|
|
|
28.07.2011 Чем конь Кенесары удивил Венеру Милосскую
Профессор Казахского национального университета искусств и автор скульптуры, известной в народе как «Чупа-чупс», Азат Баярлинов выступил с демаршем против новых столичных памятников. По его мнению, многие работы далеки от композиционного совершенства, унылы, а порой и анатомически дефектны. С корреспондентом «ЭК» профессор встретился на площади перед Министерством финансов. Он предложил оценить расположенный неподалеку памятник основателям казахского ханства Жанибеку и Керею. В глаза скульптору бросается короткая голень одного из ханов, из-за чего последний кажется несколько приплюснутым. - То, что сейчас происходит в области скульп-туры, вызывает лично у меня много вопросов и переживаний, - говорит Азат Баярлинов. - Есть ряд работ, которые вовсе вызывают у меня недоумение. Некоторые памятники, скорее, портят город, нежели его украшают. И это касается многих работ. Вообще, в скульптуре есть много направлений: кубизм, футуризм, авангардизм, реализм. Но есть такие памятники, которые, по сути, неудачны. Они откровенно слабые. Один из них - это памятник Абаю. С профессиональной точки зрения он невыразительный, фигура выглядит мешковатой. А еще памятник Абаю, как говорят скульпторы, не стоит. Физически он стоит, но в пластическом выражении скульптура падает. Нога подбита, и она словно заваливается. - Часто ли бывает, что эскиз памятника кажется удачным, а получившийся итог оставляет желать лучшего? - Это, конечно же, уровень исполнения. Эскиз может быть любым. Нафантазировать можно все что угодно. У меня вопрос к тому, как проходят конкурсы на изготовление памятников. Такое впечатление, что игра идет в одни ворота. Одни и те же люди ставят все подряд, в результате получаются слабые скульптуры. Например, монумент»?аза? елi». Что за птица украшает его вершину? Пластически она выглядит абсолютно не интересной. Я, конечно, понимаю, что эталонов не бывает. Даже среди автомобилей «Мерседес» ведь не эталон, утонченностью своих форм его превосходит «Майбах». А в искусстве тем более такого не бывает. Вещь может быть удачной либо нет. При возведении памятников сложилась такая ситуация, но почему-то все молчат - и искусствоведы, и архитекторы. А мне не безразличен вид города. Я, конечно, понимаю, что навлеку на себя гнев своих коллег, но молчать не могу. - Так что это - ошибка при утверждении эскиза или уровень исполнения? - Почему-то все обыватели думают, что памятники отливают в Китае. Ничего подобного. У нас в Караганде отливают памятники. Я сейчас привлечен к работе над скульптурой, которая будет украшать Покровский бульвар в Москве. Там будет установлен барельеф, посвященный Турару Рыскулову. Отливают в Москве по моим эскизам, утвержденным на художественном совете российской столицы. Требования, которые они предъявляют к тем, кто хочет изготавливать памятники, очень высокие. А у нас здесь только делай и ставь. И еще в последнее время придумали так называемые подарки городу. Поднесенный в дар бронзовый Бауыржан Момышулы похож на Чапаева. У монументального героя бурка развевается, он шашкой машет. Памятник очень эпатажный. Думаю, герою войны это бы не понравилось. Хотя должен сказать, что в Москве тоже бывают огрехи. Например, Церетели - это даже не скульптор, у него нет образования. Это дутая фигура.Бронза отливается по готовой форме. Чтобы сделать форму, художник должен слепить ее в мягком материале. И получится памятник, который будет выглядеть согласно заданной форме, а не иначе. Недавно был скандал с памятниками казахских ханов, у которых была китайская внешность. Я слышал, что китайские мастера сами лепили форму. Поэтому результат вполне естественен. Человек, который курировал проект, уже больше не возглавляет Союз художников Астаны. Он ушел из-за этого скандала. Чтобы не допустить такое в следующий раз, нужно контролировать весь процесс изготовления скульптуры. Во времена Советского Союза был художественный совет, который мог вовремя подсказать, дать рекомендации и даже мог не разрешить устанавливать памятник. У нас сейчас нет художественного совета. Существует госкомиссия по памятникам, но она не следит за процессом изготовления скульптуры.Например, на мосту стоят кони. Как можно поставить животных на дыбы таким образом, чтобы их гениталии бросались в глаза? Это недопустимо с эстетической точки зрения. Сразу вспоминается критика, которую высказал премьер-министр Карим Масимов, обративший внимание на непропорциональность памятника Кенесары… Вообще, если это айгыр-жеребец, то у него должны быть крупные гениталии. И ничего смешного в этом нет. У жеребца «хозяйство» должно быть нормального размера. Но аксакалы говорят, что обычно на жеребцах батыры в бой не шли. Жеребец мог подвести воина из-за своей любве-обильности. Обычно для ратного дела использовали кобылиц.Но дело не в этом. Я уже шесть лет ничего не делал в Казахстане. Пробиться через конкурс невозможно. И все старания будут безуспешны. Моя последняя работа - памятник «Древо жизни». Мне ее пришлось тысячу раз усовершенствовать в процессе работы. Это обычное дело. Должна быть самокритика. В стадии лепки, во время изготовления глиняной копии художественный совет должен смотреть, какой памятник получится. Сейчас утверждают эскиз, затем городские власти сразу принимают бронзовую работу. - Неужели, по-вашему, в столице нет хороших памятников? - Почему, есть. Например, Томирис на быке возле супермаркета «Рамстор». Великолепная работа. Эпическая, волнующая. Ее автор - россиянин из Новосибирска Даши Намдаков. Гениальный скульптор. Ну и моя работа мне нравится. Рустем ОМАРОВ, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |