|
|
|
Л. Лашун, кандидат э.н., профессор, университет «Туран»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ОСНОВАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Предмет и метод бухгалтерского учета, его принципы Бухгалтерский баланс, счета и двойная запись и их взаимосвязь Счета синтетического и аналитического учета и их взаимосвязь Классификация счетов бухгалтерского учета Характеристика Типового плана счетов бухгалтерского учета Инвентаризация и порядок ее проведения Учетная политика хозяйствующего субъекта
Предмет и метод бухгалтерского учета, его принципы
В условиях развития рыночной экономики значительно усилены роль и значение бухгалтерского учета, поскольку практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной и достоверной экономической информации, которую даст четко налаженная система бухгалтерского учета. В связи с переходом Республики Казахстан на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО), существенно возрастает значимость бухгалтерской информации для принятия соответствующих управленческих решений, что напрямую связано с дальнейшим развитием теоретических и методологических положений учета. Теория бухгалтерского учета является общей основой организации системы учета, которая, базируясь на законодательных актах, положениях, экономических дисциплинах, рассматривает основополагающие принципы бухгалтерского учета, теоретические учетные категории, отвечающие современному уровню экономики и управления. Она позволяет изучать по данным финансовой отчетности, системы синтетического и аналитического учета, имущественно-финансовое положение предприятий, концепции управленческого и финансового учета, понять, как формируется и применяется бухгалтерская информация для подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решении, определения тактики и стратегии в управлении предприятием и его дальнейшим развитием. В Республике Казахстан на сегодняшний день действует система хозяйственного учета, в которой выделены взаимосвязанные виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский и налоговый. Оперативный учет осуществляют на местах производства работ, выполнения различных хозяйственных функций и процессов (участок, отдел, цех, склад), поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные оперативного учета используют для повседневного текущего руководства и управления предприятием (учета выработки, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, наличия материальных запасов и др.). Оперативный учет прерывен во времени, надобность в нем возникает по мере необходимости. Он служит для повседневного контроля за деятельностью предприятия, является системой регистрации отдельных фактов определенных хозяйственных операций, непосредственно в момент их совершения в целях получения систематической информации о ходе производства (учет явок и неявок на работу, учет выездов автотранспорта и т.п.). Основное требование оперативного учета - быстрота получения сведений. Статистический учет изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, науки, образования и др. Он собирает и готовит информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, складывающихся ценах на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и др. С его помощью изучают явления. Которые носят обобщающе-массовый характер в различных областях экономики, количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистика использует данные как оперативного, так и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов, как в денежном выражении, так и в натуральных показателях. Поэтому в бухгалтерском учете имеет место сплошное, постоянное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных средств, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженности как самому предприятию, так и другим организациям. Кроме того, осуществляется непрерывность во времени отражения происходящих хозяйственных процессов, происходит как бы постоянное наблюдение и отражение хозяйственных операций, связанных с движением основных средств, производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, расчетов, кредитов, заемных средств и т.п. В бухгалтерском учете существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности, обусловленное взаимной зависимостью совершающихся фактов. Так, к примеру, поступление выручки от реализации продукции увеличивает наличие денежных средств в кассе или на текущем счете в банке, но в то же время подтверждает факт уменьшения готовой продукции на складах предприятия; выплата заработной платы работникам из кассы наличными денежными средствами подтверждает уменьшение задолженности работающим, а также уменьшение денежных средств в кассе. Бухгалтерский учет представляет собой систему документального непрерывного наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия и контроля над ней, то есть систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях предпринимателей и организаций, регламентированных законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, действующими стандартами и учетной политикой предприятий (ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»). Этот вид учета является строго документальным, поскольку каждая бухгалтерская запись производится только на основании специально оформленного документа, что повышает контрольное значение бухгалтерского учета, его достоверность и правдивость. Он является важным звеном развития рыночной экономики, что способствует лучшей организации управления, прогнозирования и анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия. Для наиболее эффективного использования этой информации в управленческих целях необходима такая система организации и ведения бухгалтерского учета, которая должна быть ориентирована на использование передовых методов учета. Как и у любой науки, у бухгалтерского учета свои предмет и методы, а также принципы его построения. В качестве основных принципов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми он осуществляется, можно выделить следующие: Непрерывность. Любое предприятие рассматривается как непрерывно действующий и функционирующий субъект. Предполагается, что он в состоянии продолжать свою работу из года в год, будет и в дальнейшем функционировать в течение неопределенного периода и что у него нет ни намерения, ни необходимости в значительном сокращении масштаба деятельности, ни тем более в ликвидации, если только отсутствуют факты, подтверждающие обратное; Начисление. В бухгалтерском учете доходы признаются и отражаются в финансовых отчетах тогда, когда они заработаны, а расходы - когда они понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены; Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах хозяйствующего субъекта, должна быть понятна всем пользователям; Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий хозяйственной деятельности; Существенность. Этот принцип означает, что информация подразделяется на существенную и несущественную. Существенной считается информация, если ее отсутствие (пропуск или искажение) может повлиять на экономическое решение; Достоверность. Информация является достоверной, если в ней отсутствуют существенные ошибки или предвзятость, и на нее могут положиться пользователи; Нейтральность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть нейтральной и надежной; Осмотрительность. При принятии хозяйственных решений, необходимых для оценки в условиях неопределенности, требуется соблюдение степени предосторожности, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены; Завершенность. Информация в финансовых отчетах в целях обеспечения достоверности должна быть полной; Сопоставимость. Чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой - от одного отчетного периода к другому. Последовательность. Принятая методология и выбранные методы учета не должны меняться до тех пор, пока не возникнут веские для этого причины; Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователей правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результате финансово-хозяйственной деятельности, движении денежных средств субъекта; Своевременность. Информация должна формироваться и предоставляться своевременно, однако, не в ущерб надежности. Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность предприятия. Можно еще сказать, что предметом бухгалтерского учета является собственность субъекта, движение его активов (хозяйственных средств) и источников их образования (пассивов) в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Под хозяйственной деятельностью предприятия следует понимать совокупность тех хозяйственных процессов, которые осуществляет предприятие в силу специфики своей деятельности. По этому признаку все предприятия можно подразделить на две категории - производственные и непроизводственные. К производственным относятся такие виды предприятий, в которых осуществляется процесс производства, то есть вырабатывается какая-либо продукция или же выполняются какие-либо виды работ или же оказываются какие-то услуги, требующие выполнения определенных технических или технологических операций, например, услуги связи. К непроизводственным предприятиям относится та их часть, в которой отсутствует производственный процесс. Примером таких предприятий могут быть предприятия торговли, некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации и т.д.). В производственных предприятиях хозяйственная деятельность представляет собой совокупность трех хозяйственных процессов обеспечения (снабжения, заготовления), производства и реализации (продажи). В непроизводственных предприятиях из-за отсутствия процесса производства хозяйственная деятельность представляет собой совокупность только двух хозяйственных процессов, а именно процесса обеспечения (снабжения, заготовления) и процесса реализации (продажи). Процесс обеспечения (снабжения, заготовления) означает, что при его осуществлении происходит покупка необходимых предприятию запасов в виде сырья и материалов, обеспечение предприятия рабочей силой, то есть наем работников тех профессий и уровней квалификации, которые необходимы именно конкретному предприятию, а также покупка тех видов основных средств в виде рабочих, силовых или других видов машин и оборудования, в которых нуждается именно это предприятие. Данный процесс связан с возникновением расчетных взаимоотношений с поставщиками, подрядчиками, транспортными организациями и т.п. за приобретаемые у них ценности, работы или услуги. Основными задачами этого процесса являются: определение фактической себестоимости заготовленных запасов в виде товарно-материальных ценностей и расходов по их заготовлению и приобретению; контроль за выполнением договорных обязательств всеми поставщиками. В фактическую себестоимость заготовленных материалов включают стоимость самих материалов по цене приобретения и расходы по приобретению (железнодорожный тариф, стоимость погрузо-разгрузочных работ и др.). Процесс производства означает, что в нем объединяются предметы труда в виде сырья и материалов, из которых производится продукция, средства труда в виде эксплуатации машин и оборудования и других видов основных средств, а также труд работников предприятия, результатом чего является выработка новых видов продукции, для изготовления которой данное предприятие было создано. Примерами производственных видов предприятий могут быть заводы, фабрики, строительные организации и т. п. В результате процесса производства выполняется основная задача предприятия: изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ. Все затраты, связанные с производством продукции, образуют ее себестоимость. Процесс реализации означает, что в нем происходит продажа либо результатов процесса производства, то есть произведенной продукции, работ или услуг, а в непроизводственных предприятиях это может означать перепродажу приобретенных товаров в торговых предприятиях или же оказанных услуг в других видах предприятий этой сферы (медицинских, образовательных и т.д.). Этот процесс предполагает возникновение расходов предприятия в связи с упаковкой, сортировкой, транспортировкой продукции или товаров, предназначенных для реализации, а также с получением выручки от их реализации. При осуществлении этого процесса предприятие возмещает понесенные в процессе производства и реализации расходы и получает определенный доход от продажи продукции, работ или услуг. Любой хозяйственный процесс представляет собой совокупность множества хозяйственных операций, которые предприятие вынуждено осуществлять по мере их совершения. Под хозяйственной операцией понимается любое движение в составе активов, пассивов или одновременно как в составе активов, так и в составе пассивов. Например, если предприятие покупает необходимые ему материалы, то происходит одновременно следующее: с одной стороны увеличивается наличие материалов в результате их покупки, что означает движение в составе активов, а с другой стороны возникает долг (обязательство) перед поставщиком, то есть происходит движение в составе пассивов (обязательств). Состав активов и обязательств предприятия отражен в Типовом плане счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185. В связи с тем, что любая хозяйственная операция затрагивает движение активов, пассивов или же одновременно и активов и пассивов, то каждый из них является объектом бухгалтерского учета. Поэтому можно утверждать, что объектами бухгалтерского учета являются: хозяйственные средства - средства в сфере производства, в сфере обращения, средства непроизводственной сферы; источники хозяйственных средств - источники собственных и привлеченных средств, нераспределенный доход; хозяйственные процессы - обеспечение, производство, реализация и т.д. Существенное значение при организации бухгалтерского учета имеет отражение в учете хозяйственных средств и процессов при помощи учетных измерителей: натуральных, трудовых, денежных. Натуральные измерители (кг., м, шт., м3 и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и др. С помощью натуральных измерителей осуществляют контроль за объемом процесса обеспечения, производства и реализации, соизмеряют и анализируют производственные данные с отчетными показателями. Натуральные измерители используют для выражения объектов учета в единицах массы, объема, длины по видам, сортам, размерам. Трудовые измерители (час, день, месяц и т.п.) позволяют определить затраченное на производство время. На их основе формируют задания, начисляют заработную плату, рассчитывают производительность груда. С помощью трудовых измерителей в сочетании с натуральными устанавливают норму выработки, осуществляют контроль за использованием рабочего времени и фонда оплаты труда. Денежный измеритель является обобщающим, так как через тенге и тиыны (или другую валюту) определяют объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее отраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляют сметы, производственные отчеты и баланс предприятия. Его применяют для обобщенного отражения хозяйственных средств (активов), источников их образования (пассивов), хозяйственных процессов и результатов хозяйственной деятельности в единой денежной оценке. Применение в бухгалтерском учете всех трех видов учетных измерителей во взаимосвязи обеспечивает полное и разностороннее отражение учитываемых объектов, получение обобщенных показателей не только по предприятию, отрасли, но и в целом экономики республики. Под методом бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется сплошное, непрерывное наблюдение, изучение и исследование бухгалтерской информации. Элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, оценка, калькуляция, бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, инвентаризация и финансовая отчетность. Документация как элемент метода бухгалтерского учета представляет собой способ первичной регистрации хозяйственных операций и обоснование правильности бухгалтерских записей, поскольку ни одна из них не может быть сделана без соответствующего документа. Документ - это письменное подтверждение факта совершения хозяйственной операции, на основании которого она принимается для отражения в бухгалтерском учете. Документ можно еще назвать материальным носителем информации, содержащим в зафиксированном виде факт совершившейся хозяйственной операции, оформленной в установленном порядке. При помощи документа обеспечивается достоверность учета, появляется возможность осуществления анализа, предварительного и последующего контроля. Одним из важнейших требований к документам является своевременность их составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и результатами его работы. Под оценкой в бухгалтерском учете понимается способ выражения в денежном измерении активов и обязательств предприятия на определенный момент времени. По отношению к разным видам активов и обязательств могут применяться разные виды оценок. Иногда это может быть одновременно несколько совершенно разных их видов. Так, например, по отношению к основным средствам применяются одновременно такие виды оценок, как их фактическая стоимость, ликвидационная стоимость, балансовая (остаточная) стоимость, амортизируемая стоимость и справедливая (рыночная) стоим ость. По отношению к запасам используется в основном оценка по их фактической стоимости приобретения, но вместе с тем в зависимости от принятой в учетной политике предприятия они могут оцениваться по методу средневзвешенной стоимости, по методу идентифицированной стоимости или по методу ФИФО. Дебиторская и кредиторская задолженности оцениваются по суммам, указанным в тех документах, на основании которых они возникли. Калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета является способом исчисления себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении. Себестоимость производимой продукции складывается из материальных, трудовых затрат, затрат на управление, уплаты предприятием налогов и других видов расходов, которые может нести предприятие в процессе осуществления своей деятельности. Оценка, полученная в результате калькуляции, служит основанием для оприходования продукции по ее фактической себестоимости. Эти данные используют при анализе хозяйственной деятельности предприятия. Счета и двойная запись в качестве элемента метода бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый отдельный вид актива и обязательства (пассива) открывают отдельный счет. Двойная запись как способ отражения хозяйственных операций применяется для учета всех хозяйственных процессов, происходящих в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Двойная запись представляет собой способ отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, имеющих денежную оценку и вызывающих взаимосвязанные изменения в составе хозяйственных средств, их источников и хозяйственно-правовых отношений. Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета, взаимосвязанные хозяйственными операциями, - корреспондирующими. Перед отражением хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета составляют счетные формулы - бухгалтерские записи (проводки или корреспонденции счетов), указывающие, на каких счетах должны быть произведены записи. Указание дебетуемых и кредитуемых счетов и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской записью (проводкой), которая составляется только на основании документов. В зависимости от корреспондирующих счетов различают сложные и простые бухгалтерские записи (проводки). Бухгалтерская запись, которая состоит из одного дебетуемого и одного кредитуемого счета называется простой, а, состоящая из одного дебетуемого и нескольких кредитуемых, и, наоборот, из нескольких дебетуемых и одного кредитуемого счета, называется сложной. Бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении предприятия) как элемент метода бухгалтерского учета представляет собой способ экономической группировки и обобщения информации о состоянии активов, обязательств и капитала в денежном выражении на определенную дату. Он делится на разделы и статьи. По своему строению бухгалтерский баланс представляет двухстороннюю таблицу, состоящую из активов, отражающих состав и размещение хозяйственных средств (краткосрочные и долгосрочные активы), и пассивов, отражающих источники образования этих средств и их назначение (краткосрочные и долгосрочные обязательства, собственный капитал и резервы). Таким образом, можно утверждать, что бухгалтерский баланс представляет одновременно не только элемент метода бухгалтерского учета, но и одну из важнейших форм финансовой отчетности. Отчетность предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период (месяц, квартал, год). Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчетах и балансе, основывается на данных синтетического и аналитического учета. Как бухгалтерский баланс, так и финансовую отчетность составляют после соответствующей группировки и обработки счетов бухгалтерского учета. Систематический, ежедневный учет начинается с переучета - инвентаризации. На этом этапе надо переписать на отдельный лист или в книгу все имущество, деньги, то, что мы давали в долг, и, наконец, то, что должны сами. Каждый конкретный вид имущества (письменный стол, пальто и т.д.) подвергается аналитическому учету, группа средств, объединенных по однородному признаку (мебель, одежда и др.), составляет предмет синтетического учета, обобщением которого следует считать баланс. Между инвентаризацией и составлением баланса лежит оценка - способ выражения имущественной единицы в деньгах. Дав инвентарные номера перечисленному по описи имуществу, и проведя денежную оценку, можно составить баланс. Поэтому можно утверждать, что инвентаризация представляет собой способ проверки соответствия фактического наличия имущества и его соответствие данным текущего бухгалтерского учета. Ее целью является уточнение фактического состояния дел для последующего контроля за сохранностью средств, обеспечение реальных учетных показателей. Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой способ проверки соответствия фактического наличия имущества (основных и денежных средств, материальных ценностей, финансовых обязательств) в натуральном выражении данным бухгалтерского учета. В процессе инвентаризации выявляют и устраняют неточности в учете, которые могут возникнуть в результате естественной убыли, пересортицы, порчи, хищения ценностей, ошибочных учетных записей и по другим причинам. Поэтому при помощи инвентаризации контролируют сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяют полноту и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Бухгалтерский баланс, счета и двойная запись и их взаимосвязь
Принципы построения и структура бухгалтерского баланса, его форма и содержание. Для обеспечения оперативного руководства деятельностью предприятия необходимы сведения об имеющихся на предприятии ресурсах, их состоянии, размещении и использовании, а также об источниках их формирования. Такие сведения, обобщенные и сгруппированные в определенном порядке, получают с помощью бухгалтерского баланса. Баланс - один из элементов метода бухгалтерского учета, а также одна из форм финансовой отчетности, показывающая финансовое состояние и состоит из двух разделов активы, пассивы (обязательства и капитал). Активы - ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод. Обязательства - существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды. Капитал - доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств (ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности). Термин «баланс» происходит от двух латинских слов: bis - дважды и lanx - чаша весов. Отсюда баланс дословно означает равенство, характеризуемое двумя чашами весов, находящимися в равновесии. Балансовое обобщение информации позволяет свести частные показатели в целую взаимоувязанную систему обобщенных данных, в которой каждый объект рассматривают с двух точек зрения. Именно это свойство баланса и объясняет его широкое применение в учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обобщения и принятия управленческих решений, ориентации предприятий в рыночной экономике. Существует огромное множество видов балансов, в том числе баланс материальный (натуральный), денежный (бухгалтерский), рабочего времени и т.д. Принципы построения и структура бухгалтерского баланса Достижение успеха в управлении предприятием (организацией, учреждением) во многом зависит от достоверности и полноты сведений о средствах, которыми располагает это предприятие, и из каких источников сформированы эти средства. В целях обеспечения сопоставимости такие сведения должны быть представлены в обобщенных денежных показателях по состоянию на определенную дату, но для полноценного изучения состава средств и источников их формирования необходима их экономическая группировка. Все эти сведения получают при помощи бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс представляет собой определенный способ группировки на определенную дату в денежной оценке хозяйственных средств по составу и функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной деятельности, а источников этих средств - по целевому назначению. Источником составления бухгалтерского баланса является Главная книга. Графически баланс изображают в виде таблицы, состоящей из двух частей: актива и пассива (в современной литературе вместо слова «пассив» часто используют словосочетание «собственный капитал и обязательства»). Активом называют ту часть баланса, в которой сгруппированы хозяйственные средства; пассив (собственный капитал и обязательства) представляет собой группировку источников образования хозяйственных средств. Такое распределение средств и источников их образования обеспечивает главную особенность баланса - равенство итогов актива и пассива: Такое равенство называют балансовым уравнением. Само по себе это равенство не содержит в себе никакой информации о финансовом положении предприятия, но соблюдается всегда, если только не допущена ошибка при составлении баланса. Итоги по активу и пассиву баланса называют валютой бухгалтерского баланса. Каждая из групп активов предприятия и источников их образования в балансе представлена отдельной балансовой статьей. Иными словами, статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Балансовая статья является основным элементом бухгалтерского баланса. Однородные статьи баланса объединяются в группы, а группы - в разделы. В основу группировки статей бухгалтерского баланса заложены следующие принципы: - для статей актива - сроки действия активов; - для статей пассива - принцип формирования пассивов и сроки их погашения. В разделе «активы» баланса показаны состав, размещение, использование хозяйственных средств, а в разделе «пассивы» - обязательства и капитал, т.е. источники образования и целевое назначение средств. Бухгалтерский баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных документами. Для составления баланса используются Главная книга, журналы-ордера, а также регистры аналитического учета. Баланс состоит из следующих 5 разделов: По активам: I. Краткосрочные активы II. Долгосрочные активы По пассивам: III. Краткосрочные обязательства IV. Долгосрочные обязательства V. Капитал и резервы Для сравнения в таблице баланса приводятся показатели на конец и начало года. Для механизированной обработки баланса каждая статья таблицы кодируется. По каждому подразделу актива и пассива подсчитываются итоги. Активы должны быть равны пассивам, так как в них показываются одни и те же средства, но с разной точки зрения (задолженность поставщика затрагивает статью обязательств и статью денежные средства на одну и ту же сумму). На основании баланса судят о финансовом положении организации, то есть о наличии экономических ресурсов, принадлежащих организации, и противопоставленном им капитале. Финансовое положение можно определить только на какой-то момент времени (в соответствии с законодательством на 31 декабря отчетного года). Финансовое состояние хозяйствующего субъекта можно вычислить, используя следующее уравнение:
Активы = Обязательства + Капитал.
Это уравнение называется, в международной системе бухгалтерского учета балансовым уравнением. Обе его части обязательно должны быть равны между собой. Характеристика активов предприятия Активы предприятия (хозяйственные средства) составляют: Средства в сфере производства - это средства труда и предметы труда, которые принимают непосредственное участие в процессе производства. К ним относят: - основные средства - это средства труда (здания, машины, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инвентарь и др.); они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что позволяет предприятию включать их стоимость в себестоимость продукции, работ и услуг частями, в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по принятым нормам; - нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения, обладающие стоимостной оценкой, но не имеющие физической сущности (патенты, изобретения, интеллектуальная собственность и т.п.); они наделены «неосязаемой ценностью» и в силу этого способны приносить предприятию дополнительный доход в течение длительного периода или постоянно; они переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным предприятием нормам; - предметы труда - это запасы в виде сырья, материалов, комплектующих изделий, тары, топлива и др., используемые в одном производственном цикле, поэтому всю свою стоимость они сразу переносят на изготовленную из них продукцию; эта их особенность требует со стороны предприятия постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. К данной группе относят и остатки незавершенного производства. Незавершенное производство - это производство, которое не закончено на данном этапе технологического процесса, продукция, не принятая отделом технического контроля. Средства в сфере обращения представляют собой средства, участвующие в сфере обращения (обеспечение, сбыт) и обслуживающие ее. К ним относят: - продукты труда - готовую продукцию, товары; - денежные средства - сумма наличных денег в кассе предприятия, свободные денежные средства, хранящиеся на текущих и прочих счетах в банке, а также ценные бумаги (акции, облигации, векселя и др.) и прочие денежные средства предприятия; - средства в расчетах - дебиторская задолженность за товары, услуги, продукцию, по выданным авансам, по полученным векселям, суммы, не возмещенные подотчетными лицами. Средства, обслуживающие процессы обращения (обеспечение, реализацию), включают в себя средства труда (здания складов, нефтехранилища, весовое хозяйство, инвентарь) и предметы труда (материалы, запасные части, строительные материалы). Средства, обслуживающие социальную сферу (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, дошкольное воспитание и др.), состоят из средств труда (здания жилые, здания поликлиник, библиотек, спортивные сооружения, инвентарь, обслуживающий эти отрасли) и предметов труда (вспомогательные материалы, медикаменты, биохимикаты и др.). В бухгалтерском учете, кроме наличия и размещения хозяйственных средств, отражают также их источники и целевое назначение (пассивы). Характеристика пассивов Пассивами (источниками хозяйственных средств) являются собственные средства и обязательства предприятия (заемный или привлеченный капитал). К собственным средствам относят уставный капитал, неоплаченный капитал, выкупленные собственные долевые инструменты, эмиссионный доход, резервный капитал, нераспределенную прибыль (непокрытый убыток). Уставный капитал - представляет собой совокупность вкладов учредителей или участников (собственников) предприятия в денежном выражении (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств), внесенных ими при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных его учредительными документами. Неоплаченный капитал-это та его часть, которую собственники предприятия должны внести в уплату своей доли в уставном капитале до истечения установленных законодательством сроков. Резервный капитал - сумма средств предприятия, образуемая в соответствии с законодательством и учредительными документами для покрытия незапланированных затрат, возникших в процессе работы. Нераспределенный доход (непокрытый убыток) - это чистый доход предприятия, то есть сумма превышения доходов предприятия над его расходами за минусом подоходного налога с юридических лиц. Любое предприятие, наряду с собственными средствами, имеет и обязательства перед другими хозяйствующими субъектами. Обязательства предприятия - это средства, не принадлежащие данному предприятию, но временно находящиеся в его распоряжении и используемые наравне с его собственными средствами. К ним относят займы (кредиты банков), кредиторскую задолженность, которые иначе можно еще называть заемным или привлеченным капиталом. Займы (кредиты) - суммы полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов и других привлеченных средств в национальной и иностранной валюте от банков и других внебанковских учреждений на территории республики и за рубежом. Обязательства предприятия (кредиторская задолженность) - суммы задолженности предприятия: - перед бюджетом по оплате налогов; - по платежам во внебюджетные фонды как в обязательном, так и в добровольном порядке; - по выплате дивидендов акционерам по принадлежащим им акциям;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |