|
|
|
Размышления о науке
Абдрахманов С. З. к. ю.н., доцент, полковник проректор по научной работе Карагандинской юридической академии «Фемида»
Наука, как и любая диалектическая категория, является динамично развивающейся отраслью. Следовательно, ей тоже присущи периоды подъёма, спада, застоя, депрессии. Ни для кого не секрет, что наука на сегодняшний день переживает не самые лучшие свои времена. Иностранные инвесторы и не думают вкладывать миллионы в развитие новых, не говоря уже о новейших экономических технологий. В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века Караганда была без преувеличении крупным научным центром. Только на угольную промышленность работала сеть научно-исследовательских институтов; КНИУИ, Гипроуглегормаш, институт «Гипрошахтстрой»,филиал КазВНИМИ (научно-исследовательский маркшейдерский институт).Одна только лаборатория предупреждения и тушения подземных пожаров КНИУИ провела колоссальную профилактическую работу,предотвратив ряд возможных взрывов метана и самовозгорании угольных пластов. Сегодняшняя попытка некоторых руководителей ВУЗов создать научно-исследовательские центры в своих учреждениях или даже перепрофилировать весь ВУЗ как научно-исследовательский институт невыполнима в силу ряда объективных обстоятельств. Во-первых,как говорится, кадры решают всё. Однако, где эти научные кадры, где ЭЛИТА- в хорошем смысле этого слова, которая сможет подобрать, отсортировать, воспитать, заинтересовать действующих и потенциальных научных сотрудников. Необходимо поднять статус научного сотрудника и законодательно закрепить. Министр образования и науки Бахытжан Жумагулов на коллегии МОН РК 19 января 2011 года отметил, что в год 20-летия Республики Казахстан мы вступаем с новой Государственной программой развития образования на 2011-2020г.г., а также новым законодательством в сфере науки, и в этом законодательстве должен быть особо выделен статус научного сотрудника. Научный сотрудник должен зреть уже в стенах Высшей школы. Только в самих ВУЗах можно отбирать и готовить научные кадры. Для этого необходима финансовая поддержка государства и собственная предпринимательская деятельность университета или института. Процесс трансформации высших учебных заведении может длиться от 5 до 10 лет. Всё зависит от правильно составленной программы и чётко составленных ожидаемых результатов на конкретном этапе трансформационного процесса. Сейчас можно говорить о « прорывных научных проектах».Можно представить в грамотно составленном формате. Эти проекты, могут, наверно, получить грант или ссуду в банках, но где 100% гарантия реализации этих проектов. Как потом отчитаться за грант или вернуть многомиллионные ссуды в банк? Отсюда и возникла, вероятно, формула предпринимательского университета. Во-вторых, у нас слабо развита система популяризации науки. На сегодняшний день можно говорить о нулевой информированности населения (в том числе и молодёжи) о реальных научных исследованиях, проводимых в стране. Представляется целесообразным создать специализированный телеканал по примеру «Discovery Science». Но это не реально для нашей страны, где не выделят ни средств, ни нужных специалистов и т.д. Подготовка и переаттестация научных кадров находится на переломном моменте. Об этом говорит положение из послания Президента РК о том, что «..с этого года прекращается деятельность 200 научных (диссертационных) советов, теперь будет вестись подготовка магистров и докторов PhD». Но эта подготовка будет являться образовательной базой для будущего работника и даст шанс для поступления на работу или остаться на своей должности. Разумеется, что и в магистратуре, и в докторантуре соискатели будут заниматься собственным исследованием, но значительный период обучения уйдет на получение академического образования. И это при том, что эти собственные исследования после академической степени магистра или доктора PhD благополучно канут в Лета. По крайне мере, в большинстве своём. Будут у нас на научном небосклоне такие МЕГАЗВЁЗДЫ, как Ч. Валиханов, А. Маргулан, К.И. Сатпаев и много других, имена которых тесно связаны с выдающимися достижениями в области науки и техники, культуры и исскуства.? И сколько Звёзд могут погаснуть, так и не проявив своих потенциальных возможностей. И сколько лжеучёных до поры, до времени будут праздновать свой бал, обводя вокруг пальца весь учёный мир. И вновь о реформах в области науки. Введение в нашей стране института магистратуры и докторантуры PhD придаёт этим реформам необратимый процесс. И на этом магистральном пути, главное, не сбиться с дороги. Для этого при разработке методики оценки научных исследовании необходимо будет, по нашему мнению, придерживаться следующих основных принципов; 1. Принцип перспективности, т.е. вычислить все возможные и ожидаемые результаты; 2. Принцип практического применения данного научного исследования; 3.Принцип т.н. «возрастного долголетия данного научного эксперимента. Ведь не секрет, что в век ускорения научно-технического прогресса моральное устарение какого -либо научного открытия неизбежно. Во избежание этого процесса учёный обязан постоянно работать над совершенствованием своего научного открытия или эксперимента. 4. Принцип программного обеспечения научных исследовании и полного финансирования по реализации этих программ со стороны государства
Оксфорд, Кембридж и другие образовательные и вместе с тем научно-исследовательские центры являются для нас образцом и недосягаемым научным Олимпом. И это понятно, если учесть их многовековой опыт и многомиллионные финансовые инъекции. Умело запущенный и налаженный механизм требует только определенной крректировки в связи с требованиями времени. Стремительно развивающийся научно-технический процесс и является направляющим вектором этой корректировки. Ну, а нам надо ещё создавать этот механизм, основными составляющими которого являются научно-материальная база и научные кадры. Это объективная сторона процесса, а субъектами являются государство и высшая школа, каждый из которых должен чётко знать и выполнять свои функции.
.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |