиков. На сегодняшний день имеется нехватка ГСМ и выделенные объемы недостаточны. В связи с вышеизложенным предлагаем регулировать цены для оптовых поставщиков…», - говорится в письме. - Сейчас есть такое предложение, кстати, весьма давнее - надо регулировать максимальную оптовую цену, - рассказывает Кайыпбек Камбаров. - Взять, к примеру, Россию. Если у нас рентабельность АЗС 10 процентов, то там до 40 процентов. Если у них цена бензина на заправке в пересчете 130 тенге/литр, то оптовая цена 100 тенге. То есть сейчас оптовые цены одинаковые у нас. А розничные… сами видите. Поэтому надо ограничить оптовые цены. Как я уже говорил, в конце июня компании, реализующие бензин на свободном рынке, предлагали по 102 тенге/литр. До этого мы получали по 94 тенге, и для АЗС по расходам - покупка плюс операторские ресурсотрудозатраты - он обходился примерно по 95,5-96 тенге/литр. У заправок маржа была около 6 тенге. Сейчас оптовая цена 102 тенге и розничная 102 тенге. Проблема сейчас только в том, что нет коммерческого бензина по приемлемой цене. Объемы есть, но цены… я не слышал, чтобы у какого-то поставщика цена была ниже 100 тенге/литр. Сейчас спрос несколько повысился, а бензина не хватает. Правда, некоторые АЗС берут и такой бензин, по 102 тенге... Здесь можно вставить врезку: «Как стало известно, «Гелиос» подал заявку в департамент по регулированию естественных монополий ЮКО о повышении розничных цен: АИ-92 - до 122 тенге/литр, АИ-80 - до 100 тенге/литр. До восьмого августа должно быть вынесено решение об удовлетворении или отклонении заявки». А вот тут надо призадуматься: тогда какой же бензин заливают в наши машины на заправках, где владельцы берут АИ-92 оптом по 102 тенге? Расходы АЗС (если владелец соблюдает все требования законодательства) на один литр составляют около 5-6 тенге. То есть, покупая и продавая бензин по 102 тенге (фантастика, конечно, но давайте просто представим), владелец несет очень ощутимые убытки. Ни один опытный предприниматель, а другие при жесткой, если не сказать жестокой, конкуренции на рынке ГСМ просто не выживут, на это не пойдет. Сразу вспоминаются очень упорные слухи, что некоторые, чтобы остаться на плаву в период подобных кризисов, просто разбавляют 92-й бензин 80-м. И на заправках в баки машин заливается максимум АИ-86, если не ниже. Дешевле 102 тенге/литр бензин АИ-92 только у тех компаний-производителей, которые находятся в списке Агентства по регулированию естественных монополий Казахстана (АРЕМ), в частности, это «ПетроКазахстан» и филиал российской компании «Литаско». Так, оптовая цена на АИ-92 у «ПетроКазахстан» составляет около 79 тенге/литр, АИ-80 отпускается по 65,93 тенге. У «Литаско» цены еще ниже, к примеру, АИ-80 отпускается по 53,53 тенге/литр. Вызывает интерес, чем руководствуется АРЕМ, определяя отпускные цены для этих компаний, почему такая большая разница. Остальные же поставщики ГСМ, не попавшие в сферу интересов АРЕМ, ставят цену, какую захотят, и, никто им не указ. События последних дней, когда оптовая цена сравнялась с розничной, ясно это показали. Через операторов в область поступает около 14 тысяч тонн АИ-92 и АИ-80. Потребность - около 30-32 тысяч тонн. И вот эту разницу поставляют через свободный рынок поставщики, которых никто не сдерживает в ценовом плане - они вправе назначить за свои ГСМ абсолютно любую цену. И даже закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», который в настоящее время находится на подписи у главы государства, не сможет исправить ситуацию. В нем просто не предусмотрена какая-либо регулировка оптовых цен. Даже если розничные цены на бензин в Казахстане сравняются с российскими, то есть достигнут уровня 125 тенге за литр АИ-92, закон абсолютно не помешает поставщикам поднять цену до 122-123 тенге/литр. В этой ситуации мелкий и средний бизнес, о широкой поддержке которого Казахстан вещает на весь мир, будет просто выдавлен с рынка ГСМ. Останутся только крупные компании, которые имеют собственный доступ к ресурсам, такие как «ПетроКазахстан», «Синойл», «Гелиос»… По мнению многих игроков рынка ГСМ, данный закон разработан для поддержки крупных компаний и ресурсодержателей. О чем, собственно, «Литер» писал уже не раз. - Ни о какой поддержке малого и среднего бизнеса не может быть и речи, нас просто уничтожат, - заявил один из владельцев АЗС. - Сейчас развития нет, мы выживаем. Операторский бензин получить трудно, его на всех не хватает. А коммерческий… это не цена, это издевательство. Сейчас рынок нефтепродуктов работает по модели нового закона, и эта модель привела к сегодняшней ситуации с дефицитом бензина. Как мы сейчас видим, этот закон, еще не вступив в силу, уже потерпел фиаско и обнажил много изъянов. Если он будет подписан, мы будем работать в таком цейтноте постоянно. Кто-то активно проталкивает этот закон, ставя свои интересы выше народных. Этому человеку или группе людей абсолютно наплевать, сколько будет стоить бензин на заправках, важно одно - собственная прибыль. Мы опять и опять повторяем: в случае принятия этого закона в выигрыше будет кучка поставщиков, ресурсодержателей и владельцев нефтебаз. В проиг-рыше - сотни владельцев АЗС и миллионы автовладельцев. Ограничение розничной цены и свободная оптовая цена - это нонсенс, который направлен на уничтожение конкуренции. Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |