| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Н. Салиева, главный бухгалтер
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ СПИСАНИЯ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ?
На каком основании списываются топливные и масляные, воздушные фильтры, приобретенные для парка автотранспортных средств ТОО?
Мероприятия по содержанию машин и механизмов в рабочем состоянии (далее ремонтные работы) в зависимости от видов и сложности работ подразделяются на: - техническое обслуживание; - текущий ремонт; - капитальный ремонт; - модернизацию. Под техническим обслуживанием понимается комплекс плановых мероприятий проводимых с определенной периодичностью (ежедневные, сезонные, после пробега определенного количества километров, после наработки определенного количества машино-часов) с целью поддержания машин в рабочем состоянии. К текущему ремонту машин и механизмов относятся работы по своевременному проведению профилактических мероприятий и устранению небольших неисправностей, поддержанию в рабочем состоянии. Основные детали и узлы при этом не заменяются и не ремонтируются. К капитальному ремонту относится более сложный ремонт, который предполагает замену и ремонт основных деталей и узлов. Ремонт машины, в результате которого улучшились её эксплуатационные характеристики, и увеличилась первоначальная стоимость, признается модернизацией. Проведение ремонтных работ требует соблюдения определенных правил документального оформления: 1) До начала отчетного года на предприятии составляется план технического обслуживания и ремонта подвижного состава. 2) На каждый ремонтируемый автомобиль специальная комиссия, созданная на предприятии, составляет акт технического осмотра и дефектную ведомость. В этих документах указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей. Формы актов и дефектной ведомости предприятие разрабатывает самостоятельно. 3) На основании дефектной ведомости составляется смета на проведение ремонта. 4) Если ремонт выполняется хозяйственным способом, то инженерно-техническая служба предприятия выписывает наряды-заказы по данным дефектной ведомости. 5) По дефектной ведомости и наряду-заказу выписываются документы на получение со склада необходимых для ремонта запасных частей и материалов. 6) Передача автомобиля в ремонт, как в ремонтный цех предприятия, так и сторонней организации, производится на основании акта. 7) По окончании ремонта составляется акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов, бухгалтер делает запись в инвентарной карточке автотранспортного средства о произведенных работах. 8) Составляется акт списания запасных частей. Некоторые материальные затраты на содержание автотранспорта являются нормируемые, например, эксплуатационные сроки службы аккумуляторных батарей, эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин. При их списании следует руководствоваться «Нормами расходов горюче-смазочных материалов и расходов на содержание автотранспорта» утвержденные постановлением Правительства РК от 11 августа 2009 года № 1210. Акты (ведомости) подписываются членами комиссии, которые назначаются приказом, и утверждаются директором или уполномоченным на то лицом. В комиссию (как правило - 3 человека) обязательно входит механик. Что касается фильтров, то их замена относится к техническому обслуживанию. Своевременная замена фильтров просто необходима, чтобы избежать незапланированных затрат на ремонт агрегатов и систем автомобиля. Как часто нужно менять фильтры? Срок службы фильтров зависит от многих факторов: конструкции конкретных моделей и модификаций автомобилей, их назначения, условий эксплуатации, интенсивности использования транспортного средства; марок и качества используемых масел, качества топлива и жидкостей в гидросистемах, технологий изготовления фильтров и сменных фильтрующих элементов, сроках их службы, декларируемых производителями и т. д. Но как бы то ни было, главная рекомендация специалистов - периодичность замены фильтров для обеспечения нормальной работы автомобиля должна производиться, прежде всего, в строгом соответствии с нормативами, определенными производителем. Любой актив имеет паспорт производителя (инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию, сервисная книжка автомобиля и т.д.), где прописано, в каком режиме и какое обслуживание необходимо выполнять для поддержания работоспособности автомобиля (оборудования). Например, рекомендуемая периодичность замены масла и фильтров на магистральных автомобилях КАМАЗ: Моторное масло - через каждые 30 000 км, с одновременной заменой фильтроэлементов масляного фильтра. Элементы фильтра тонкой очистки топлива - через каждые 20 000 км или с меньшей периодичностью при ощутимой потере мощности двигателя. Элементы фильтра грубой очистке топлива - через каждые 30 000 км или с меньшей периодичностью при ощутимой потере мощности двигателя. Воздушный фильтрующий элемент при срабатывании индикатора засоренности или принудительно через каждые 60 000 км пробега, даже если не сработал индикатор. То есть основанием планового технического обслуживания автомобиля по замене фильтров служит рекомендации производителя, как правило, в километрах пробега автомобиля. Неплановое - по неудовлетворительным показателям работы автомобиля на основании акта технического осмотра.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |