|
|
|
Источник: Газеты «Московский Комсомолец в Казахстане» (www.mk-kz.kz/)
04.08.2011 Заработает ли в Казахстане частная финансовая инициатива?
Новое вино - в старые мехи До конца 2011 года в республике по госпрограмме форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) в строй войдет две сотни объектов. У столь бурных темпов развития промышленности есть и обратная сторона медали: он быстрее приближает Казахстан к инфраструктурному тупику. И это касается не только промышленных потребителей, но и населения. У нас нет ни скоростных железных дорог, ни автобанов международного класса, ни доступной связи, соответствующей передовым стандартам. На первый взгляд, в каждой из названных отраслей кипит бурная деятельность. Однако, по сути, она сводится к тому, чтобы реконструировать старые объекты и запустить несколько новых знаковых проектов. Основная же работа все еще лежит бременем на сооружениях советского периода. Иначе говоря, новое вино наливается в старые мехи. Чтобы преодолеть инфраструктурный тупик, нужны транспорт, связь, коммуникации совершенно нового поколения. А иначе промышленный рост просто захлебнется. Мы любим повторять, что Таможенный союз открыл отечественным предприятиям прямой доступ к 170-миллионному рынку рабочей силы. Но что проку будет в этом формальном доступе, если устаревшая инфраструктура не позволит обеспечивать быструю связь с потребителями? А на сооружение новой и современной требуются огромные деньги. Настолько огромные, что могут стать для государства разорительными. Но, с другой стороны, они же дают уникальный инвестиционный шанс, способный разогнать реальный сектор экономики. Станет ли создание инфраструктуры безнадежными для окупаемости затратами или же перспективными возможностями - зависит от выбора модели финансирования. Если все заботы по традиции возьмет на себя государство, то денег, несмотря на его ресурсы, все равно не хватит. В итоге сроки затянутся, и инфраструктурные объекты морально устареют ещё раньше, чем будут построены. Второй сценарий - массовое привлечение инвестиций через государственно-частное партнерство. В Казахстане известна только одна его форма - концессия. Схема такова: государство поручает частной компании построить за свой счёт объект и отдаёт его в пользование ей, пока не окупятся вложения.
Концессионные блины За рубежом в сфере концессий вращаются сотни миллиардов долларов, это один из самых популярных способов реализации масштабных инфраструктурных объектов. Чтобы пересчитать концессионные проекты во всем Казахстане, достаточно пальцев одной руки. Пожалуй, самый известный из них - строительство 150-километровой железной дороги Шар - Усть-Каменогорск. Она сократила расстояние между этими станциями на 311 км. Но главное - она связала Восточный Казахстан с центральным регионом страны: раньше сообщение между ними шло через российскую территорию. Дорогу строили с августа 2005 года до конца 2008 года. Этот проект - первый в истории отечественного государственно-частного партнерства - реализовали именно по концессии. Компания «Досжан темир жолы» построила дорогу, получив право ее эксплуатировать. К 2028 году, когда действие концессии закончится, железнодорожная ветка перейдёт в собственность государства. В течение оставшихся лет компания за счёт платы за пользование дорогой должна окупить свои инвестиции. Но первый концессионный «блин» едва не вышел комом. Строительство дороги оказалось гораздо более затратным, чем планировалось (что неудивительно, учитывая постоянное удорожание стройматериалов). Концессионер даже допустил дефолт, то есть просрочку платежа по инфраструктурным облигациям, с помощью которых привлекались деньги на строительство. Тем не менее дорога в конечном итоге все-таки построена, финансовая ситуация выправилась, получен ценный опыт. Основным уроком этого проекта стало осознание того, что нужно как можно четче регулировать как правовые, так и финансовые нюансы концессий. Другой железнодорожный проект, который реализуется по концессии, должен связать станцию Ералиево в Мангистауской области с поселком Курык на побережье Каспия. Этому населенному пункту прочат роль главных казахстанских «нефтяных ворот». Здесь появится порт, из которого пойдет на экспорт нефть, добываемая на главном месторождении страны - Кашагане. Протяжённость ветки Ералиево - Курык очень короткая - меньше 15 км, однако ее значение трудно переоценить: ведь по ней будут доставляться грузы для строительства порта, в том числе гигантских нефтяных терминалов. Концессию на проект строительства и эксплуатации дороги государство передало компании «Астана-АРЭК». Еще в 2009 году строительство торжественно стартовало, но затем его заморозили. Дело в том, что перенесли срок выхода «большой нефти» с Кашагана, а стало быть, пока нет необходимости и в ее транспортировке. Но рано или поздно дорогу строить придётся, тем более что в Курыке планируется возвести не просто порт, а целый город. Если говорить об уже построенных по концессии объектах, то ещё один пример - это пассажирский терминал международного аэропорта Актау. Его возвело ТОО «АТМ Групп», вложив $31 млн. По договору концессии компания «Батыс транзит» возвела межрегиональную линию электропередачи Северный Казахстан - Актюбинская область. Эта ЛЭП обеспечивает поставки доступной энергии для актюбинских промышленных предприятий. А вот концессионный проект строительства газотурбинной электростанции в Кандыагаше (Актюбинская область) по срокам серьёзно затянулся. Еще пять лет назад, в июне 2006-го, правительство утвердило план мероприятий по строительству станции. Специально под проект создали компанию «Кандыагашская ГТЭС». Станция мощностью 100 мегаватт рассчитана на работу на попутном газе с актюбинских нефтяных месторождений. Было разработано технико-экономическое обоснование, заключен договор концессии на 20 лет, по истечении которых станция станет государственной. Но вот источники финансирования до сих пор найти не удалось.
Деньги ваши - идеи наши Короче говоря, на сегодняшний день мы имеем всего лишь пять проектов государственно-частного партнерства на общую сумму 74 млрд. тенге. В масштабах республики это капля в море. Поэтому и разработана программа по развитию государственно-частного партнерства: она предусмотрена в Программе ФИИР. В ней поставлена амбициозная цель в течение предстоящих пяти лет реализовать не менее 15 проектов государственно-частного партнерства на общую сумму свыше 900 млрд. тенге. При этом правительство уточняет, что реализация программы не потребует финансирования из средств госбюджета. Иными словами, необходимо найти почти триллион тенге частных вложений. А для этого нужно очень сильно заинтересовать инвесторов.
Что же предлагает правительство? Во-первых, будет усовершенствовано законодательство по концессии. Это нужно, чтобы уточнить механизм выбора концессионера, а главное - определить подходы к формированию тарифов. Ведь тариф является краеугольным камнем всей системы концессии. Если он будет слишком низким, то инвестор не окупит свои расходы и, в конце концов, либо обанкротится, либо начнет экономить на эксплуатации объекта, то есть уронит качество обслуживания ниже плинтуса. Если же тариф окажется завышенным, то переплачивать придется даже не государству, а пользователям построенных по концессии дорог, электростанций, аэропортов и т.д. Во-вторых, в программе правительство вспомнило, что не концессией единой живо государственно-частное партнерство. А потому будут развиваться другие его формы. В частности, так называемая частная финансовая инициатива. Ее суть в том, что частные компании выполняют какие-либо работы или услуги, а государство их оплачивает. К примеру, инвестор за свой счёт устанавливает и обслуживает освещение на городских улицах, а акимат постепенно возмещает его затраты по долгосрочному контракту.
Тюрьмы - на откуп частникам? Удастся ли применить частную финансовую инициативу в Казахстане? Для этого нужно не только написать программу и закон. Придется, по большому счету, устроить своего рода революцию. Сейчас у нас все экономические и социальные объекты делятся на две категории: общественного пользования, принадлежащие государству, и частные на платной основе, принадлежащие коммерческим структурам (либо всё тому же государству). А должно будет возникнуть совершенно новое явление - объекты общественного бесплатного пользования, принадлежащие частным собственникам. Сейчас, по мнению авторов программы развития государственно-частного партнерства, законодательство сдерживает его внедрение именно в социальной сфере. И правительство намерено исправить ситуацию, вовлекая частный капитал в социалку. Государственно-частное партнерство будет использоваться для строительства объектов дошкольного, среднего, профессионально-технического и высшего образования (в том числе общежитий и другой инфраструктуры), здравоохранения и науки. Более того, в списке значатся даже пенитенциарные учреждения, то бишь тюрьмы и следственные изоляторы. Правда, непонятно, до каких пределов будет простираться концессия - остановится ли она на строительстве тюрем или же включит еще и их обслуживание. Кстати, опыт частных тюрем уже апробирован в некоторых странах. В Казахстане подобная идея тоже «вентилировалась», но широкой поддержки не получила. Как бы то ни было, проекты с внедрением государственно-частного партнерства в школах, больницах и тюрьмах, скорее всего, в ближайшее время останутся в разряде разовых экспериментов. Самые реальные перспективы и насущная необходимость в ГЧП - в тех сферах, которые связаны с Программой ФИИР. Это в первую очередь строительство транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры. Если исходить из сумм инвестиций, финансирование через государственно-частное партнерство должно стать уже не просто вспомогательным, а ключевым механизмом реализации первой индустриальной пятилетки. Ему же отведена роль основного инструмента для преодоления инфраструктурного тупика. Сагит Оспанов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |