|
|
|
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (2018) Эксперт: Подопригора Р.А.
Проект Закона Республики Казахстан «О свободе совести и религиозных организациях» (далее проект Закона) разработан в целях реализации и обеспечения права на свободу вероисповедания, как одной из составляющих права на свободу совести, предусмотренного Конституцией Республики Казахстан. Задачами проекта Закона является совершенствование правовых основ деятельности верующих и религиозных объединений, соответствующих Конституции Республики Казахстан и международно-правовым актам, модернизация отношений между государством и религиозными организациями. Проект закона раскрывает, что включает в себя право на свободу вероисповедания; устанавливает принципы отношений между государством и религиозными организациями (отделение религиозных организаций от государства, равенство религиозных организаций, автономия религиозных организаций, сотрудничество государства и религиозных организаций); закрепляет права граждан и религиозных организаций, связанные со свободой вероисповедания; определяет организационно-правовой статус религиозных объединений, имущественные, трудовые и финансовые правоотношения религиозных организаций. Закон исключает существующие обязательные регистрационные и иные процедуры, которые ограничивали не только право на свободу вероисповедания, но и право свободно получать и распространять информацию, право на свободу объединения (отказ от проведения религиоведческих экспертиз, обязательной регистрации религиозных объединений, миссионеров). Принятие проекта Закона не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий и не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета. В результате принятия Закона будет достигнута значительная экономия финансов из-за исключения затрат, связанных с выполнением разрешительных, контрольных, экспертных функций государственных органов. Кроме того, сокращение контрольно-надзорных функций приведет к высвобождению государственных служащих, которые могут быть направлены в другие сферы государственного управления. Принятие закона будет способствовать укреплению духовно-нравственных основ казахстанского общества, вовлечению верующих граждан и их ассоциаций в общественные процессы, использованию значительного потенциала религиозных организаций в решении социальных проблем, оказания содействия государству в области образования и воспитания, здравоохранения и социальной защиты.
Концепция проекта закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (2018)
Эксперт: Подопригора Р.А.
1. Название проекта закона. Проект Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»[1].
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона. С момента приобретения независимости в Казахстане было принято два закона по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Первый закон – Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят 15 января 1992 г. В основе Закона лежали положения Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях». Закон закрепил новое отношение государства к религии, основанное на признании важности и ценности религии для общества, предоставил верующим и религиозным организациям большие правовые и иные возможности. Впоследствии в закон вносились поправки, одна часть из которых носила редакционный характер и имела целью привести закон в соответствие с нормативными правовыми актами, принятыми после него. Другая часть поправок имела целью расширение контрольных функций государства в религиозной сфере, упорядочение деятельности религиозных объединений. 11 октября 2011 г. в Казахстане был принят второй закон в религиозной сфере: Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Принятие данного Закона объяснялось необходимостью дальнейшего упорядочения деятельности религиозных объединений в связи с нарастающей угрозой терроризма и экстремизма, необходимостью противостояния деструктивным религиозным течениям. Закон 2011 года ввёл большое количество запретов и ограничений, как для верующих, так и для их ассоциаций. Многие положения Закона находятся в противоречии как с Конституцией Республики Казахстан, так и международно-правовыми актами, ратифицированными казахстанским государством. Практика применения Закона обнаружила большие проблемы в сфере соблюдения прав верующих граждан и религиозных объединений, зарегулированность и криминализацию многих действий, которые являются необходимыми для нормального удовлетворения религиозных потребностей. В настоящее время имеется острая необходимость в Законе, который направлен на создание условий для реализации прав различных субъектов в религиозной сфере, а не на обеспечение государственного контроля за верующими и религиозными объединениями. Создание благоприятного правового режима для удовлетворения религиозных потребностей граждан и деятельности религиозных объединений поможет государству справиться и с современными вызовами экстремистского и террористического характера.
3. Цель принятия проекта закона. Целью принятия законопроекта являются реализация и обеспечение права на свободу вероисповедания, как одной из составляющих права на свободу совести, предусмотренного Конституцией Республики Казахстан.
4. Предмет регулирования проекта закона. Предметом регулирования проекта закона будут являться общественные отношения в сфере реализации права на свободу вероисповедания, деятельности религиозных организаций, а также отношения, складывающиеся между государством и религиозными организациями. Закон не будет регулировать вопросы, связанные с атеистическими или иными убеждениями нерелигиозного характера.
5. Структура и содержание проекта закона. Проект закона будет состоять из 34 статей, распределенных по семи главам. Главы проекта будут посвящены общим положениям, основам отношений между государством и религиозными организациями; правам граждан и организаций, связанным со свободой вероисповедания; образованию в сфере религии; религиозным организациям; имущественным, трудовым и финансовым правоотношениям религиозных организаций; контролю за соблюдением законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях и ответственности за его нарушения.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере. Сведения о правовом мониторинге Закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях и других законодательных актов (Кодекса об административных правонарушениях), проведенного уполномоченными органами отсутствуют. Анализ законодательства проводился негосударственными организациями, в частности, Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности[2]. Результаты анализа учтены в настоящей концепции.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона. Нормы предлагаемого законопроекта будут способствовать полноценной реализации права на свободу вероисповедания в индивидуальной и коллективной форме. Верующие и религиозные организации получат правовые и иные возможности для удовлетворения религиозных потребностей и будут более интегрированы в процессы социально-экономического развития. Государство сможет использовать большой потенциал религиозных структур в области образования и воспитания, здравоохранения и социальной защиты, а также в деле решения многих других социальных проблем. Отрицательные социально-экономические последствия не предполагаются.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона. Принятие законопроекта предполагает внесение изменений в другие законодательные акты: Гражданский Кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Закон о некоммерческих организациях.
9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами. Предмет проекта закона не регламентируется иными нормативными правовыми актами.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта. Положения о праве на свободу вероисповедания (совести, религии, убеждений) присутствуют в конституциях многих государств мира. Что касается специальных законов, посвященных вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций, то в зарубежной практике присутствуют различные подходы. В одних государствах религиозные объединения специально не выделяются из разряда других организаций и подпадают под действие различных нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. В других –исторически религиозная деятельность охватывается понятием благотворительной деятельности, в связи с чем на религиозные организации распространяется действие законов о благотворительности. В третьих странах существуют специальные законы, посвященные деятельности религиозных объединений. Среди последних выделяются законы, которые регулируют деятельность религиозных объединений любой конфессиональной направленности или деятельность конкретных религиозных образований. К примеру, в странах с государственной религией или церковью имеются законы, посвященные доминирующим церквям. В Греции в 1977 г. был принят закон, утверждающий устав Греческой (православной) церкви. В Финляндии положение православной церкви регулируется актом парламента, а лютеранской – Церковным кодексом. В странах общего права нередки законы (статуты) также закрепляющие статус той или иной церкви. Акты различаются по своему назначению. Одни направлены на реализацию религиозных свобод, позитивную регламентацию религиозной активности, создание гарантий религиозной деятельности и индивидов и ассоциаций, другие – на создание механизмов государственного контроля в отношении верующих и их ассоциаций и сориентированы не столько на развитие, сколько на ограничение религиозных свобод. Такое различие зависит от многих факторов: типа государств, роли религии в обществе, конкретной религиозной ситуации, политического режима и др. Законодательные акты могут приниматься по самым различным вопросам, связанным с религией: религиозным свободам и религиозным организациям (Венгрия, Испания, Латвия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Франция, Чехия Швеция и др.); преимущественно признания религиозных организаций (Австрия); религиозного образования (Португалия); религиозной собственности (Словакия); финансирования религиозных организаций (Венгрия, Швеция); ношения религиозной одежды (Франция); религиозных браков (Великобритания, Швеция). Наряду с подходом, заключающимся в необходимости специального нормативного регулирования вопросов, связанных со свободой вероисповедания и деятельностью религиозных организаций, существует и другой подход, смысл которого в том, что государству не следует заниматься таким регулированием. Провозглашенные в международно-правовых актах и конституциях стран религиозные свободы должны реализоваться напрямую без дополнительного государственного регулирования. Для защиты религиозных свобод или влияния на противоправную религиозную деятельность существует достаточное количество мер административного или уголовного характера, которые могут применяться к верующим и их организациям, равно как к любым другим гражданам и их ассоциациям или к государству. Такой подход характерен, прежде всего, для стран англосаксонской правовой системы. Одним из примеров являются США с их первой поправкой к Конституции. Согласно этой поправке, «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее вероисповедание…». Все 50 штатов имеют в своих конституциях аналогичные положения. Однако речь в данном случае идет не о невозможности издания законов вообще, а о невозможности издания законов, устанавливающих или запрещающих религию, создающих препятствия для исповедания. В Великобритании, еще одной типичной представительнице англосаксонской правовой семьи, до недавнего времени не было специального закона, который закреплял бы общее право на свободное удовлетворение религиозных потребностей. Для гражданских, в том числе религиозных, свобод не требовалось специальных законодательных инструментов обеспечения и защиты. Но в 1998 г. был принят Акт о правах человека, который законодательно инкорпорировал Европейскую конвенцию о правах человека, положениями которой должны руководствоваться суды. В Великобритании, как и в подавляющем большинстве других европейских стран, отсутствует обязательная регистрация религиозных объединений, но если религиозная организация желает получать льготы по налогообложению, она может зарегистрироваться в качестве благотворительной организации в соответствии с Законом о благотворительности (1992). Специальные законы по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений отсутствуют и во многих странах континентального права, например, в Голландии, чей опыт серьезно учитывался при подготовке современного гражданского законодательства Республики Казахстан. На постсоветском пространстве такой закон отсутствует в Грузии. В других постсоветских странах такие законы имеются. В большинстве стран общей тенденцией является появление новых законов вместо принятых в начале 90-х годов актов прошлого века или внесении серьезных изменений в указанные акты. При этом одни страны (Латвия, Литва, Молдова, Эстония, Украина) в своих законах избегают чрезмерного государственного вмешательства в религиозную деятельность, принимают во внимание стандарты в области прав человека, но при этом учитывают свои национальные и исторические особенности. Другие страны (Белоруссия, Россия, центральноазиатские страны) возвратились или возвращаются к советской модели отношений между государством и религиозными объединениями, одной их особенностей которой является значительное государственное администрирование в религиозной сфере и контроль за религиозной деятельностью.
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона. Реализация данного законопроекта не повлечет финансовых затрат из государственного бюджета. Более того, принятие законопроекта приведет к значительной экономии финансов из-за исключения затрат, связанных с выполнением разрешительных, контрольных, экспертных функций государственных органов.
Эксперт: Подопригора Р.А.
ПРОЕКТ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ[3]» (2018)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования закона Настоящий закон регулирует отношения в сфере реализации права на свободу вероисповедания, деятельности религиозных организаций, а также отношения, складывающиеся между государством и религиозными организациями.
Статья 2. Цели закона Настоящий Закон гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики Казахстан, а также международно-правовыми актами.
Статья 3. Законодательство о свободе вероисповедания и религиозных организациях. 1. Законодательство Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных организациях состоит из Конституции Республики Казахстан, настоящего Закона и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов. 2. Не допускается издание государственными органами правовых актов, противоречащих настоящему Закону. 3. Настоящий закон не регулирует вопросы атеистических или иных убеждений нерелигиозного характера и не распространяется на деятельность атеистических или иных мировоззренческих организаций нерелигиозного характера.
Статья 4. Международные договоры Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных организациях, то применяются правила международных договоров.
Статья 5. Право на свободу вероисповедания 1. Каждый находящийся на территории Республики Казахстан имеет право на свободу вероисповедания, то есть право иметь, принимать или менять религию, исповедовать ее как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении, распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. 2. Право на свободу вероисповедания включает следующие свободы: 1) отправлять обряды, совершать богослужения и иных религиозные церемонии, проводить религиозные собрания, создавать и содержать места для этих целей; 2) распространять религиозные убеждения; 3) создавать и содержать благотворительные или гуманитарные учреждения; 4) производить, приобретать и использовать необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами, обычаями или убеждениями; 5) подготавливать, издавать и распространять публикации и иные материалы, связанные с удовлетворением религиозных потребностей; 6) преподавать и обучать по вопросам религии или убеждений; 7) запрашивать и получать добровольные финансовые и иные пожертвования; 8) готовить, назначать, избирать или освобождать руководителей религиозных организаций в соответствии с религиозными нормами; 9) организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой; 10) соблюдать религиозные праздники; 11) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и религиозными организациям на национальном и международном уровнях. 3. Право на свободу вероисповедания может реализовываться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. 4. Какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается.
Статья 6. Свобода вероисповедания и равенство граждан 1. Каждый равен перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. 2. Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии или возбуждение, связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством. 3. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии.
Статья 7. Религиозные убеждения и гражданские обязанности 1. Государство уважает религиозные убеждения верующих и, в необходимых случаях, принимает правовые акты, допускающие замену гражданских обязанностей, противоречащих религиозным убеждениям. 2. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной службой в случае, если несение военной службы противоречит их религиозным убеждениям. Порядок замены военной службы и прохождения альтернативной службы регулируется законом.
Глава II. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 8. Отделение религиозных организаций от государства 1. Религиозные организации не вмешиваются в деятельность государственных органов, а государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. 2. Религиозные организации не могут создавать политические партии или иные организации, преследующие политические цели или участвовать в их деятельности. 3. Деятельность государственных органов не может сопровождаться исполнением религиозных обрядов или проведением иных религиозных мероприятий. Государственные служащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования отношения к религии, использовать его в целях создания предпочтений или препятствий для религиозных организаций и верующих. 4. Отделение религиозных организаций от государства не означает ограничения избирательных прав членов религиозных организаций и доступа их на государственную службу, равно как ограничения прав государственных служащих в зависимости от их отношения к религии.
Статья 9. Равенство религиозных организаций 1. Все религиозные организации равны перед законом. Никакая религия или религиозная организация не пользуется никакими преимуществами или предпочтениями по отношению к другим. 2. Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими её, а также между различными религиозными организациями.
Статья 10. Автономия религиозных организаций Государство признает внутренние нормы и правила религиозных организаций и право руководствоваться ими в своей деятельности при условии соблюдения законодательства.
Статья 11. Сотрудничество государства и религиозных организаций 1. Государство и религиозные организации сотрудничают в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, благотворительности. 2. Государство может оказывать помощь религиозным организациям в содержании культовых зданий и иного имущества, представляющего историческую и культурную ценность, проведении религиозных мероприятий, имеющих общественное значение.
Статья 12. Уполномоченный орган по связям с религиозными организациями 1. Уполномоченный орган по связям с религиозными организациями создается в системе исполнительных органов власти. 2. Уполномоченный орган: 1) разрабатывает предложения для государственных органов по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций; 2) координирует деятельность государственных органов по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций; 3) изучает и анализирует религиозную обстановку, ведет банк данных о религиозных организациях; 4) обеспечивает государственные органы информацией, необходимой для принятия решений по вопросам вероисповедания и религиозных организаций; 5) содействует осуществлению сотрудничества между государством и религиозными организациями; 6) готовит проекты нормативных правовых актов в сфере регулирования деятельности религиозных организаций; 7) оказывает содействие в религиоведческой подготовке государственных служащих.
Глава III. ПРАВА ГРАЖДАН И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СВЯЗАННЫЕ СО СВОБОДОЙ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Статья 13. Религиозные обряды, богослужения, собрания и церемонии 1. Граждане и религиозные организации вправе основывать и содержать места для проведения религиозных обрядов, богослужений, собраний и церемоний, а также места, почитаемые последователями той или иной религии (места паломничества). 2. Богослужения, религиозные обряды и иные церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, в местах паломничества, в зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на правах собственности, аренды или на иных основаниях, на кладбищах и в крематориях, а также в квартирах и домах граждан. 3. Граждане и религиозные организации имеют право совершать религиозные обряды и церемонии и участвовать в них в воинских частях, в организациях здравоохранения, в социальных учреждениях, в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы. Администрация указанных организаций должна обеспечивать реализацию прав граждан на свободу вероисповедания и оказывать содействие в приглашении религиозных служителей, в определении времени, места и других условий проведения богослужения, обряда и церемонии. Религиозные обряды и церемонии проводятся с учетом соблюдения режимных правил, установленных в организациях, указанных в настоящем пункте. 4. В иных случаях, не указанных в п. 2 и 3 настоящей статьи, публичные богослужения и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций. 5. Совершение религиозных обрядов и иная религиозная деятельность свободны и не подлежат ограничениям при условии уважения прав и свобод граждан, в том числе неверующих граждан, и соблюдении законодательства.
Статья 14. Религиозная литература, предметы и материалы религиозного назначения 1. Граждане и религиозные организации вправе приобретать и использовать религиозную литературу, а также предметы и материалы религиозного назначения по своему усмотрению. 2. Граждане и религиозные организации имеют право издавать, производить, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, предметы и материалы религиозного назначения. 3. Религиозные организации вправе использовать средства массовой информации. 4. Цензура религиозной литературы, предметов и материалов религиозного назначения запрещается.
Статья 15. Миссионерская деятельность 1. Миссионерская деятельность, то есть деятельность по распространению религиозного учения путем религиозной пропаганды, просветительства, благотворительности и иных форм допускается при условии уважения убеждений представителей других религий и неверующих граждан. 2. Не допускается миссионерская деятельность, связанная с насилием, обманом или совершением других незаконных действий.
Статья 16. Благотворительная и культурно-просветительная деятельность 1. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную, культурно-просветительскую деятельность как самостоятельно, так и через благотворительные и культурно-просветительские организации, в том числе создаваемые самими религиозными организациями. 2. Религиозные организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) для осуществления благотворительной, культурно-просветительской и иной социально полезной деятельности.
Статья 17. Международные связи и контакты 1. Граждане и религиозные организации вправе на групповой или индивидуальной основе устанавливать и поддерживать международные связи и личные контакты, включая выезды за границу для паломничества, участия в собраниях, съездах, конференциях и других религиозных мероприятиях. 2. Религиозные организации могут направлять граждан за границу для обучения в религиозных учебных заведениях и принимать в этих целях иностранных граждан.
Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕЛИГИИ
Статья 18. Право на религиозное образование и воспитание 1. Каждый имеет право на воспитание и образование в соответствии с религиозными убеждениями. 2. Дискриминация в сфере образования по религиозному признаку не допускается. 3. Родители или лица, их заменяющие, вправе воспитывать и обучать своих детей в соответствии со своими убеждениями. 4. Не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии. 5. Граждане, обучающиеся в организациях образования, созданных религиозными организациями и зарегистрированных государственными органами, пользуются льготами, предоставленными обучающимся в соответствии с законодательством об образовании. 6. Религиозное образование и воспитание может проводиться в частном (индивидуальном, семейном) порядке, в религиозных организациях или в организациях образования с учетом требований настоящего закона.
Статья 19. Религиозное образование в частном порядке. Каждый имеет право на религиозное образование индивидуально или совместно с другими без создания специальных образовательных организаций или их посещения.
Статья 20. Религиозное образование в государственных организациях образования. 1. Государственные организации образования отделены от религиозных организаций. 2. Допускается преподавание религиоведческих дисциплин в государственных организациях образования на добровольных началах. 3. Администрация государственных организаций образования обязана уважать религиозные убеждения обучающихся и создавать режим веротерпимости в учебных заведениях.
Статья 21. Религиозное образование в негосударственных организациях образования. 1. Религиозные организации могут создавать негосударственные организации образования, предоставляющие религиозное и (или) светское образование. 2. В случае создания негосударственной организации образования, предоставляющей светское образование, она подлежит лицензированию в соответствии с требованиями законодательства. 3. Религиозные организации свободно предоставляют религиозное образование в созданных ими организациях образования. 4. Религиозные организации могут в целях образовательной и воспитательной деятельности создавать внутренние подразделения без регистрации в государственных органах. 5. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, учрежденных другими (нерелигиозными) организациями.
Глава V. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 22. Религиозные организации Религиозной организацией для целей настоящего закона признается организация, созданная в порядке добровольного изъявления гражданами или учрежденная религиозной организацией (религиозными организациями) для удовлетворения религиозных потребностей и интересов.
Статья 23. Виды религиозных организаций 1. Религиозными организациями признаются местные, региональные или республиканские религиозные организации, религиозные учебные заведения, религиозные центры, а также иные организации религиозной направленности, учреждаемые гражданами или религиозной организацией (религиозными организациями). 2. Местная религиозная организация является первичным звеном в системе религиозных организаций и действует в пределах области, города республиканского значения или столицы. Местная религиозная организация может создавать филиалы, представительства в других административно-территориальных единицах. 3. Местные религиозные организации могут создавать региональные или республиканские религиозные организации. 4. Региональные и республиканские религиозные организации могут создаваться действующими иностранными религиозными организациями или центрами, зарегистрированными в соответствии с законодательством страны их нахождения. 5. Региональные и республиканские религиозные организации могут создавать свои филиалы и представительства.
Статья 24. Регистрация религиозных организаций 1. Регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции. 2. Религиозные организации не обязаны проходить государственную регистрацию. Незарегистрированные религиозные организации не являются юридическими лицами и не могут вступать в правовые отношения. 3. Местные религиозные организации образуются по инициативе не менее десяти совершеннолетних граждан. 4. В случае создания местной организации в качестве подразделения действующей региональной или республиканской религиозной организации для государственной регистрации необходимо решение органов действующей региональной или республиканской религиозной организации о включении создаваемой организации в свою структуру. 5. Религиозные организации не обязаны входить в структуру действующих региональных, республиканских или иностранных религиозных организаций. 6. Религиозные организации, зарегистрированные в органах юстиции, вправе создавать духовные учебные заведения и другие религиозные организации. 7. Государственная регистрация, перерегистрация, отказ в регистрации осуществляются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 25. Ликвидация религиозной организации 1. Религиозная организация ликвидируется в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Республики Казахстан. 2. Религиозная организация не может быть ликвидирована в случае, если количество её членов стало менее десяти.
Статья 26. Устав религиозной организации 1. Зарегистрированная в качестве юридического лица религиозная организация осуществляет свою деятельность на основании устава, в котором должны содержаться: 1) наименование; 2) местонахождение органа управления; 3) вероисповедная принадлежность; 4) цели, виды и территория деятельности; 5) структура, порядок формирования, компетенция и сроки полномочий органов управления; 6) порядок приема и исключения членов (в случае наличия членства); 7) источники образования имущества; 8) порядок внесения изменений и дополнений в устав; 9) порядок реорганизации и ликвидации. 2. Вероисповедная принадлежность определяется учредителями(ем) религиозной организации. 3. Порядок приема и исключения членов указывается в случае создания религиозной организации в порядке волеизъявления граждан. Под членами в целях настоящей статьи понимаются учредители и специально принятые в организацию верующие в соответствии с уставом организации. Членство в соответствии с религиозными нормами регулируется внутренними нормами религиозных организаций. 4. Структура религиозной организации, порядок формирования, компетенция и сроки полномочий органов управления могут определяться с учетом внутренних норм религиозных организаций. 5. В уставе религиозной организации не могут содержаться положения, противоречащие Конституции и действующему законодательству Республики Казахстан.
Глава VI. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ, ТРУДОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья 27. Собственность религиозных организаций 1. Собственностью религиозных организаций являются здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, деньги и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. 2. Религиозные организации имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счёт собственных средств, пожертвованное физическими, юридическими лицами или переданное государством или приобретенное по другим основаниям, не противоречащим законодательству Республики Казахстан. 3. Право собственности в многозвенных религиозных организациях (региональных, республиканских) определяется в соответствии с уставами этих организаций. 4. Религиозные организации вправе обращаться за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями и получать их.
Статья 28. Религиозные здания (помещения) 1. Религиозные организации вправе использовать для своих целей как культовые, так и иные здания (помещения). 2. Государственные органы, в компетенции которых находится планирование застройки территорий, должны предусматривать в планах застройки объекты религиозного назначения.
Статья 29. Пользование имуществом, являющимся собственностью других лиц 1. Граждане и религиозные организации используют здания (помещения), территорию и иное имущество, предоставляемое им на договорных началах государством, негосударственными юридическими и (или) физическими лицами. 2. Граждане и религиозные организации могут на безвозмездной основе использовать имущество, принадлежащее другим собственникам. 3. Передача религиозным организациям и использование ими объектов и предметов, являющихся памятниками истории и культуры, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. Государство может оказывать материальную помощь религиозным организациям в реставрации культовых зданий и предметов, представляющих историко-культурную ценность.
Статья 30. Коммерческая деятельность религиозных организаций 1. Религиозные организации в соответствии с законодательством и своими уставами вправе учреждать коммерческие юридические лица. 2. Деятельность юридических лиц, созданных религиозными организациями, должна быть связана с целями деятельности религиозных организаций. 3. Религиозные организации в целях хозяйственного обеспечения своей деятельности могут создавать внутренние хозяйственные подразделения без права юридического лица или заниматься таким обеспечением непосредственно.
Статья 31. Трудовые правоотношения граждан в религиозных организациях 1. Религиозные организации вправе принимать на работу граждан в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |