Необходимость психогигиены в медицинском вузе и ее организация
Профессор М.А. Асимов
Психогигиена относится к области гигиены, основной задачей которой является сохранение и укрепление психического здоровья (Карвасарский Б.Д., 1998). По утверждению других авторов, психогигиена является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997). С начала зарождения психогигиены отдельные ее задачи были связаны с распространением психологических знаний среди населения. В последние десятилетия психогигиена в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Выделяют несколько разделов и подразделов психогигиены: возрастная (психогигиена детства, подросткового, пожилого и старческого возраста); психогигиена труда и обучения; психогигиена быта; семьи и половой жизни; психогигиена соматических пациентов. Психогигиеническое воздействие направлено, в первую очередь, на санитарное просвещение населения путем диспансеризации пациентов, лиц с повышенным риском заболеваемости и находящихся в кризисных состояниях. Социальная направленность психогигиены - обеспечение «гигиенической зрелости» коллективов; разработка оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг (Карвасарский Б.Д., 1998). В современных условиях получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок студентов. Нагрузки крайне возрастают в сессионный период, когда отмечается дефицит времени, необходимость усваивать и повторять в сжатые сроки большой объём информации, повышенные требования к решению проблемных ситуаций, жёсткий контроль и регламентация режима (И. М. Соколова, 2001). В связи с этим организация психогигиенических мер среди студентов, с учетом особенностей стрессогенных факторов на каждом курсе, позволит сохранить психическое здоровье студентов. Основными направлениями в организации психогигиенических мер могут быть: 1. Мониторинг психического здоровья студентов: эпидемиологическое транскультуральное исследование заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических факторов, иммунологических, эндокринных и других факторов. В данном направлении разработана и утверждена научно-исследовательская программа в рамках НППК, с вовлечением нескольких кафедр университета. 2. Организация психогигиенической программы обучения. 3. Организация психогигиены быта студентов. Изучение особенностей бытовых условий, досуга и их влияние на психическое здоровье. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|