|
|
|
24.08.2011 Бизнес на вере
Автор: Татьяна КУАН, Алматы
С начала 2011 года в одном только Алматы из-за несоблюдения санитарных норм закрылись пять точек общепита, готовивших халальные блюда. В Павлодаре приказала долго жить стоматология для мусульман, а в Астане владельцы халал-такси поспешили убрать «дозволенную» приставку, дабы не смешить народ. Впрочем, поводов для сарказма у наших граждан еще много: на казахстанский рынок гордой правоверной поступью зашли халал-сауны, халал-СТО и халал-стройматериалы. Более того - для особо ревностных мусульман выпускаются халальные жвачки и мед.
От халала до харама Алматинец Леонид ДЕМЬЯНОВ принял ислам пять лет назад. Тогда же в его голове родилась идея выпускать мед с пометкой «Халал». То ли Аллах помог, то ли халальная этикетка, но дела мусульманина Лёни пошли в гору. Сейчас покупатели слетаются на его мёд как пчёлы. - Приставка «Халал», естественно, помогает, - говорит Демьянов. - Если стоит этот знак, люди покупают продукцию, не задумываясь, что в нее понапихано. Между тем, Леонид божится, что в его халальном меде «левых» примесей нет. Сладкую продукцию с именем Аллаха разливают только верующие работники, для которых алкоголь, сигареты и сквернословие - харам (запрет). Потому, уверяет Леонид, «аура его меда остается чистой». Теперь чистыми - без намека на кариес - будут и зубы правоверных мусульман. Всемирно известная торговая марка выпустила халальную жвачку. По словам менеджера по продажам Фархата ИСКАКОВА, верующие уже давно задаются вопросом: жевать или не жевать такой «бубль-гум»? - Из Южного Казахстана приходили письма с вопросом: может жвачка быть халальной или нет? Поэтому мы пошли навстречу потребителям и выпустили халальный товар, - пояснил Искаков. - Особенность этой жвачки в том, что она не содержит ингредиенты животного происхождения. Зато животные ингредиенты нашлись в халальной колбасе одного из алматинских ИП. В палочке полукопченой покупательница обнаружила… муху. По словам президента общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык СЕЙТКАЛИЕВОЙ, разгневанная женщина обратилась к ним за помощью, но предъявить насекомое производителю «богоугодной» колбасы правозащитники так и не смогли. - Оказалось, что производитель этой колбасы - никому не известный индивидуальный предприниматель, - пояснила Сейткалиева. - Мы отправили претензию этому ИП по его юридическому адресу, но потом выяснилось, что цех по производству сомнительной продукции уже закрылся. Смотало удочки и «халал-такси» в Астане. Столичная компания отказалась от приставки «Халал», даже не успев раскрутиться. А все потому, что известие о необычном такси заставило астанчан прикалываться: мол, халальные «бомбилы» колесят по столице с бородой до колен и пять раз в день во время намаза напрочь игнорируют «голосующих» клиентов. В Павлодаре халальная стоматология тоже приказала долго жить. Еще пару месяцев назад правоверных завлекали в зубной кабинет обещаниями ставить пломбы и протезы, соблюдая законы ислама. Теперь на месте халал-стоматологии - «нехалальное» ТОО. Предприниматели из Актау пошли еще дальше - открыли сервис-центр по оказанию строительных услуг под вывеской «Халал». На вопрос, что общего между ремонтом и исламом, сотрудник сервис-центра ответил до гениального просто: «Мы хотели зарегистрировать свой сервис как «Адал», но так как это название уже было занято, мы написали «Халал».
Брендовые идеи Сертификаты, дающие право товару или услуге называться халальными, выдает технический комитет по стандартизации «Халал», созданный шесть лет назад приказом Комитета по техрегулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК. По словам председателя техкомитета Марата САРСЕНБАЕВА, в основном в очереди за сертификатами стоят мясоперерабатывающие комбинаты. Только за последние восемь месяцев в Казахстане соответствующие документы получили пятьдесят фирм. Всего по республике действуют 500 таких предприятий. - Чтобы получить сертификат, предприниматель должен написать заявление, на основании которого мы отправляем на предприятие экспертов по «Халал», - пояснил Сарсенбаев. - Если это мясоперерабатывающее производство, мы обучаем персонал премудростям халального забоя. В частности, животное надо резать со словами «бисмилля ар рахмани рахим» («во имя Аллаха милостивого и милосердного»). Пользоваться при забое кувалдой и электрическим током запрещается, только ножом. Кроме того, нельзя использовать свинину, собачатину и мясо хищных животных. Если халальная продукция смешалась с нехалальной, надо либо промыть ее семь раз и почистить солью, либо отрезать ту часть, которая соприкоснулась с нехалалом. По словам Марата Сарсенбаева, халал перестал быть только лишь «правильной пищей». Это - образ жизни: отсюда и халальные стоматологии, СТО и сауны. А если к делу подойти с умом и верой, халальным может стать даже такси. Столичным горе-»бомбилам», советует председатель техкомитета, надо поучиться у киргизских коллег. - Когда я в Бишкеке впервые увидел такси с надписью «Халал», сначала долго смеялся, - рассказывает Сарсенбаев. - Но когда прокатился на нем, понял: почему бы и нет? В Киргизии халал-таксисты не курят, не ругаются матом, знают назубок Коран. Пассажиры во время поездки слушают суры. Такие услуги можно назвать халальными, но ведь многие используют это слово, даже не понимая его значения и уж тем более не зная всех тонкостей. По словам Сарсенбаева, «левые» халальные фирмы - как правило, однодневки, которые приходят на рынок с целью быстрого заработка, и чтобы не попасться на удочку, потребителю надо спрашивать у них сертификаты по «халал». Марат-ага и сам выезжает на такие предприятия, но зачастую, говорит он, их юридический адрес и телефоны - липовые. С проверками по халал-заведениям ездят и санитарные службы. В одном только Алматы зарегистрировано 35 точек общепита, работающих под вывеской «Халал». Материалы на пять заведений уже переданы в суд. Такие кафе и столовые, говорят проверяющие, зачастую не выдерживают даже самых элементарных санитарных норм. - Иногда и проверки не требуется - достаточно просто взглянуть на эти забегаловки, - сетует начальник отдела санитарно-гигиенического надзора за пищевыми объектами Департамента комитета госсанэпиднадзора по Алматы Валентина САЛАПОНОВА. - Часто они располагаются в каких-то убогих помещениях: возьмут здание в аренду подешевле, вывеску повесят и работают. - Халал - это в первую очередь чистота, - говорит наиб имам Центральной мечети Алматы Нурмухаммад ИМИНОВ. - Использовать знак «Халал» направо и налево нельзя. Уже даже халал-самса появилась в продаже. Но ведь оттого, что продавцы написали «Халал» и продолжают готовить ее в антисанитарных условиях, самса халальной не станет. Многие используют знак «Халал» как популярный бренд, это неправильно. Политолог Айдос САРЫМ уверен: обилие халальных вывесок - всего лишь рекламный трюк для доверчивых граждан. Пока есть спрос - будут и сомнительные халальные предложения. - Появилось очень много проходимцев, которые пытаются использовать доверие граждан в своих целях, - говорит политолог. - Я, например, знаю заведение, с одной стороны которого работает пивной ресторан, а с другой - халал-кафе. И там, и там подают одну и ту же пиццу. Выходит, кто-то кого-то обманывает. Между тем, в октябре в Астане пройдет вторая международная выставка «Kazakhstan International Halal Expo 2011», на которой отечественные предприятия представят свою лучшую халал-продукцию.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |